Не обманывайся насчет людей

Программу обучения и воспитания цесаревича Александра Николаевича составлял человек широчайшего кругозора и человеколюбивых устремлений Василий Андреевич Жуковский (1783-1852).

Получив лестное предложение от императорской семьи, он стал деятельно готовиться к предстоящей миссии и совершил поездку за границу с целью изучения европейской системы образования.

Летом 1826 года образовательная программа для наследника была готова. Будущему императору Александру II на тот момент исполнилось 8 лет.

Родился будущий император в апреле 1818 года в Москве. Мальчик появился на свет в праздничный день, в Светлую среду в Кремле, в Архиерейском доме Чудова монастыря. Здесь в то праздничное утро собралась вся Императорская фамилия, прибывшая для встречи Пасхи. В честь рождения мальчика московскую тишину разорвал пушечный салют в 201 залп.

Родители Александра на момент рождения сына были Великими князьями. Но когда подросшему наследнику исполнилось 7 лет, его мама Александра Фёдоровна и отец Николай I стали императорской четой.

Согласно плану В.А.Жуковского, процесс обучения и воспитания разделялся на три основных периода: первый, получивший название «учение подготовительное», должен был продолжаться с восьми до тринадцати лет ученика; второй – «учение подробное»  – с тринадцати до восемнадцати лет; третий период предполагал двухгодичный курс «учения применительного».

Василий Жуковский был ответственным не только за обучение цесаревича, но и за его воспитание.

Следует отметить, что для совместного прохождения  полного  курса  предметов  во  дворце  поселили  двух  высокородных  мальчиков – Иосифа  Михайловича Вильегорского (1817-1839) и Александра Владимировича Паткуля (1817-1877).


В качестве главного воспитателя к детям был приставлен боевой офицер Карл Карлович Мердер (1787-1834), который стремился стать искренним старшим другом великого князя и добился от него величайшей откровенности. Позднее младшая сестра Александра II, Ольга Николаевна, уже будучи королевой Вюртембергской, в своих  мемуарах  так охарактеризовала К.К.Мердера: «Он был прирожденный педагог, тактичный и внимательный. Правилом его работы было развить хорошие черты ребенка  и сделать из него честного человека». Цесаревич невероятно любил и уважал своего воспитателя.

Иосиф Вильегорский обладал живым умом и богатым воображением и часто опережал наследника в усвоении материала. Александр Паткуль несколько отставал. В результате удачно смоделированного образовательного микроклимата наследнику посчастливилось правильно развиваться и социально адаптироваться в условиях такой дворцовой микрошколы.

Священную историю и Закон Божий преподавал сам протоиерей Герасим Павский. Академик Коллинз учил мальчика премудростям арифметики, а Карл Мердер дал основы военного дела.

В.А. Жуковский преподавал наследнику и его товарищам русский язык, общую грамматику, начальные понятия по химии и физике. Особое значение придавалось естественным наукам для дальнейшего понимания истории. Наставником были сформулированы основные правила будущего монарха.

Эти правила, сформулированные Василием Андреевичем Жуковским, и побудили меня написать данный рассказ. Предлагаю их, уважаемые читатели, вашему высокому вниманию:


1) Уважай закон и научи других уважать его своим примером. Закон, пренебрегаемый царем, не будет храним и народом.

2) Люби и распространяй просвещение – народ без просвещения есть народ без достоинства; из слепых рабов легче сделать свирепых мятежников. 

3) Уважай общее мнение. 

4) Уважай свободу и правосудие.

5) Властвуй не силой, а порядком.

6) Будь верен своему слову. Без доверия нет уважения, а неуважаемый бессилен.

7) Окружай себя достойными помощниками.

8) Уважай свой народ, и он станет достойным уважения.

9) Люби свой народ, и он будет любить тебя.

10) Не обманывайся насчет людей и всего земного, но имей в душе идеал добродетели.


Рецензии
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.