Про поглаживания

Поглаживания бывают разными. Согласно теории, они бывают вербальные и невербальные, позитивные и негативные, условные и безусловные.

Какими бы ни были "поглаживания", автор теории трансактного анализа Эрик Берн считал, что у большинства из нас есть потребность в регулярном получении этих самых поглаживаний. Он назвал это "жаждой стимула". Какого такого стимула мы жаждем? Любого! Любого признания нашего существования, будь то кивок, приветствие, пинок, подножка, улыбка, взгляд или комплимент.

Комплимент - тот стимул, который нам известен и как раз нами осознан, как  поглаживание. О нем и пойдет речь.

Когда-то давным-давно в одном коллективе со мной работал весьма приятный человек. Он, начитавшись Дейла Карнеги, практиковал модную тогда "западную" культуру общения, а проще говоря, при встрече всем улыбался и говорил комплименты.
Не знаю, как другие наши коллеги, а вот я от его комплиментов скукоживалась всякий раз, как слышала  их  в свой адрес. Так, бывало, утром на ресепшен встретишь этого господина и весь день потом чувствуешь себя, как оплёванная. Хотя товарищ, по всем приметам, очень старался сказать нечто приятное, чувствовалось, что намеренно изобретал что-то ценное, касающееся меня, даже вспоминал или выискивал факты из прошлого, чтобы меня похвалить. Ан нет! Я эти его старания не могла оценить, иначе, как нападение или попытку унизить меня и обидеть. И сама не понимала, почему?!

Причину такого феномена я, по привычке, искала только в самой себе. "Неужели настолько низкая самооценка, что ты не можешь, просто не умеешь принять адекватно достойный комплимент?!!" - так спрашивала я себя и ругала за нарциссизм. Но согласиться с этим до конца так и не смогла. Мой внутренний защитник справедливо возражал, что, хоть мы и живем в эпоху нарциссов, но я не слишком-то принадлежу к ним, раз я настолько критична к самой себе...
Словом, ничччччего непонятно!

Прошло время, я достаточно понаблюдала за собой и другими людьми, изучала их характеры  и поведение (мне это очень интересно) и пришла к выводу, что дело всё же не в нарциссизме. Дело вот в чём: несмотря на то, что нам всем остро нужны позитивные добрые поглаживания, комплимент комплименту - рознь! 

Например, я очень радуюсь искренним позитивным поглаживаниям, которые делаются людьми от всего сердца, искренне,  что называется, добровольно и спонтанно, под влиянием радостной встречи со мной.

А вот запланированные, дежурные, и поэтому искусственные, поглаживания воспринимаются неоднозначно.

Иногда чувствуешь легкое унижение, как-будто тебя пожалели, эдак поблажливо похлопали по плечу. 

Иногда хочется скорее стряхнуть с себя дежурный комплимент, сделанный на ходу или на всякий случай.

Иногда всё внутри напрягается под ударом лести (а лесть - это таки удар и, если его не отразить, вскоре придется  за это расплачиваться).

А ещё очень спорный комплимент, когда тебя сравнивают с кем-то известным или великим: "Марианна, ты - вылитая Мэрилин Монро!"  Или: "Марианна, ты умная, как Эйнштейн!" И вот живи с этим! И попробуй на это что-то возразить!.. 
"Спасибо, конечно", - и иду дальше, стараюсь думать, что меня похвалили...

Позже я все-таки поняла причину токсичного действия на меня комплиментов коллеги-последователя Карнеги. (прям в рифму!)
Токсично действует так называемая похвала, в которой, вроде бы, признают ваши достоинства и хвалят их, но сам тон высказывания содержит большУю примесь удивления или даже изумления, типа: "Надо же, какая вы какая...!", "О! Да вы, оказывается вон чего...!"

Ничего позитивного вы не чувствуете в таком поглаживании?
Правильно. Потому, что это - укол, инъекция яда.
Это даже не "Королева в восхищении!", а как-будто некий Великий Оценщик Всего удивлен, что твоё ничтожество все же чем-то достойным привлекло его внимание и вызвало в нем желание выдать тебе похвалу.
 
Может быть он не вкладывал такого смысла в свои комплименты? Может быть.
Но тогда с чего бы ему так удивляться тому, что я могу, умею и что я представляю собой?

Комплименты - не только важная, но и очень тонкая вещь. Осторожнее надо с комплиментами!

Мы живем в России, где комплименты и делаются редко, и принимаются не всеми. Как-то одна родственница, директор школы, рассказывала о новом учителе и возмущенно сообщила: "Как увидит меня, так улыбается! Радостно так! Вот, с чего?!! Чего он от меня хочет?"

Да, такой нормальный русский вопрос: "чё те надо?!"
Я предположила: "Ну, может и вправду рад тебя видеть?"
Ответ был уверенным и безапелляционным: "Ага! Конечно! Рад он... Был бы просто рад меня видеть - я бы знала."
Вот'с, дорогие мои! Нас не обманешь!

Вспоминается еще один разговор на эту тему с иностранцем, который работает в России. Он признался мне, что любит общаться с русскими, ему нравится жить и работать в России. "Говорят, что вы очень мрачный народ. Нет, не то! Русские никогда не улыбаются тебе без настоящей причины. И именно в России я чувствую себя уважаемым человеком, а не в Америке, где все мне улыбаются. Потому, что с русскими я могу быть уверен в том, как меня воспринимают на самом деле и как в действительности ко мне относятся".

Вот она, подлинная суть позитивных поглаживаний!
Они должны быть искренними и уместными и давать адресату уверенность в вашем к нему расположении или уважении. А иначе этот стимул позитивным не будет никогда. Каким угодно, только не позитивным!

А они нам так нужны, позитивные поглаживания!
Эта жажда родом из детства, когда мы нуждались в маминых прикосновениях не меньше, чем в  молоке. Потому их и назвали "поглаживания" - в память о детской жажде прикосновений, которая остается с нами навсегда.

Подсчитано, что для  выживания человеку нужно минимум 4 положительных физических контакта (объятия, поцелуи, прикосновения) в день, для комфортного самочувствия — 8, а для развития — 12.

Я не знаю, откуда взяты эти цифры, однако, если вспомнить о необходимости позитивных ощущений и внутреннего комфорта, они выглядят очень реальными.
Ведь нам необходимы не только свидетели нашего существования, но и обратная связь, информация о нашей собственной нужности! И не только со слов людей, но  и невербально, через интонации, жесты, мимику.

Психодиагностика встроена в нашу психику и мы можем сразу понять уровень доверия и качество отношений к себе самим и между другими людьми, только взглянув на них со стороны. Нас не обманешь дежурными словами, какими бы "правильными" они ни были!

На эту тему много написано книг и статей, потому здесь не буду углубляться в теорию. Суть моего поста в следующем:

Позитивные поглаживания нам необходимы, но нужны настоящие позитивные поглаживания - искренние.

Давайте дарить наши позитивные поглаживания окружающим, искренне, правдиво, от сердца!
Нет причин для этого? А если найти?
Например, просто потому, что эти люди сегодня разделяют с нами нашу жизнь, время, место на планете, пространство, в котором мы живем и дышим здесь и сейчас. Потому, что через поглаживания человек получает информацию о смысле его существования в этом мире.

И не только давать, но и принимать поглаживания, сообщая человеку, что он полезен, нужен вам.

"Рада вас видеть! Хорошего вам дня!" - "Спасибо! Ваши слова и ваша улыбка уже сделали мой день таким - хорошим!"

Будем добрее друг к другу.


Ваша Марианна


Фото из интернета


Рецензии