Что такое среднеазиатская овчарка

""Даже сказки здесь - и те жестоки!" -
Думал я и шею измерял" (Владимир Семёнович Высоцкий, "Баллада о короткой шее").

Из отчёта независимой экспертизы (а-ля "Следствие вели"):
  "Алабай" - распространённое в народе неправильное название среднеазиатской овчарки (алабай - это среднеазиатская овчарка жёлто-регионального окраса, но не все среднеазиатские овчарки - алабаи). Порода выведена в Таджикистане, является национальным достоянием республики, запрещённым к вывозу за её пределы. Сведения о происхождении породы засекречены. Используется чабанами в пастушьей работе, также применяется для охраны домов и городов-крепостей. Характер - нордический, мрачный, флегматичный, упрямый и маниакальный; собака подозрительно реагирует на проявление к ней расположения и выражает злую иронию по отношению к человеку вообще; всю жизнь тщательно следит за физическим и психическим состоянием окружения в поисках возможности взять верх над ним (видеоматериал vIM22JMR7Ts). Взрослая особь имеет от семидесяти сантиметров в холке, может достигать веса в восемьдесят килограмм и более (видеоматериал gDcCwTkt3DE). Голова массивная, основной её объём, судя по крайне слабому интеллекту собаки, занимают костная и мышечная ткани. Несмотря на внушительные размеры может развивать большую скорость бега, проникать в небольшие проёмы. Плохо переносит жару, прямые солнечные лучи и духоту; активна при температурах ниже плюс тридцати градусов Цельсия; хорошо переносит сильный мороз, но на отрицательных температурах склонна согреваться беспрерывным лаем. Акустически проявляет себя рычанием, неприятным отрывистым лаем, трубным завыванием; щенки в минуту конфликта используют характерный психически очень неприятный истеричный лай. Живёт до пятнадцати лет; "неправильное" содержание, как заявляется в открытых источниках, способно уменьшить этот срок. К старости обычно страдает заболеваниями таза и нижних конечностей, сракоидозом, имеет склонность к сахарному диабету; боль умножает агрессию пса, что может приводить даже к нападению на хозяёв (мойдог.су/forum/alabai-kinulsya-na-khozyaina).
  В Таджикистане и Узбекистане различают разновидности данной собаки и рассматривают каждую как независимый вид. Местные жители верят в своё происхождение от союза некой верховной богини и большого пса (видеоматериал gqgkreeNThI).
  Порода была тайно вывезена из Таджикистана неизвестными лицами и получила распространение в странах бывшего СССР. В России используется в основном нуваришами для охраны их частных коттеджей, построенных на ворованные деньги и материалы (видеоматериал ejjQd_hs-e0). По распоряжению товарища Сталина Иосифа Виссарионовича данная порода должна была быть адаптирована к пограничной службе, однако военные отказались работать с ней, из двух зол - гнева вождя и проблем с породой - выбрав меньшее.
  Независимые исследования показали, что прародителями среднеазиатской овчарки стали медведица, страдавшая карликовостью и передавшая её своим потомкам, и арабский осёл, известный своими исключительным упрямством и дикостью. В организме псины обнаружены элементы, не съедобные даже для диких животных (видеоматериал k3DcRayBJS4). На родине порода прошла кровавый отбор: таджики уничтожали всех щенков и взрослых собак, проявивших малейшую агрессию к своим хозяевам и другим клиентам. В России отношение к среднеазиатам смягчилось: в нормальных патриархальных семьях глава семейства серьёзно наказывает взбунтовавшегося пса; в матриархальных - женщина-"хозяйка", физически и психически не способная противостоять силе питомца, безоговорочно встаёт на его сторону, выступая против членов своей семьи (в виде показательной угоды авторитету или уже из личных соображений).
  Ближайшим аналогом среднеазиатской овчарки можно назвать кавказскую овчарку. Разведение обеих пород является очень проблемным и неприятным делом; они не рекомендуются спокойным и/или престарелым людям, семьям, в которых есть дети, подростки, болеющие люди и инвалиды, общительным людям (видеоматериал DBZGLM5C4Io). Как было сказано ранее, зачастую хозяевами среднеазиатов и кавказсцев становятся преступные элементы и социофобные личности, подвергающие свою жизнь и жизнь окружающих риску ради ограждения себя от человеческого общества (видеоматериал 8AkpOlzWd-Y).
  Если вы стали свидетелем нападения среднеазиатской или кавказской овчарки на хозяина или тем более хозяйку постпродуктивного возраста (видеоматериал YceNYjfaLEU), ни в коем случае не ввязывайтесь в драку; просто наберите единый номер спасательной службы 112, назовите полный адрес происшествия и продолжайте свой день по прежнему курсу. Ежедневно имеющие дело с полудикой махиной люди, осознающие или подсознательно подозревающие о физическом превосходстве животного, подвержены "синдрому заложника", который с большой вероятностью заставит их принять сторону собаки в случае её несанкционированного нападения на прохожего или родного человека, поэтому вмешавшийся в свалку человек будет иметь дело со своего рода стаей - смертельно опасным псом и его неадекватным хозяином. Даже осознав провал воспитания питомца, большинство хозяёв по тем или иным причинам отказываются от его усыпления; частные ветврачи, ещё в начале второго десятилетия двадцать первого века предлагавшие услугу усыпления по требованию, ныне усыпляют только неизлечимо больных в физическом плане питомцев. Зная о таком положении дел, пострадавшие от нападения собак люди не особенно верят хозяевам, заявившим об усыплении питомца; надёжно проверить факт усыпления зачастую невозможно, и даже если агрессивный пёс исчез с территории своей прежней дислокации, существует вероятность его появления в другом месте.

  Мою историю взаимодействия с сукой среднеазиатской овчарки можно разделить на три этапа:
 - попытка установить контакт с собакой
 - попытка добиться минимально приемлемого поведения; параллельно запугивание и саботаж здоровья
 - безразличие к собаке и поддержка её вредных для неё привычек
  В две тысячи одиннадцатом году я приехал из города на постройку "домика в деревне" с целью накопления загородных впечатлений для повышения качества и правдоподобности текста "Перепутья". За свои двадцать два года мне удалось наконец пожить около полутора месяцев в одиночестве, после чего мать и, так сказать, отчим не спросив моего мнения подкинули мне щенка среднеазиатской овчарки, купленного у их знакомого. Существуют сомнения в качестве и чистоте породы, так как при обыкновенной на тот момент стоимости щенка данной породы (с документами) в сорок тысяч рублей дочь знакомого, занимавшаяся культивацией щенков в любительском режиме, продала упомянутую суку всего за пять тысяч рублей (без документов). При первом же контакте щенок начал рычать на меня, но эта агрессия была списана на его шок от смены обстановки.
  Вскоре поселившийся в моём вагончике из-за падения температуры на улице (начиналась зима) щенок предпринял некоторые усилия по сдерживанию своего негативного отношения ко мне, так как первые месяцы я был единственным его стабильным контактом и кормильцем, однако отношения оставались напряжёнными. Собака проявляла показательное упрямство, вела себя вызывающе и вздорно: каждое утро по многу раз лезла ко мне в кровать, отказываясь спать на подстилке, откуда я её сбрасывал на пол, предварительно подкинув, хаотично гавкала, вращаясь на триста шестьдесят градусов, при отпуске на улицу (я запрещал такое поведение, но оно повторялось), гадила мне на пол. В тот момент я - спокойный и миролюбивый горожанин - подсознательно уже понимал необходимость уничтожить "бракованный" экземпляр, но ответственность, жалость к живому существу и пяти тучам заставили меня заняться воспитанием. Прежде я никогда не имел дела с собаками, поэтому избрал обычные силовые методы воздействия с целью показать питомцу его место: я кричал на него в случае ошибок, избивал костылями (никаких травм они не наносили), время от времени лишал кормления на сутки. Ещё до начала этих мероприятий я обратил внимание на врождённую трусость собаки: щенок прятался за меня при приближении к нему дружелюбно настроенных посторонних, а я для усиления его неуверенности вставал за него. Маленькая чертиха, внимательно наблюдавшая за действиями, эмоциями и реакциями окружения, быстро поняла, что я ей не товарищ и запомнила это на всю жизнь, что впоследствие было использовано против неё: при встрече с посторонними на прогулке или их облаивании из вольера она имела в виду высокую вероятность моего выступления на стороне "врага", и это помогало ей отступить или заткнуться. Соседский мальчишка, с которым я поначалу общался, любил взрывать петарды, и они очень пугали трусливого щенка: он пытался спрятаться и громко истерично гавкал; также полезного страха нагоняли на него гром и выстрелы с расположенного неподалёку полигона.
  Вы, вероятно, скажете, что я сам настроил собаку против себя. Да, так и есть. Между окружающим миром и собакой я принципиально выбрал окружающий мир. Щенок не вызывал у меня никакой любви, только сильную неприязнь, смешанную с жалостью к страдающему в первую очередь от своей настырности живому существу. Кому же понравится портить жизнь себе и невольному спутнику! Просто выбора не было: успевший вымахать щенок возврату не подлежал. Родители же открыто поддерживали собаку, при ней осуждая продвигаемое мной ограничение её агрессии и инициативы; в случае с подобной породой раскол в семье является опасной игрой с огнём. По их мнению, в запугивании нуждается деревня, чтобы постороннего духу не было в радиусе видимости, что является полным маразмом, ведь посторонние нам люди должны жить своей жизнью: строить дома на прилегающих участках, гулять по полю и пасти скот. Я уж не говорю о друзьях и их визитах. Так как мы были новичками в деревне, за образец нормального поведения я взял соседей, а их собаки вели себя спокойно, молчали и не высовывались за пределы своих заборов. Не знаю, из желания ли втереться к опасному четвероногому врагу или от искренней симпатии к нему, ближайший сосед начал подкармливать мою среднеазиатскую овчарку и нахваливать её моим родителям. Забора у нас ещё не было, и щенок приобрёл привычку лазить по деревне; тогда же с ним начала играть при встречах маленькая дочь упомянутого соседа. Как по мне, такое поведение недопустимо для собаки, но, как видите, постепенно я оставался единственным её открытым противником, если не считать ропота другого нашего соседа, у которого росло двое детей.
  Чисто по-человечески мне было жалко, когда весной щенка покусали клещи и он без сил валялся кверху брюхом. Я даже нюни распустил, хотя всё говорило о том, что на порог явилось счастливое избавление от многих неприятностей и опасностей. Прибывший доктор сделал укол, и через несколько дней проклятая собака восстановилась.
  Вскоре предки купили и привезли на периметр суку немецкой овчарки (данный вопиющий маразм разумному объяснению не поддаётся), с которой я начал работать в нормальном ключе; очень быстро данное сотрудничество обернулось против среднеазиатской овчарки: например, пока "немец" отвлекал её, я отбирал найденные ею кости, увеличивал порции нового щенка за счёт "старого" и так далее. А потом я уехал на продолжавшиеся около полутора лет каникулы в город, и собаки всецело окунулись в деструктивное для дисциплины влияние моей мамаши.
  Когда я вернулся, обе собаки, уже сидевшие по вальерам, отчаянно лаяли на меня. Так не могло продолжаться, ведь мне нужно было как-то жить в этой проклятой деревне, поэтому я занялся установкой контакта со зверьём. Слегка прикормив их, я принялся последовательно выгуливать каждую по отдельности, потому что к этому моменту они уже плохо переносили друг друга. Параллельно шло изучение окрестностей ненавистной деревни. Во время прогулок очень часто происходили встречи с незнакомыми людьми, в результате которых выяснилось, что немецкая овчарка, которой мать уже успела привить свою ксенофобию, умеренно-агрессивно настроена к людям, но быстро останавливает агрессию по моему требованию, тогда как изначально замкнутая среднеазиатская овчарка после промывки мозгов совершенно одичала и плохо реагирует даже на строго произнесённые команды, понимая только крик и мат. Однажды мы с "алабаем" наткнулись на трёх школьников (класс пятый - не больше): псина обрадовалась появлению слабого "врага" и стала бегать вокруг ребят, рыча и скаля зубы. Пришлось так орать на неё, что я услышал себя за плотно сидевшими на ушах наушниками, игравшими громкую музыку. ОвЦарка прижала остатки купированных ушей к башке и припустила домой, я - за ней.
  Врождённая трусость среднеазиатской овчарки, подкреплённая мной на ранних этапах её развития, очень тормозила её беспредельные амбиции. Мать и "отчим" одобряли каждое её действие, кормили вкусняшками, поливали слащавостью, так что она сочла их изначально сломленными, не воспринимала как конкурентов в борьбе за власть, и единственными противниками для неё оставались я и немецкая овчарка. Опять же трусость не позволяла "алабаю" проявить открытую полноценную агрессию к своим врагам, потому что собаке были неизвестны общие последствия этого шага: вроде бы предки нормально общаются со мной, кормят немецкую овчарку и играют с ней (показательно меньше, чем со среднеазиатской овчаркрй). Тогда подлая собака принялась предельно аккуратно прощупывать почву и параллельно настраивать предков против меня, что было не так уж и сложно, ведь они всячески подлизывались к ней, а я крайне негативно реагировал на косяки пса. Другими словами, я выступил против любимца "коллектива", так что этот конфликт начинал жить вне зависимости от самого пса. Старческое либидо и/или боязнь крупной полудикой собаки не позволяли предкам "съехать" с конфликта. Ситуация осложнялась тем, что обе псины, привыкшие жить без забора, ковыряли дыры в натянутой по периметру сетке-рабице и регулярно наведывались в деревню. От одного из соседей посыпались требования прекратить безобразие и угрозы принять меры, которые предки попросту проигнорировали. После одной из ночных вылазок обе псины явились с пробитыми чем-то вроде лома боками, но мер по стабилизации горе-хозяева не предприняли, из чего я сделал вывод, что они и правда как огня боятся окружающей деревни, а собак в действительности не любят, рассматривая их всего лишь как утешение ксенофобии. Кроме прочего, это способно объяснить, почему в нагрузку к достаточно крепкому среднеазиатскому мордовороту им приспичило заводить ещё и "немца"; это же объясняет выбор пола (суки, как гласит статистика, являются более агрессивными, голосистыми и легче идут в нападение). "Мой взор встречает мало хорошего, но люди рассчитывают на меня!".
  Так постепенно "алабай" начал накапливать мои конфликты с матерью, а параллельно - ставить себя: то он ошейник не желает одевать (большая часть коллектива, понятно, одобряет: что за невиданная жестокость - натягивать на живое существо ошейник!), то вообще в вольер заходить откажется (тут уж я настаивал принципиально, в результате чего команда "на место!" стала восприниматься псиной в штыки, а мамаша занялась изобретением её нежно звучащих аналогов типа "заходи" или закрывала тушу только с подачей пищи). Если "немец" "крошил батон" на "алабая", все кроме меня принимались показательно его журить перед жёлто-региональным "авторитетом".
  Где-то на четвёртом году жизни среднеазиатской овчарки я прекратил её выгуливать, так как на фоне сильнейшего противодействия предков пришлось поставить крест на возможности хотя бы минимально приемлемо воспитать разнузданную псину. Время от времени я выдавал "алабаю" маленькие кусочки печенья, предотвращая тем самым бесконтрольную вражду, но параллельно занялся открытым гноблением пса: затыкал все вспышки лая (ложные срабатывания и даже уместные), загонял в вольер при каждом своём появлении, открыто поддерживал немецкую овчарку, которую пхал вкусняшками и как следует выгуливал. Быстро подтвердилось моё предположение о том, что предки на самом деле далеко не так уж сильно любят "алабая": они очень редко находили время на кратковременные прогулки с ним, продолжали игнорировать необходимость его обучения и социализации, лишь вербально возмущались моим действиям. Это было простое безразличие к четвероногому наёмнику-смертнику, прикрытое дружелюбными лозунгами и лживой показухой.
  С годами оставшаяся без положенных по требованиям породы нагрузок среднеазиатская овчарка стала ещё более вредной и брехливой. Назло мне она взахлёб гавкала днём и ночью, и это стало её основной формой протеста. Однажды я сорвался, позвонил ветеринарному врачу и попросил приехать и усыпить псину. Казалось, скверная история подходила к концу, но матери всё же удалось уговорить меня отказаться от расправы. Воспитанный в лучшие времена, культурный городской человек, я не решился лишить мохнатую дрянь из-за собственных неудобств; кроме того, я принял во внимание её фактическую брошенность. Когда заводили эту проблему, моего мнения не спросили, поэтому я не хотел брать на себя грех за чужое легкомыслие. Я учёл достаточно высокий уровень опасности для деревни, однако, на мой взгляд, её население должно быть достаточно сильным для преодоления подобных проблем и взыскания за факт их свершения. Меня раздражает факт того, что ближайший сосед нахваливает среднеазиатскую овчарку несмотря на её бывшие визиты на его территорию и агрессию против меня. Получается, вот так запросто, без боя деревня готова признать право сильного и даже бросить инвалида, восставшего против него, маразма и ксенофобии? Обидно и то, что история-то была жалкой мухой, раздутой до размеров слона, конфликтом-от-старческой-скуки. Как видите, я оказался в гуще очень непростой социальной ситуации, из которой не так-то легко выбраться чистым и во всём правым. Не влезая в мою шкуру, можно назвать это малодушием.
  Итак, кампания по снижению продолжительности жизни нежелательного элемента продолжалась, а поводом к акциям был неукротимый лай и агрессия против меня (когда пёс вёл себя спокойно, я полностью игнорировал его и никогда не провоцировал "разборок"). Воздействие на пса шло по нарастающей: долгое время я ограничивался только криком и матом, после добавил физические санкции: закрывал в будке (при перестройке вольера по моему предложению для увеличения места внутри будка была вынесена за его пределы и поставлена вплотную своим входом к полудостроенной стене, что позволяло управлять лазом снаружи, не соприкасаясь с псиной) тяжёлым железным листом или засыпая вход снегом, поливал водой, одно время использовал петарды, которых среднеазиатская овчарка боялась с детства. Разумеется, на трусливую собаку действовали и косвенные "устрашители": взятие в руки ведра или поднятие с земли шланга, чирканье зажигалкой. Однако со временем санкции приедались и псина переставала их бояться (только ледяная вода не теряла силу, однако извечно слабый её напор допускал варианты); особенно быстро "выдыхались" пустые угрозы вроде чирканья зажигалкой без последующего взрыва. Наконец я понял: несмертельные санкции искушают пса, притупляют его инстинкт самосохранения, превращая в камикадзе. Пару раз я применил действительно сильные воздействия: летом заклинил вход в будку толстой доской и сунул шланг с ледяной водой (псина громко скулила, но в итоге избавилась от полураспиленной зубами доски (!) и выбралась наружу, что, разумеется, придало ей самоуверенности), а зимой набросал возле входа картона, полил бензином и поджёг, но сам же затушил, успев остыть и посчитав такую смерть слишком жестокой (овцарка на этот раз молчала: видимо, пребывала в состоянии тихого ужаса). Все эти истории являлись лишь нервотрёпкой в ответ на нервотрёпку, но однажды летом, в страшную духоту, я устроил ненавистному "алабаю" химическую атаку: максимально плотно прикрыл вход железным листом, просверлил крышу будки и выпустил внутрь содержимое полутора баллончиков просроченной краски, добавив в конце ещё на редкость едкого чистящего средства. Адское создание пережило все эти истории без видимого ущерба.
  Выражавшие раньше слабое недовольство облаиванием меня предки очень быстро привыкли к этим выходкам собаки и даже стали поддерживать её, обвиняя меня во всех смертных грехах. Принцип следующий: собаке виднее; раз она гавкает, значит, виноват! Разумеется, зная даже только о части проведённых мной санкций, такое утверждение кажется справедливым, но гораздо важнее учитывать, кто каждый раз начинал все эти заварушки. Люди же не обвиняют государство в жестокости из-за содержания людей в тюрьмах, потому что все понимают: преступник "первый начал" и несёт теперь справедливое наказание. Правда, цивилизованное общество склонно осуждать медицинские эксперименты над заключёнными, но это, по сути, побочные эффекты миролюбивого нрава. На меня же камни сыпались за одну только верхушку айсберга. Приезжавшая время от времени в гости тётка осуждала меня за то, что собака убегает в будку при моём приближении (типа боится меня). Я даже не пытался объяснить ей, что псина сама приобрела эту странную привычку, хотя раньше я не загонял её туда, когда требовал заткнуться (но мне понравилась идея пса, и в дальнейшем загон в будку стал обязательным атрибутом ответной агрессии). И снова несправедливость: часто появляющиеся знакомые попрекают меня за то, что я запрещаю остервенело лаять на них, разбрызгивая во все стороны пену! То ли они настолько боятся собак, что моментально попадают под действие синдрома заложника, то ли я чего-то не понимаю. "И в трубку мне не говори обид, которых нет, - от них бросает в дрожь". Вот у одного советского писателя (имя сейчас уже не помню) есть книга "Отравленная стрела", и там упоминается короткая притча: "Два человека и тигр. Человек и тигр. Тигр". Весьма печально, не так ли? К сожалению, описанный опыт взаимодействия со среднеазиатской овчаркой подтверждает данную притчу, и мне остаётся надеяться на то, что всё дело в ненормальности моей семейки и некоторых жителей деревни, что синдром заложника проходит бесследно при устранении террориста... История знает много всяких психических и социальных аномалий, но нет никаких оснований сомневаться в силе разума, побеждающего все житейские злоключения.
  Летом прошлого года в ответ на выпады в мою сторону из будки я навернул среднеазиатской овчарке наконечником костыля по носу, в результате чего она заткнулась на весь оставшийся день. Когда нос перестал болеть, псина поняла, что это не смертельно, а потому удары костылём потеряли успокоительный эффект. Тогда я вооружился деревянным костылём с самодельной нижней стойкой, сделанной из плотной и тяжёлой доски, и стал долбать по входу в будку уже им. Каждую ночь псина не давала мне спать, а я размолачивал её будку. Положение усугубляла уволившаяся с работы мамаша, которая истерила поблизости, без стыда перед соседями обзывая меня последними словами и вырывая костыль. Итогом новой санкции стала разнесённая в щепки стена будки и разбитая до крови морда собаки с заплывшим глазом. Едва восстановившись, пёс снова с остервенением брался за нарушение общественного порядка. В начале зимы "отчим" построил среднеазиатской курве новый вольер и запихал многострадальную будку внутрь, так что попадать малоэффективным на тот момент костылём по ненавистной роже стало куда труднее...
  А главная проблема заключалась в том, что я начал изрядно тяготиться всей этой историей. Я давно поставил крест на отвратительной породе среднеазиатской овчарки, поставил крест на окончательно разрушенных отношениях с близкими; мне надоело быть затычкой в этой бочке, козлом отпущения, за которым спрятались наделавшие кучу ошибок испуганные "заложники". Десять лет я был красной тряпкой перед рожей "алабая", не соображающего, кто на самом деле является перопричиной его бед. И я решил: с Нового года я бросаю активно реагировать на безобразия псины. Раз она так нравится всем и вся, пусть они сами имеют дело с ней "во всей красе": пусть сосед слушает по ночам её беспрерывный лай, пусть в рожу тётки летит пена с её пасти, пусть, наконец, возомнившая себя крепкой хозяйкой мать сама отвечает за своего питомца. Не пристало в тридцать лет заниматься подобной дичью!
  И что же я узнал, перестав затыкать "алабая" по ночам? Что все эти годы мамаша целенаправленно стравливала меня со своей проклятой псиной! Недовольная моим "уходом из мафии", она напрочь перестала закрывать собаку в вольере, провоцируя меня на возобновление работы с ней. Мало того, стоило мне закрыть среднеазиатскую овчарку, как полоумная старуха тут же снова открывала вольер! Взбешённая всей этой каруселью собака всё яростнее рычала на меня, но провокация продолжалась. И вот, при очередном "закрытии" в вольер "алабая" просочилась немецкая овчарка и началась заварушка. Я закрыл вольер и сбегал за матерью, но она открыто отказалась помогать мне и "немцу". Последовавшую махлу я уже описывал (proza.ru/2021/04/23/728), так что повторяться не стану.
  Приключение было не из приятных, однако горькое лекарство - самое полезное. Оно вправило мне мозги, и я узнал кое-что новое о своей семье. О моём разочаровании в качестве задействованных костылей я уже писал. Ещё один вывод - о верности немецкой овчарки - оказался преувеличенным: спустя пару месяцев не оценивший моей роли "немец" предпринял ещё одно самовольное нападение на "алабая" (у обеих дур тогда была течка, вот они и куролесили сверх нормы), на этот раз одиночное, закончившееся для него разорванным на две части правым ухом. Во время первой стычки никто из соседей не пришёл мне на помощь, хотя я только вначале кричал на среднеазиатскую овчарку, требуя отстать от "немца". Может, мой будничный тон притупил их бдительность, однако и последующее рычание "немца" с поскуливанием "алабая" не привлекли их внимания. В общем, "никакая реакция".
  Уж не знаю чего ждала моя мать и давала ли она себе отчёт в этом, но открытый конфликт не сделал "алабая" "царём горы". На два месяца он полностью затих, теперь вот потихоньку огрызается время от времени, но снова стал понимать вербальные санкции - крик и мат. Страшно подумать, чем всё могло кончиться для меня и немецкой овчарки, если бы не трусость "алабая" и не годы устраиваемой ему нервотрёпки, если бы я как и все контактирующие с ним поддерживал его нахальство и браваду, если бы мать действительно любила собак, как она утверждает, и ухаживала за ними!

  Подводя итог, скажу, что сплав асоциальности и амбициозности среднеазиатской овчарки превращает её, с одной стороны, в головную боль для хозяина и серьёзную опасность для окружающего мира, с другой же стороны - делает привлекательным объектом для изучения "психологии низов", причём самыми подходящими особями являются трусливые представители породы, тогда как смелые, я предполагаю, сразу по достижении зрелости и наборе массы прут насмерть и, следовательно, для изучения и разведения не годятся.
  Среднеазиатская овчарка является своего рода биосамописцем, на протяжении своей поганой жизни тщательно отслеживающим физическое и психическое состояние всех контактирующих с ним лиц с целью использования данной информации для удовлетворения своей гипертрофированной мании доминирования. Любая растерянность хозяина, смущение при подаче приказов, "коллекция" невыполненных приказов, нежелание наказывать, даже просто проявление мягкости и ласки учитываются псом и запоминаются; с другой стороны, агрессивное поведение хозяина хоть и заставляет трусливого представителя породы более/менееслушаться, одновременно с тем подогревает его и без того чрезмерное желание взять над ним верх. Трусливый пёс при наличии посторонних людей, особенно в большом количестве, учитывает возможность их объединения с хозяином-неприятелем и предпочитает скрыться. Если же посторонние хорошо ему известны спокойным нравом или он не видит в них угрозы для себя, он может игнорировать команды в случае "хозяйской недостаточности".
  Если в семье имеются слабые духом люди или хиппи, пёс вступит с ними в контакт, посредством перманентной угрозы "союзникам" и интриг разрушит семью, сконцентрировав усилия группировки против своего неприятеля. "Выщёлкивая" помехи по одной (помимо физического устранения псина рассматривает избегание как капитуляцию), среднеазиат в конечном итоге добирается и до хозяина. Если пёс использовался на поводке, он, вероятно, проводил проверки на вес и крепость хозяина, в конечном итоге твёрдо убедившись в своём силовом превосходстве (если только хозяин не является сумоистом). Ошибаются не только люди, поэтому однажды потребность доминировать иллюзорно превосходит потребность в получении еды (особенно если пёс получал её бесперебойно и не знал голода), и тогда среднеазиатская овчарка может решиться на агрессию против последнего из хозяёв. Примечательно, что в случае нападения питомца на кого-либо, "хозяйки", как и ожидал, вероятно, пёс, наотрез отказываются оказывать противодействие непосредственно ему: они кидают ему мясо (в обычных условиях это было бы расценено любой собакой как поощрение, но в экстренном случае ей некогда уже принять такой вывод), кричат на противника пса, бесцельно оттаскивают его, по факту мешая ему обороняться и усугубляя его повреждения; о случаях прямого пособничества четвероногому агрессору мне неизвестно, но я не исключаю такой вероятности, особенно если женщина питает личную неприязнь к сопернику собаки и не учитываетвозможности восстановления на суде своей роли и понесения уголовного наказания за неё (уж поверьте: любители животных, особенно престарелые, способны на многое за чертой здравого смысла!). Если женщина занимается кормлением пса, он считает её своей верной рабыней, правой рукой, и эта непривилегированная позиция является самой безопасной в отношениях с данной породой. По пока ещё действующим природным различиям полов всё вышесказанное в меньшей степени может относиться и к некоторым хозяевам среднеазиатов.
  Я обращаюсь ко всем без исключения хозяевам чрезмерно агрессивных и амбициозных представителей крупных пород собак: не жалейте животное, усыпите его до наступления беды! Никому не жалко убить комара, крепкие духом и подготовленные люди без эмоциональных помех занимаются уничтожением крупных хищников вроде волков и даже медведей. Если ваш пёс самовольно бросался на других собак и людей, знайте: вы - следующая или конечная его цель! Человек, взаимодействию с окружающими и их безопасности предпочитающий "дружбу" с животным, просто не может считаться психически здоровым. Трезво мыслящий хозяин не останется один на один с четвероногим Гитлером: на его стороне общество, спасатели, полиция. Помните: ни одна собака не стоит слёз своих жертв и неудобства клинической жизни!
  Вместе с тем я призываю политически активных и власть имущих лиц обратить внимание на проблему собаководства в России и принять действенные меры. Собаки крупных пород, средние бойцовые способны наносить тяжёлые телесные повреждения людям вплоть до летального исхода. Зачастую их способности значительно превосходят потребности безопасности "охраняемой" ими территории. Люди берут "среднеазиатов" и "кавказсцев" просто потому, что это одни из самых крупных среди доступных пород, а в итоге расплачиваются собственным несоответствием питомцу. Если бы можно было по доступной цене завести медведя, уже он вместо "алабаев" "охранял" бы скромные грядки стариков и их разваливающиеся халупы, в которые посторонние люди захотели бы зайти только из желания помочь ведром борща или буханкой хлеба (о ветеранах Великой отечественной войны, имеющих привлекательные для контингента награды, я не говорю, потому что ветеран в силу возраста даже не претендует на возможность управления опасной породой собаки).
  Небрежность в отношении разведения собак является, увы, одной из застарелых бед России, её сила заключается в созвучии нашему характеру. Как родители трудного подростка открещиваются от сотворённого им, выгораживают его преступления в прямом конфликте с моральными принципами и здравым смыслом, так они же станут отрицать вину своего пса. Характерен в данном случае пример Павла Морозова, которого политическая ситуация и позиция родителей заставили разрываться между обещанным раем и принципом "рука руку моет". Парень выбрал рай и был осуждён за это частью соотечественников, сделавшись для них народным символом кровного предательства. Что же, он должен был отказаться от "рая" и даже выступить против него? Если да, то я открыто выступаю против такого произвола старших родственников! Человек не смог бы развиваться, бесконечно подчиняясь воле родителей, потому что родителями человечества были и язычники, и первобытные охотники, и, извините, полудикие обехьяны, произошедшие от диких. Предательство является одной из составляющих цены развития, с другой стороны имеем риск выбрать неверное направление, которое, впрочем, не оправдывает возможных ошибок прошлого курса.
  Как, будучи наследником своей семьи, смотреть в глаза людям, если собака родителей искалечила или тем более убила человека? Даже если этот наследник был против пса и все это знали, ему всё равно тяжело на душе. Это одна из причин, почему государство как беспристрастный судья своего народа должно заниматься регулированием данной сферы человеческих отношений.
  Моя личная позиция такова: среднеазиатской овчарке, являющейся достоянием Таджикистана и/или Узбекистана, нечего делать на территории России. К изначальным внутрипородным расхождениям вмешательство наших собаководов-любителей прибавило дополнительные виды ублюдков, как это случилось в своё время с немецкой овчаркой, когда на её основе (насколько мне известно, фашисты не хотели сдавать это "сокровище" и пытались полностью уничтожить породу) вывели восточноевропейскую овчарку, а затем обе разновидности в народе прозвали "немецкой овчаркой", получив на выходе под одной "вывеской" весьма крупных псов и собак поменьше с разными психическими и служебными качествами. Как явление собаки мне безразличны, но нейтральное отношение клонится к негативному из-за стабильно происходящих случаев превращения "друга человека" в его врага. При этом я понимаю, что виноваты в сложившейся обстановке прежде всего хозяева по тем или иным причинам неправильно ведущих себя животных. У нас есть ядерные реакторы, армии, крепкие ребята "из простых", крупные собаки и даже фрезерные станки с "болгарками", и только от нашей компетентности зависит, сослужат они добрую службу или же станут причиной слёз невинных людей. Отказываться или нет от тех или иных порождений цивилизации - вопрос очень трудный и деликатный; с отказом от охраняющих частную территорию собак сегодня, когда "друг человека" не выдерживает конкуренции с газовыми баллончиками, травматическим и огнестрельным оружием, а также изобретательностью человека, всё гораздо проще: они объективно не нужны и дорого обходятся в содержании. Век собаки как друга и защитника заканчивается, и это видно по многочисленным конфликтам между вчерашними "приятелями": то по деревне выпустят гулять в поисках неприятностей, то к бамперу автомобиля привяжут на прогулке, то на помойку выбросят. На всю жизнь я запомнил увиденный в детстве репортаж программы "Чрезвычайное происшествие" канала НТВ, в котором рассказывалось о московском добермане, одной ночью "вырезавшем" всю "свою" семью. Сегодня рождается всё меньше детей, мучающих родителей просьбой купить домашнего питомца, а львиная доля из числа юных обладателей такового очень быстро теряет интерес к нему. Помните, у Тимура была собака, и все советские ребята хотели себе такую же? Не помните? Вот именно. Потому что эта реклама - случайная или же осознанная демонстрация шаблона поведения и жизнеустройства - предназначалась совершенно другому поколению. Если бы, например, культовый Тимур имел обыкновение носить рубашку задом наперёд, особо смелые его последователи делали бы точно так же, а за ними постепенно подтянулись бы и робкие ребята. Так через кумиров людям прививают нужные кому-то для чего-то качества. Прививаемый в данный момент беззащитному молодому поколению и впадающему в маразм старому материал - это тихий ужас, но среди него нет уже рекламы собаки. Потому что собака - это зачастую проблема для всех, и всё реже можно встретить действительно хорошо воспитанного пса, который является адекватным компаньоном своему хозяину. Волкодав же по своему назначению не может быть другом: это оружие нелюдимых пастухов против ещё более нелюдимых волков. Оружие опасное, что-то вроде гранаты, которая может самостоятельно активироваться как первые спички.
  Я не предлагаю искоренять собаководство в целом или отдельные породы. Речь идёт о принудительном ограничении со стороны государства для граждан в вопросах выбора и содержания породы. Посмотрите: по окраинам городов часто встречаются "островки жизни" - дачные кооперативы, крохотные деревеньки на сотню жителей, - в некоторой степени напоминающие западные гетто или фавеллы, где не имеющие прав дети водят машины, мужья регулярно избивают своих жён, процветает нелегальная деятельность и творится множество других нарушений, одним из которых является халатное отношение к выбору пород собак и их содержанию. Здесь среди дня запросто можно столкнуться как со вздорной шавкой так и с напряжённым доберманом или мрачным "алабаем". Положим, шавка имеет относительно невысокую опасность (если только с ней не столкнутся маленькие дети или панически боящиеся собак люди и если они не больны бешенством), но вот доберман, пусть даже в наморднике, у спокойного человека, особенно городского, вызывает весьма неприятные эмоции, а встреча с одиноко разгуливающей среднеазиатской или кавказской овчаркой (обычно без намордника, потому что они его не любят, а деморализованные хозяева не настаивают) - почти обязательно катастрофа. Мне очень обидно, когда посреди любимого города я вижу неказистые частные деревянные домики и бегающих за их хлипкими невысокими заборчиками взвинченных псов. Такие дома вкупе с "деревенскими" областями - очаги морального и финансового упадка. Известны случаи, когда хозяева, не желающие платить за пользование коммуникациями или электричеством, помещают во двор крупного пса, а на просьбу контролёра очистить доступ к счётчику заявляют: "Собака меня не слушается, так что идите-ка вон!". Это в крови. Ещё сотню лет назад многие наши города были похожи на деревни, по ним ездили впряжённые в телеги лошади. Где-то я читал о том, что понадобился ввод штрафов и наказаний, прежде чем хозяева крупных животных научились убирать естественные отходы за своими питомцами. Вам приятно было бы ходить по заваленным дерьмом улицам? Нет. А вот в безнаказанной деревне по таким можно пройтись и сегодня. Наступить в "кучку" или "лепёшку" (уж простите меня за натуралистические зарисовки) неприятно, но пережить можно; гораздо страшнее - встретиться с чужой собакой.
  Я предлагаю ввести лицензирование всего собаководства по образцу действующего лицензирования травматического оружия с некоторыми дополнениями. Если человек хочет завести собаку, он определяется с категорией опасности питомца (на основании размеров, веса и черт характера), проходит психиатрическое обследование, знакомит участкового с условиями содержания пса (проверяется соответствие крепости вольера, прочность, высота и завершённость забора с учётом нижнего зазора и возможности подкопа), посещает лекции по содержанию и воспитанию породы, а также получает юридические сведения о разрешениях и запретах применения собаки как средства самообороны; в случае одобрения покупает соответствующую лицензию и заводит пса. Чем опаснее собака, тем дороже лицензия на неё; мало того, проверочная часть описанной выше процедуры повторяется на регулярной основе с продлением или аннулированием разрешения. Лицензированная собака получает вживляемый паспорт, по которому отслеживается её здоровье и факт жизнедеятельности и без которого её существование и лицензия на неё ставятся вне закона. Процедура усыпления проводится только с учётом данных паспорта с последующей передачей информации в контролирующий орган и чипа для уничтожения. В отношении гражданских собак запретить методы дополнительного озлобления средних и крупных пород посредством купирования частей тела. Собаки без паспортов и лицензий или обнаруженные в условиях грубого нарушения правил содержания (прогулка без хозяина; нет ошейника; средние и крупные породы без намордника; и прочее) легально уничтожаются на месте любым гражданским или уполномоченным лицом как дикий зверь с последующей передачей трупа контролирующей организации, хозяин оплачивает штраф (соответствующий опасности породы и отягчающим обстоятельствам), его лицензия аннулируется, рассматривается вопрос о сроке запрета на повторное её получение, ограничение её категории или возбуждается уголовное дело.
  Такие меры научат людей находить адекватные их потребностям и возможностям породы собак, гораздо более ответственно относиться к их содержанию и возможным последствиям применения. Особо опасные породы вроде доберманов, среднеазиатской или кавказской овчарок станут недоступными пенсионерам ещё на стадии выбора, потому что фактический доход пенсионера не позволяет компенсировать ущерб пострадавшего человека. По моему личному мнению, в подавляющем большинстве случаев потребностям охраны частной пригородной собственности в сочетании с умеренной угрозой для окружающих соответствует порода немецкой овчарки (та, что не самая крупная): это умная, не конкурентная собака, способная выполнять свои обязанности даже при поверхностном воспитании, без особых проблем идущая на контакт со всеми членами семьи; в критическом случае может быть нейтрализована подручными средствами без тяжёлых последствий. Среднеазиатская же овчарка, например, бывает способна продолжать нападение при ранениях их огнестрельного оружия и разодранном брюхе, возможно - "до последней капли крови", что в подавляющем числе случаев не соответствует бытовым потребностям и никогда не соответствует возможному гражданскому риску.
  Введение лицензирования собаководства полезно также с точки зрения сохранения чистоты и качества имеющихся пород собак. Заплатив за лицензию и пройдя курс лекций, хозяева питомцев будут заинтересованы в правильной работе с ними во избежание потери разрешения и наступления ответственности. В нынешних условиях возможно безнаказанное и бесконтрольное появление щенков случайного смешения пород, тогда как узаконенное животное не будет иметь права бегать без хозяина [в поисках пары], а, значит, все родившиеся ублюдки будут появляться с произвола последнего, за что он будет нести ответственность. Штрафы за рождение бездомных беспородных щенков должны быть достаточными для оплаты услуг органов отлова и усыпления. Признание новых щенков породистыми возможно только при предъявлении хозяевами породивших их кобеля и суки лицензий; получить лицензию можно только на породистого щенка или пса. Со временем такая система окончательно очистит улицы деревень и городов от никому не нужных беспризорных собак неизвестного происхождения. Также лицензирование искоренит принцип "вась-вась" при продаже щенков, примерно уравняв стоимость щенков одной и той же породы. В конечном итоге собака перестанет восприниматься как живая игрушка, что пойдёт на пользу и ей: собак будет гораздо меньше, но повысится качество их жизни и содержания, и уже никто не станет выбрасывать на улицу надоевшего за три дня знакомства пса.


Рецензии