Марксизм и шведская модель социализма, ч. 1

Один товарищ, мой оппонент, критически относится к классовой борьбе, считает, что она должна вестись в рамках ЗАКОНА (только большими буквами), что таким образом можно разрешить имеющиеся в современном обществе противоречия между трудом и капиталом. И в качестве примера приводит «шведскую модель социализма». По сути, оппонент отрицает революционный характер марксизма.
Вашему вниманию предлагается первая часть материала

Марксизм – революционное учение пролетариата

Хочу напомнить уважаемому оппоненту, что уже в первом научном произведении марксизма «Манифесте коммунистической партии» Маркса и Энгельса провозглашается революционный характер борьбы пролетариата за свержение власти буржуазии.

Маркс и Энгельс подчёркивают: «коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности». Так называемая «шведская модель социализма», которую проводит в жизнь социал-демократия Швеции, и не ставит такой задачи. Там идёт речь о мирном сосуществовании труда и капитала, когда капитал идёт на определённые уступки ради сохранения своих прибылей и сверхприбылей. То есть, общество и не выходит из рамок капиталистической формации, а социал-демократы Швеции верой и правдой служат капиталу, сохранению его власти, только немного приукрашая лицо буржуазии.

«Манифест» основоположники марксизма завершают словами:
«Коммунисты считают презренным делом скрывать свои взгляды и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путём насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя. Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир. ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!».

Ни о каком «мирном сосуществовании» антагонистических классов – буржуазии и пролетариата – у Маркса и Энгельса и речи не идёт. И, тем более это касается основополагающего труда Маркса – «Капитала».

В «Капитале» Маркс открыл источник эксплуатации труда капиталом, показал, что буржуазия свою прибыль получает за счёт эксплуатации труда наёмного рабочего, пролетария, оплачивая ему только часть его труда – необходимый труд, труд во время которого (необходимое время) рабочий возмещает стоимость своей рабочей силы. А в прибавочное время рабочий уже создаёт прибавочный продукт, прибавочную стоимость (прибыль), которая безвозмездно присваивается капиталистом, являющегося собственником средств производства.

В третьем томе «Капитала» Маркс формулирует закон тенденции нормы прибыли к понижению, обусловленный ростом производительной силы труда и относительным уменьшением массы живого труда (рабочей силы), применяемой в процессе производства. При полной автоматизации и роботизации производства, к чему подошёл современный капитализм и, соответственно, вытеснению из производственного процесса человека, прибавочная стоимость исчезает, то есть прибыль стремится к нулю. 

Этим обусловлены исторически ограниченные рамки существования капиталистического способа производства.

Маркс пишет: «Противоречие между всеобщей общественной силой, в которую превращается капитал, и частной властью отдельных капиталистов над этими общественными условиями производства становится всё более вопиющим и предполагает уничтожение (выделено мною – Об.) этого отношения, так как оно вместе с тем предполагает преобразование условий производства во всеобщие, коллективные, общественные условия производства» («Капитал», т.3, стр. 290).

Об этом Маркс и Энгельс говорят в «Манифесте»: «пролетариат основывает своё господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии». И далее: «первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии. Пролетариат использует своё политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т.е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил».

Более того, Маркс показывает объективный, исторически неизбежный характер замены капиталистического способа производства коммунистическим, замены, осуществляемой революционным путём.

В знаменитом Предисловии «К критике политической экономии» Маркс отмечает: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции».

Марксизм, это революционное учение об исторической миссии пролетариата по уничтожению частной собственности, являющейся основой эксплуатации человека человеком, и построении бесклассового коммунистического общества.


Кратко о строительстве социализма в СССР

Оппонент в своих доказательствах и пристрастиях к социал-демократическому реформистскому пути развития опирается на высокий уровень жизни, достигнутый в Швеции под руководством Социал-демократической рабочей партии Швеции (СДРПШ), в т.ч. бесплатные образования и здравоохранение.

В частности, он утверждает, что в «1970-х годах по доступности всех необходимых для достойной жизни народа социально-коммуникационных благ на душу населения Швеция была на первом месте в Европе, далеко обогнав СССР в вопросе социального благополучия населения своей страны».

При этом уважаемый оппонент «забывает», что впервые в мире бесплатное образование и здравоохранение были введены в Советском Союзе, что в нашей стране было покончено с почти поголовной безграмотностью и советское образование считалось одним из лучших в мире. СССР первым покончил с безработицей, являющейся неизменным спутником капитализма, в т.ч и в Швеции. На первое место ставилась забота о подрастающем поколении, оплачиваемый декретный отпуск женщине-матери был доведён до трёх лет; бесплатные молочные кухни для малышей, практически бесплатные школьные завтраки. Доступное и фактически бесплатное жильё с самой минимальной в мире платой за жилищно-коммунальные услуги.

И экономическая база для этого была заложена в довоенные годы  сталинских пятилеток, когда СССР за 15 лет (1925-1940 гг.) сумел совершить прыжок (дор сих пор никем непревзойдённое «советское экономическое чудо») и из отсталой лапотной России превратился в одну из двух сверхдержав планеты, разгромил фашизм, освободил народы Европы из фашистского рабства, за четыре года четвёртой пятилетки восстановил страну и двинулся дальше по пути постепенного перехода к строительству коммунистического общества. В послевоенные сталинские годы было создано ядерное оружие, заложена научно-техническая база для создания ракетно-космической техники и ракетного оружия, что позволило пятьдесят послевоенных лет сохранять мир во всём мире; запущен первый искусственный спутник Земли и выведен первый человек в Космос.

Советский Союз понёс самые большие потери в годы войны, наибольший урон был нанесён народному хозяйству, но наша страна первой в мире отказалась от карточной системы; в послевоенные годы ежегодно (1947-1954) снижались цены на продукты питания и товары первой необходимости, что продолжалось до самой смерти Сталина.

Но все эти величайшие и никем до сих пор непревзойдённые достижения наш оппонент в расчёт не берёт, ему подавай «шведский социализм», в котором «и волки (капиталисты) сыты – и овцы (трудящиеся) целы». Может быть, оппоненту и нравится быть «овцой», но, думаю, далеко не каждый человек согласится с таким статусом, в т.ч и в благополучной Швеции.

Да, строительство социализма в СССР шло в острой классовой борьбе. Но виновны в этом не большевики, не они развязали эту классовую войну.

Вообще необходимо отметить, что с исторической арены отживающий своё экономический строй (общественно-экономическая формация) без боя никогда не уходил. В годы буржуазных революций рубили головы королям и королевам в Англии, Франции…

Русский царь Николай второй, прозванный в народе «кровавым» за своё бесчеловечное отношение к людям, уже своё правление начал на крови, когда во время коронации в давке погибли более 1300 человек, а 900 были покалечены. Поэт Константин Бальмонт написал в 1906 г. стихотворение «Наш царь», где упомянул и давку на Ходынском поле: «Кто начал царствовать — Ходынкой, тот кончит — встав на эшафот».

Всеми известен «столыпинский галстук», когда царское правительство вешало непокорных крестьян, протестующих против своей беспросветной жизни.  Все мы помним 9 января 1905 г, когда мирная демонстрация рабочих, шедших вместе с жёнами и детьми, с просьбами к царю была им безжалостно расстреляна, что и послужило толчком к началу первой русской революции. Ленский расстрел 1912 г. …

Царь своей кровавой политикой сам уготовил себе заслуженный конец.

Временное буржуазное правительство в июле 1917 г. расстреляло мирную рабочую демонстрацию в Петрограде, тем самым положив конец двоевластию в стране после февральской революции.

А после Великого Октября гражданскую войну в стране развязали отстранённые от власти эксплуататорские классы – буржуазия, помещики и белогвардейское офицерство. При этом опираясь на поддержку всего «цивилизованного» мира, развязавшего, к тому же, военную интервенцию против молодой Советской Республики.

И после гражданской войны, в период мирного строительства социализма, уходящие с исторической арены классы бешено сопротивлялись социалистическим преобразованиям. Особенно острый характер приобрела классовая борьба на селе, когда кулачество гноило зерно, уничтожало скот, поджигало амбары с хлебом, убивало партийных и советских работников, детей-пионеров.

Товарищ Сталин по этому поводу сказал: «Не бывало и не будет того, чтобы отживающие классы сдавали добровольно свои позиции, не пытаясь сорганизовать сопротивление. Не бывало и не будет того, чтобы продвижение рабочего класса к социализму при классовом обществе могло обойтись без борьбы и треволнений. Наоборот, продвижение к социализму не может не вести к сопротивлению эксплуататорских элементов этому продвижению, а сопротивление эксплуататоров не может не вести к неизбежному обострению классовой борьбы» (И. Сталин «Об индустриализации и хлебной проблеме», Речь 9 июля 1928 г. на Пленуме ЦК ВКП(б), Соч., т.11, стр. 172).

Но пришедшее после смерти Сталина к руководству в партии и стране мелкобуржуазное хрущёвское руководство отказалось от сталинского пути развития страны. Это положило начало перерождению партии, постепенно утратившей свой авангардный пролетарский характер; вызвало замедление темпов экономического роста, особенно после косыгинской реформы, когда во главу угла народнохозяйственной деятельности была поставлена прибыль. В социалистическую экономику был внесён важнейший элемент капитализма, капиталистического способа производства.

Результатом хрущёвско-брежневских реформ стал приход к власти предательского горбачёвского руководства, разрушившего нашу великую страну и нанесшего временное поражение социализму.


Рецензии