Конституция 1936 года от Гитлера и Большой террор

Другое название: Гитлер + Сталин = Конституция 1936 года и Большой террор
Расшифрую эту формулу:

Приход к власти в Германии Гитлера в 1933 году и установление там террористического антикоммунистического режима, враждебного не только СССР, но и западным демократиям, вынудили советское руководство искать пути сближения с ведущими демократическими странами для совместной борьбы с гитлеризмом. Основным препятствием для такого сближения на тот момент был открыто антидемократический характер власти («пролетарская диктатура») в самом СССР. Для устранения этого препятствия Сталин и принял решение поменять Конституцию советского государства на более демократическую.

Разумеется, для сталинского политического режима эта перемена должна была быть (и стала) чисто внешней, ничего не меняя по существу, однако сам факт формального отказа от пролетарской диктатуры не мог не вызвать протеста среди части старых коммунистов.  Опасность такого протеста для власти Сталина обострялась сохранением в рядах партии затаившихся сторонников только что разгромленных оппозиционных групп.

Между тем, внутреннее положение режима тогда было довольно шатким. Сплошная коллективизация, являвшаяся безусловным детищем Сталина, привела в 1932 – 1934 гг. к значительному сокращению производства зерна и, особенно, численности скота. Государство, однако, отбирало у крестьян свою, установленную им же, долю в полном объёме. Это стало причиной чудовищного голода. Миллионы людей умирали не получая никакой помощи. Недовольство властью среди сельского населения достигло своего пика. Гигантская инфляция и нехватка продуктов ухудшили положение и городского населения, в том числе считавшегося опорой компартии рабочего класса (о ценах и зарплатах в СССР в 30-е гг. см.: http://proza.ru/2020/11/28/636). Всё это не могло не вызвать сомнения в правильности политики Сталина у части работников партийного и государственного аппарата, угрожая возможностью заговора с целью отстранения его от власти.

Указанные обстоятельства, а также острая потребность уже созданного ГУЛага в пополнении рабочей силы на вверенных ему стройках 5-летки, и подтолкнули Сталина к организации силами НКВД массового террора для уничтожения или изоляции всех возможных оппонентов себе и своему курсу, и, особенно, тех из них, кто хотя бы теоретически мог претендовать на участие в выборах по новой Конституции. В конечном счёте, это привело к окончательному утверждению негласного режима его абсолютной личной власти в СССР.

А теперь конкретнее по каждому пункту:

1. Принятие Сталиным решения об изменении Конституции:

Решение убрать внешние признаки «пролетарской диктатуры» в СССР для сближения с демократическим Западом созрело в голове Сталина, видимо, ещё в последние месяцы 1933 года, одновременно с планом коллективной безопасности против фашистской агрессии, утверждённым на заседании ЦК ВКП(б) 12 декабря. На это указывает, в частности, предпринятое им тогда изменение устава партии с внесением в него отдельной главы «О внутрипартийной демократии». Реальной демократией в ней, конечно, и не пахло, даже наоборот, но формально почин был сделан, слово «демократия» в партийный закон коммунистов внедрено. Оставалось сделать то же самое и с основным законом страны.

Повод для этого был – сам Сталин ещё на 16-м съезде партии в июне 1930 года заявил, что «мы уже вступили в период социализма» (Хрестоматия по истории России. – М., 2015. С. 466), следовательно, надобность в пролетарской диктатуре, введённой большевиками на переходный период от капитализма к социализму, отпадала. Правда, в официальную резолюцию съезда такая формулировка не вошла, была принята более осторожная: «Строительство социализма развёрнутым фронтом», однако, завершить это строительство в социальном плане предполагалось в самое ближайшее время. Всего через полтора года (на 17-й конференции ВКП(б) в январе 1932 г.) Молотов, выступая от имени Политбюро, заявил, что «мы уже вступили в первую фазу коммунизма» (Там же. С. 467) (то есть в социализм - Ю.Т.).

Впрочем, немедленному объявлению СССР демократическим государством мешало тогда одно очень существенное обстоятельство - согласно ленинской теории, социалистическая демократия должна отличаться от буржуазной наличием прочных гарантий осуществления прав и свобод трудящихся. Другими словами, право на труд должно было быть обеспечено всеобщей занятостью, право на отдых – не только ограничением рабочего дня, но и достаточным количеством оплачиваемых выходных и отпускных дней для каждого работника, а также курортов, санаториев, клубов и других доступных мест отдыха, право на образование и охрану здоровья – достаточным числом образовательных и медицинских учреждений.

Всего этого к концу 1933 года явно не хватало, а право на жизнь вообще выглядело в условиях чудовищной смертности от голода открытым издевательством, поэтому с оформлением советской демократии Сталин решил подождать. Только в начале февраля 1935 года, когда смертоносные последствия коллективизации в стране были в основном преодолены, Пленум ЦК принял, наконец, постановление внести необходимые изменения в Конституцию, которое сразу было закреплено решением проходившего в те дни 7-го Съезда Советов СССР. Сама же новая Конституция была принята 8-м Съездом Советов 5 декабря 1936 года.

2. Подложный характер демократизации власти в СССР:

С лёгкой руки историка Юрия Жукова, довольно много людей в нашей стране верят, что Сталин искренне хотел демократизировать советское общество, то есть дать возможность народу свободно избирать своих правителей. В подтверждение обычно ссылаются на саму Конституцию 1936 года, декларирующую широчайшие права и свободы, вплоть до возможности альтернативных выборов. Жуков даже раскопал в архивах образец избирательного бюллетеня (напечатанного в газете «Правда» 6 марта 1937 года), в котором значились имена нескольких кандидатов. Но что же было в действительности?

В том же номере «Правды», где был опубликован образец бюллетеня, можно было прочитать и Положение о выборах, в котором сообщалось, что победителем признаётся тот, кто набрал в своём избирательном округе абсолютное большинство голосов. Если же это не удалось никому, то выборы должны быть проведены заново (перебаллотировка) для двух кандидатов, набравших больше всех голосов, ну и так далее, до получения искомого результата. Понятно, что тратить деньги и время на дополнительные выборы властям ни в центре, ни на местах не хотелось, поэтому по каждому округу на практике всегда выдвигался только один кандидат.

Для прикрытия фактической безальтернативности выборов была придумана нехитрая уловка - по инициативе ЦК на места отправили телеграмму со списком 32 лиц (Сталин, Ворошилов, Ежов и т. п.), которых предлагалось выдвигать на предвыборных собраниях трудовых коллективов вторыми и третьими кандидатами в округах с тем условием, что накануне выборов «лишние» снимут свои кандидатуры (Павлова И.В. 1937: выборы как мистификация, террор как реальность: http://ikvo35.ru/election/03_st-72.html
)

Было уделено внимание и «правильному» составу избирательных комиссий. 14 октября Сталин шифрограммой (то есть в секретной форме) обязал партийное руководство республик, областей и краёв тщательно проверить его. То же предписывалось сделать горкомам и райкомам, причём вышестоящие органы проверяли у них председателей и секретарей избирательных комиссий, списки которых затем подписывались главами местного Совета, комитета партии и отдела НКВД и утверждались ЦК ВКП(б) (Там же). Таким образом, «случайные» для партийной верхушки люди попасть в эти комиссии никак не могли, что открывало полную возможность фальсификации ею результатов выборов.

Ещё одной мошеннической проделкой Сталина стало наличие в указанной выше шифрограмме требования проводить от собраний рабочих, служащих и колхозников только совместные кандидатуры коммунистов и беспартийных. При этом обеспечить их избрание обязывались соответствующие партийные коллективы (Там же). Никаких шансов выдвинуть своего независимого от компартии кандидата у беспартийных уже не оставалось.

Для того чтобы данный факт не слишком бросался в глаза, Сталин предложил своим местным ставленникам провести на выборах «процентов 20 беспартийных» (Там же). Те, как обычно, постарались перевыполнить план «вождя». В итоге среди депутатов Верховного Совета СССР оказалось 25 % беспартийных (данные из википедии) (весь список кандидатов перед выборами утверждался ЦК (Павлова И.В. Там же)). Вряд ли можно сомневаться, что большинство последних (если не все) являлись представителями предусмотренных уставом ВКП(б) 1934 года «групп сочувствующих», как «наиболее близких к партии беспартийных активистов».

А как же обстояло дело с активным избирательным правом у остальных, то есть у подавляющего большинства советских граждан? Да никак! Его у них, по-прежнему, не было. Достаточно сказать, что выдвигать своих кандидатов по Конституции 1936 года могли только общественные организации и общества трудящихся, под которыми подразумевались исключительно те, что были учреждены на основании Положения о добровольных обществах и союзах от 10 июля 1932 года, ставившие своей задачей активное участие в социалистическом строительстве и укреплении обороны СССР. Все они находились под полным контролем компартии. Не связанные же с коммунистами общества (религиозные и т.п.) регистрировались в особом порядке и не обладали правом юридического лица. Участвовать в выборах они не имели права (Там же).

3. Организация Сталиным массового террора для обеспечения нужного ему исхода выборов:

«Ручные» избирательные комиссии, «совместные кандидатуры» и безальтернативность выборов всё же не вполне гарантировали успешный их исход для Сталина и его аппарата, ведь избиратели могли просто сорвать голосование. Для того чтобы этого не произошло, была проведена тщательная «зачистка» органами НКВД всех, кто имел или хотя бы теоретически мог иметь мнение отличное от того, что навязывалось народу сталинской пропагандой. Именно эта зачистка и получила известность впоследствии под именем «Большой террор». Началась она задолго до официального решения о подготовке новой Конституции.

Сначала Сталин постарался избавиться от всех возможных оппонентов внутри партии. Первая чистка её рядов (в нарушение устава, так как объявлена конференцией, а не съездом партии) была проведена им в решающий момент борьбы с «правой оппозицией» и сразу после победы над ней, в 1929 – 1930 гг.

Следующая была объявлена 3 января 1933 года на объединённом пленуме ЦК и ЦКК партии (то есть тоже незаконно). Предлогом стала провозглашённая тогда Сталиным борьба с «антисоветскими элементами», на которых он свалил всю вину (отводя её от возглавляемой им верхушки партии) за обострение экономических проблем в ходе ускоренной им индустриализации и сплошной коллективизации, и в первую очередь за массовое воровство государственного, колхозного и кооперативного имущества. За действительную или мнимую связь с этими «элементами» было исключено в 1933 – 1934 гг. значительное число нелояльных Сталину членов партии. Новый приём в неё фактически прекратился вплоть до ноября 1936 года.

Очередная, уже третья по счёту, чистка (с 13 мая 1935 г.), под видом проверки учётных партийных документов, началась вскоре после начала массовых репрессий в стране. Поводом и для того, и для другого стало убийство Кирова 1 декабря 1934 года. В таких условиях появилась возможность физического устранения оппонентов Сталина, чем он не преминул воспользоваться. К моменту выборов в Верховный совет в декабре 1937 года все известные населению представители оппозиции и просто несталинисты в руководстве страны уже были расстреляны (их сторонники частью были тоже расстреляны, частью пополнили собой население лагерей).

Но волна репрессий захлестнула, конечно, не только членов партии. Уничтожению или изоляции подлежали и все, кто являлись носителями несоветских традиций и политических взглядов – те самые «бывшие», которых Сталин ещё в январе 1933 года обвинил во вредительстве. Тогда же он обозначил их состав: «промышленники и их челядь, торговцы и их приспешники, бывшие дворяне и попы, кулаки и подкулачники, бывшие белые офицеры и урядники, бывшие полицейские и жандармы, всякого рода буржуазные интеллигенты шовинистического толка и все прочие антисоветские элементы». Все эти люди уже успели к тому времени побывать в ссылке или за решёткой и были лишены избирательных прав. Теперь, по новой Конституции, эти права им следовало предоставить. Но у Сталина и его окружения были насчёт них другие планы.

Устранение этих категорий населения началось непосредственно в период подготовки выборов в Верховный Совет СССР. Соответствующее постановление было принято Пленумом ЦК партии 2 июля 1937 года и шифрограммой сразу же разослано партийному и советскому руководству на места (Там же). А 31 июля Политбюро утвердило приказ наркома НКВД Ежова под номером 00447, определивший детали и сроки этой операции, которая должна была закончиться как раз к началу выборов, в 1-й половине декабря. Все «бывшие» были разделены на 2 категории, из которых первая подлежала расстрелу, а вторая – заключению в тюрьмы или лагеря на 8 – 10 лет. Всего было репрессировано таким образом 702 656 человек. Потом НКВД подчистило остатки недовольных, раскрывших себя в ходе выборов.

Когда летом 1938 года окончательно определилось верноподданническое по отношению к Сталину лицо новых органов власти, дальнейшее продолжение Большого террора потеряло смысл, и к концу осени он был постепенно прекращён. Оставалось спрятать концы в воду, то есть избавиться от исполнителей, чем и занялся затем, по заданию Сталина, новый глава НКВД Берия. В январе 1939 года 18-й съезд партии запретил и партийные чистки. После этого политическая ситуация в СССР надолго стабилизировалась, хотя от террористических методов подавления инакомыслия и сопротивления своей политики сталинская власть и в дальнейшем никогда не отказывалась.

(Статья в более полном виде - со всеми фотографиями, картами, схемами - была опубликована на сайте яндекс.дзен. на канале "Ю.Тарасов. История от историка")


Рецензии
Повод для этого был – сам Сталин ещё на 16-м съезде партии в июне 1930 года заявил,

¿¿¿

Повод для этого был – сам Сталин ещё на XVI съезде партии в июне 1930 года заявил,

Зус Вайман   30.05.2021 21:19     Заявить о нарушении
А в первом варианте что-то написано непонятно?

Юрий Тарасов-Камчатский   31.05.2021 06:06   Заявить о нарушении
Всё весьма грамотно

Зус Вайман   31.05.2021 06:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.