Необходимость архитектурной реставрации в Ахцах

Необходимость архитектурной реставрации исторической части села Ахцах (Ахты).

«…добрались до лезгинского сел. Ахты. Это самый большой населенный пункт в долине Самура и экономический центр верхней его половины. Середина селения отличается тесной застройкой, а окраины состоят из усадеб, окруженных фруктовыми садами (в них растут яблони, абрикосы, черешни и т.д.). В селении имеются маленькая гостиница, чайные, парикмахерская, аптека, музей, кинотеатр и лезгинский драматический театр с постоянной труппой актеров. На местном базаре торгуют фруктами, овощами, бараниной, кислым молоком, чуреками, предметами ремесла – медными тазами и кувшинами, одеждой и шерстяными чулками пестрой расцветки. Считается, что лучшие лезгинские чулки вяжут именно в Ахты». Лавров Л.И. Этнография Кавказа. Л., 1982. С. 78

«Для питья употребляют воду из Ахтычая; в этой реке вода постоянно мутная, но весьма здоровая; из Ахтычая воду доставляют крестьянки в медных кувшинах, которые носят на плечах». Бабаев Д. Селение Ахты // СМОМПК. Вып. 17. Отд. 1. Тифлис, 1893. Л. 143

«...эти источники расположены в узком ущелье, по левому берегу Ахты-чая, на небольшом косогоре, у подножия горы “Хун-Пад” (Хун-Пад по местному значит “нужно беречь”) (...). Над каждым источником имеется незатейливая постройка небольших размеров (...). Здания эти сложены из простого плитняка на глине, снаружи и изнутри обмазаны глиною и выбелены; крыша плоская земляная. На расстоянии (...) построено несколько лучшее здание, которое заключает в себе две ванны с 12 номерами, кухню и несколько конюшен; оно носит название “Комаровских ванн”; тут имеются офицерские и солдатские ванны...». Бабаев Д. Селение Ахты// СМОМПК. Вып. 17. Отд. 1. Тифлис, 1893. Л. 144

«Так как местность крайне гористая, с крутыми склонами, а почва недоброкачественная, то занятия жителей большею частью составляют отхожие промыслы, на которых они бывают в течение 8–9 месяцев в году; идут они главным образом в Бакинскую и Елисаветпольскую губернии, в Закаспийскую область, а также другие местности Империи. Незначительная часть жителей занимается садоводством, огородничеством, хлебопашеством и скотоводством, да и то исключительно для собственного потребления, а если и остается излишек, то его продают в соседних же аулах. Овцеводство также составляет один из главных источников благосостояния жителей Самурского округа; кустарная же промышленность развита в весьма незначительных размерах». Бабаев Д. Селение Ахты // СМОМПК. Вып. 17. Отд. 1. Тифлис, 1893. Л. 145, 146


Ахцах - центр пересечения торговых путей в древности.
Необходимость реставрации старой части села Ахцах.


В конце XIX века Ахцах (Ахты) был самым крупным населенным пунктом Дагестанской области после Дербента: здесь ещё в конце XIX века проживало более 6000 человек. На тот момент это был самый крупный населённый пункт в Дагестанской области и на Кавказе в целом. Заброшенность и запущенность такого места в советскую эпоху после 50-х годов в ДАССР, игнорирование и замалчивание его истории, научно-историческое игнорирование значимости села в древней истории, сыграли негативную роль.

Например, значимость Ахцаха для всего Северно-Восточного Кавказа как точки пересечения многих важных древнейших торговых путей с  севера на юг и с юга на запад и на север вообще в истории Дагестана никак не представлена. Про это пишут грузинские и зарубежные авторы, например.  Но почему-то не сами дагестанские. Рассмотрим вкратце здесь значимость и важность Ахцах для Северо-Восточного Кавказа как центральной точки всех наиболее значимых торговых путей древности.
Знаменитый торговый путь по линии с юга на север  и назад:  Гидатль – Чох – Кумух – Чирах – Ахцах (Самурская долина) - Ширван, где Ахцах был центром пересечения и местом остановки больших караванов (Кьер) и откуда далее шли караваны по перевалам через территорию Джаро-Белоканских обществ в Ширван.  С XV века действовал другой маршрут : Шеки – Шемаха – Ахцах - Дербент – Астрахань.
Третий маршрут - опять таки с центром пересечения в Ахцах:  путь Ахцах  – Шеки через Салаватский перевал, действовавший весь год. Торговые операции между народами Закавказья и современного Дагестана совершались в торгово-ремесленных
центрах, из которых наиболее значимую роль играли Шемаха, Ахцах и Дербент. С XVII века по побережью Каспийского моря используется новый (четвёртый) путь из Ирана в Европу через Шемаху, Ахцах, Дербент, Астрахань, Москву, далее на запад. Пятый путь:  через Ахцах пролегал путь, связывающий Грузию с Кубой и Дербентом. Жители Северного Кавказа совершали торговые сделки в  Закаталах, Шеки, Кахе, Кубе, Шемахе, Баку, Ахцах, Дербенте. Важность Ахцаха здесь не подлежит сомнению. И таких путей было ещё несколько.

Через Ахцах в Дербент и Астрахань шёл беспрерывный товаропоток: сахар, соль, сукна, красильные материалы, ароматы, шелковые, бумажные и холщовые ткани, фабричные и иностранные товары: писчая бумага, мягкая мебель, стальные, железные и медные изделия, домашняя утварь и многое другое. Из Апшерона в бурдюках на вьючных животных и арбах в Ахцах перевозили также нефть и нефтепродукты, откуда они покупался купцами и вывозились далее.  Это говорит о высоком уровне торгово-экономического развития села в прошлом. Также здесь были многочисленные ремесленные  мастерские, местная мануфактура и ковроделие.

Весь Самурский округ была центром обработки продукции животноводческого хозяйства. Но центральную роль играл непосредственно сам Ахцах. Тонкорунная шерсть овец самурской пород обрабатывалась в многочисленных домашних мастерских, где вручную изготовлялись высококачественные ковровые нитки и пряжа. Шерсти тут было очень много и она шла на продажу отсюда повсеместно. Жители Самурской долины с давних времен занимались животноводством, перегоняли свой скот на зимние пастбища Кубы. Ахцах был наиболее связан с Кубой, Кабалой и Ширваном, чем любое иное село в Дагестанской области. И в этом смысле тоже совершенно не изучена старинная экономическая история села, всей Самурской долины и его тесных исторических связей с Кубой и с Ширваном. Например, кубачинцы, цудахарцы, андийцы использовали торговый маршрут через перевалы Чох - Кумух - Чираг - Ахцах для торговли и покупки необходимых себе товаров. Таким образом, перевальные пути через Ахцах являлись главными местами интенсивных экономических и культурных взаимоотношений многочисленных народов Северного Кавказа, Закавказья и Среднего Востока.  Это малая толика исторической роли Ахцах в жизни всего региона. Тут мы только коснулись хозяйственных  связей. Про военную и политическую роль Ахцах даже не трогаем, настолько это большая тема. Сейчас наиболее важно хотя бы привести в порядок старинную часть Ахцах. Представьте какое это было богатое и развитое село. Даже одна серьёзная археологическая экспедиция может открыть завесу истории. Ещё более важнее: сделать Ахцах Этноселом. Ахцах заслуживает этого намного более, чем любое другое село республики. Но у Ахцах нет заботливого хозяина. Проблема только в этом сейчас. Отреставрировать нужно всё село. Создать правила внешнего общего архитектурного облика, обязательные для новых построек села. Это программа минимум, понятная любому ахцахцу.

Вопросов к изучению истории села много. ИИАЭ ДНЦ РАН никогда не инициировал и не проводил никакие археологические раскопки в Южном Дагестане в целом, несмотря на то, что весь регион представляет собой кладезь артефактов, где заброшенные сёла это музеи под открытым небом, особенно Ахцах и его окрестности, и соседний Рутульский район. Село Ахцах  игнорировалось в этом плане -  всё это отличительные черты бытовавшей  в послевоенном ДАССР дискриминационной политики руководства относительно Южного Дагестана. Ахцах не избежал общей участи региона. Являясь  кузницей интеллектуальной научной элиты ДАССР и РСФСР, село находилось в забвении и в разрухе всё время. Лучшие и талантливые люди села предпочитали уезжать за пределы республики, нежели тратить свою жизнь на борьбу с несправедливой системой республики. Поэтому Ахцах, как и многие другие лезгинские сёла, были брошены и своими уроженцами в том числе.

В постсоветский период последовал уже окончательный упадок всего хозяйства в районе и в самом Ахцах. Крайне губительным для сохранения идентичности Ахцах оказался спуск окрестных сёл в село уже во второй половине XX века- то была уже варварская политика самих местных чиновников, не желающих делить скудный бюджет района на развитие сёл, предпочитали всеми способами спускать их и расширять за их счёт сам Ахцах. Но при этом и само село Ахцах никак не обустраивали и не развивали. Бюджетные деньги куда-то исчезали. Уникальное село - способное стать в чистом виде Этноселом и центром туризма - оказалось застроенным нетипичными для себя  современными застройками новых переселенцев, портящим его древний вид. Хуже всего, чтобы строить дома, стали рубить заложенные в послевоенное время трудом населения всего села фруктовые сады - знаменитые ахцахские яблоневые сады. Участки распределялись любым желающим и за взятки. Самыми дорогими были участки с поливной водой. Ныне ни один из тех чиновников, обогатившихся в постсоветский период на бедах своего района и села, на уничтожении фруктовых садов, а в общем, на трагедии своего народа, не понесли заслуженное наказание. Напротив, те, кто нанесли изнутри тяжёлый хозяйственный ущерб своему селу, району, не ответили за свои действия и благоденствуют поныне.
Одно из самых крупных сел Дагестана с уникальной средневековой архитектурой находится в худшем состоянии.

Старинная часть села, в народе - Старый Ахцах, Гюней Пад, охотно посещаемая российскими и иностранными туристами никогда не реставрировалась и разрушается на глазах. В принципе, сама администрация обязана изыскать средства на реставрационные работы. Находит же администрация района деньги откуда-то на содержание Люминари Центра (450 - 500  тысяч рублей в месяц) в селе Хрюг, который не играет никакую роль в жизни самого Ахцах и никакой пользы народу от него нет. Почему же на реставрацию старинной части села и на создание туристической инфраструктуры никаких денег нет? Не это ли намного более важнее для района, нежели Люминари?

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Ахцах проживало 13 405 человек. На 2021 год по неофициальным данным число жителей перевалило за 18 000. Ахцахские бани, одна из главных достопримечательностей села, построенные на месте выхода минеральных вод, температура которых колеблется от 38° до 68° С, также не обустроены. Хотя каждый год посещаемость их туристами растёт и все жалуются на отсутствие элементарных условий для приезжих. Отсутствует туристическая инфраструктура. Более менее благополучные дома районе бань (Къурукол) принадлежат финансовой элите, которая приезжает сюда изредко для отдыха и развлечения, а  для самого села ничего не делает и не собирается делать.  Российские туристические блоги полны критики общего состояния всего Южного Дагестана, его необустроенности, неухоженности, замусоренности, но более всего, туристы сокрушаются по поводу запущенности такого уникального села с средневековой архитектурой, как Ахцах.



АХЦАХ ЭТНО #akhtsakh


Рецензии
Жители Ахты имеют еврейские корни

Парвин Гейдаров   24.05.2021 03:10     Заявить о нарушении