Зяма Штерн- Герой!

Мой старый знакомый Гриша Штерн
Постучал ко мне сегодня  в дверь.
Его отец  говорил только на идиш в Варшаве.
Вот почему его русский казался  мне  странным?

Но Зяма – человек счастливый –
Сколько он раз избегал могилы!
Первый раз в Польше, когда евреев вели к яме,
Во  второй раз, когда из Бреста в Варшаву отправляли.

В третий раз, когда в Красной Армии в окопах завалило,
В четвертый раз, когда после контузии на русском языке заговорил он…
Все думали, что это  лазутчик, шпион  немецкий,
Но он  закричал: «Я еврей польский,  а солдат – советский"!

Повезло,  остался живым…
Судьбы-дороги привели  местечко Михалин.
Жил там с Ханой бедно, но красиво,
Троих детей  родили: Лизу, Соню, Гришу,
Я, как сейчас,их перед собой вижу  вижу.

Хана  всему была рада,
Только смеялась: «Большего  и не надо»!
Зяма сыпал шуточками на идиш,
Где такое еще увидишь?
 
А ведь стеснялись своего языка евреи,
Но  Зяма  говорит  на нем  колыбели?
 Смеётся ,   шутит – по жизни идет.
Вслед за ним и дети «мамэ лошен» повторяют.
…Кого же Гриша Штерн возле моих дверей ждет?
Он  разве не знает, сколько лет я его ожидаю?

Я так хочу услышать его прежний смех,
Увидеть  на лице веснушки,
Гриша, Гриша! Расскажи мне обо всех,
Но вначале – про своих девять внучек.

Твоя дочь, как её прабабушка из Варшавы,
В Израиле  тоже религиозной стала?
Расскажи, расскажи, прошу я Гришу.
 Он говорит, а я словно его отца слышу...

Он ведь Герой, хотя  таким себя  не считал,
Ходил  в Климовичах , тротуары  убирал.
Дразнили дети: «Зяма, Зяма…»
Совсем ничего о нём,  не зная …


 


Рецензии