Будущее сибирских тюрков
Сибирские тюркские языки — название живущих в Сибири восточных тюркских народов. По мнению некоторых учёных до прихода тюркских народов в Сибирь (это случилось около 4000 лет назад), здесь доминировали финно-угорские и другие таёжные народы, чьи говоры также являются языками народов Сибири, сибирскими языками. Сегодня сибирские тюрки живут на огромной территории от Ледовитого океана на севере (саха, долгане) и границ Монголии и Китая на юге. Тюрки Сибири контактируют с уральскими языками, на востоке - с тунгусо -маньчжурскими, монгольскими и китайским языком.
Учёными России в результате проведения в рамках проекта десяти экспедиций по комплексному изучению кризисных тюркских этносов Саяно-Алтая, имеющих экстремально малую численность, получены этносоциальные, этнолингвистические, этнокультурные, а также демографические характеристики туратинских казахов, сойотов, челканцев, кумандинцев, тубалар, позволившие дополнить данные экспедиционных исследований 1990-х годов. Установлено, что исследуемые этнические группы, связанные общностью исторических судеб, близостью культур и языков, ориентированы на различные стратегии этнического самоопределения.
Из 1299 человек Черно-Ануйского сельского совета сегодня казахи составляют около 400 человек. В настоящий момент туратинские казахи представляют собой метисированную группу, которую характеризует активная языковая и культурная ассимиляция со стороны русского и алтайского этносов, хотя еще сохраняются язык, этноним и самосознание. Чрезвычайно неоднозначным является положение тюрков Бурятии (соёты). Эта группа (до последнего времени не известная в науке) своим происхождением, как полагают авторы проекта, связана с самодийской и тюркской (тувинской) этнической средой. Установлено, что в настоящее время основная численность сойотов проживает на территории Сойотской, Орликской, Саянской и Бурэнгольской сельских администраций (2002 человека). Находясь в бурятском окружении, сойоты подверглись аккультурации, практически полностью утратили тюркский язык и в значительной степени традиционную культуру. Включение сойотов в 2000 г. в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации привело к мобилизации этнического самосознания, что позволяет в настоящее время сдерживать нарастание процессов аккультурации и ассимиляции.
Сходные процессы имеют место в Республике Алтай и Алтайском крае в зоне проживания тубаларов, челканцев, кумандинцев. Их численность на сегодняшний день определяется на уровне полутора—двух тысяч человек. Социолингвистическое исследование позволило констатировать, что для подавляющего большинства кумандинцев, тубаларов и челканцев характерно пассивное владение родным и алтайским литературным и активное владение русским языком Смена языковых моделей связана с ростом межэтнических браков.
Согласно полученным данным, количество моноэтничных пар среди представителей коренных этносов за последние 25 лет (одно поколение) сократилось практически вдвое — с 65 до 38 %; по мнению опрошенных респондентов, лишь приблизительно в 50 % случаев их дети сохраняют свою принадлежность к тому же этносу, что и родители. Культурная унификация и растущая метисация характеризуют современное состояние северных алтайцев, что неизбежно влияет на стратегии этнического самоопределения. К 2003 г. ситуацию в республике Алтай определяют тенденции деструктуризации алтайцев — титульного этноса Республики, насчитывающего около 70 тыс. человек и составляющего около 30 % населения; тубалары, челканцы, кумандинцы, телеуты утвердились в статусе самостоятельных народов.
На примере сибиских татар в статье "Непризнанный народ" напсано о татарах Сибири. Сибирские татары, в большинстве являются потомки казанских татар, предки которых массово переселялись сюда в конце XIX — начале XX века. Большинство переселенцев было распределено по территориям Томской и Енисейской губерний. Однако влияния на язык и культуру сибирских татар они практически не оказывали.
В 2010 году сибирско-татарский язык был внесен ЮНЕСКО в число подвергающихся опасности исчезающих языков Российской Федерации. Несмотря на это, в России у него до сих пор нет официального статуса, его не преподают в школах и вузах. «У сибирских татар есть свой богатый фольклор. На сибирско-татарском сочиняются песни, литература, поэзия, создаются словари. Всё это выпускается в свет, но в основном — силами энтузиастов из числа сибирско-татарской интеллигенции», — говорит ученый.;
«В переписях населения сибирских татар записывают просто татарами. Хотя люди говорят о своей национальности, и графа такая есть. Если верить последней переписи, сибирских татар насчитывается 6 779 человек. Однако эта цифра не отражает действительности. По оценочным данным, в Сибири их проживает более 300 тысяч. В сентябре состоится очередная перепись населения. В Тобольском Заболотье, как отдаленном районе, она прошла досрочно в декабре 2020 года. И вновь к нам поступает информация о случаях, когда проживающих там сибирских татар отказываются записывать сибирскими, — рассказывает Юрий Квашнин. — Сегодня существует парадоксальная ситуация, когда сибирские татары вроде бы ощущают свою причастность к “единой татарской нации”, но не знают в достаточной мере ни татарского литературного языка, ни татарской культуры. Люди становятся маргиналами. В последние годы в национальных школах всё больше родителей выступают против изучения их детьми татарского литературного языка и за введение в обучение сибирско-татарского. Они хотят сохранить родной язык. От этого зависит будущее сибирских татар как народа».;
Выделяются три группы сибирских татар: тоболо-иртышские, проживающие в Тюменской и Омской областях; томские — в Томской области и барабинские — в Новосибирской области. Также небольшие группы этого народа живут в Курганской и Кемеровской областях, в Казахстане, республиках Средней Азии, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая и в провинции Конья в Турции. По оценочным данным, в Западной Сибири сегодня насчитывается более 300 тысяч сибирских татар. Помимо русского, они по-прежнему говорят на сибирско-татарском языке. Однако в школах продолжают изучать татарский литературный язык, который преподносится им в качестве родного. «Язык поволжских татар — он как иностранный. Дети даже на уровне лексики замечают отличие языков. Чтобы учащиеся поняли материал, мне приходится сначала объяснять его на русском, затем на родном сибирско-татарском, и только потом на казанском», — приводит Юрий Квашнин рассказ одного из учителей.
Казанские татары сформировались из булгарского союза племен, в котором были как тюрки, так и финноязычные племена. В VIII веке в районе Средней Волги и Камы образовалось государство Волжская Булгария. Началось формирование этноса, представители которого стали сознавать себя булгарами и говорить на булгарском языке. В начале XIII веке булгары были покорены татаро-монголами.
Сибирские татары по своему происхождению восходят к тюркам Саяно-Алтая, пришедшим в Среднее Прииртышье в VII—VIII веках, и кыпчакам — тюркскому народу, перекочевавшему сюда из южных степей в X—XI веках. Исконными жителями Западной Сибири были обские угры — предки современных хантов и манси. Они вступали во взаимодействия с ранними тюрками и кыпчаками, в результате чего были частично вытеснены с занимаемой территории на север, а частично ассимилированы. Именно эти народы стали основой этноса сибирских татар, покоренных впоследствии татаро-монголами.
Когда после падения Золотой Орды образовалось Казанское ханство, русские стали называть булгар казанцами (оба этих наименования просуществовали до начала XX века). Население Сибирского ханства именовало себя в тот период либо племенными названиями – курдак, тукуз, аялы, либо — нугайлар. Последний этноним произошел от имени золотоордынского военно-политического деятеля беклярбека Ногая. У него была большая армия, которая кочевала по огромной территории и оставила свой след на Дунае, в Крыму, на Северном Кавказе (там сейчас проживает основная часть ногайцев). Название «нугай» широко бытовало в степях Евразии, постепенно вытеснив название «кыпчаки».
В конце XIX века некоторые исследователи писали: «В нашем отечестве много народов, которых называют татарами, но сами себя они так не называют». «Современные языки сибирских и казанских татар отличаются друг от друга довольно сильно. Начнем с того, что монголо-татарское нашествие в XIII веке не привело к смене языка кыпчаками (завоеватели ассимилировались). На степной территории сформировался ногайско-кыпчакский язык. Ногайцы имели довольно большой вес в Золотой Орде, поэтому их язык стал главенствующим, оказывая некоторое влияние в том числе и на булгарский, на котором говорили жители Казанского ханства, — рассказывает Юрий Квашнин. — В начале XIV века государственной религией Золотой Орды стал ислам. Для того чтобы понимать богослужебные книги, Коран, нужно было изучать арабский язык. Это оказалось трудным, поэтому грамотные люди, муллы писали на ногайско-кыпчакском языке и вставляли туда арабские и персидские слова, необходимые для понимания мусульманского богословия. Сформировавшийся таким образом язык стали называть “тюрки”».;
Свидетельство о публикации №221051401381