Научный прогресс, безработица, БОД и прочее

     Развитие науки и техники из века в век ускоряется. Человечество еще не успело механизировать все работы, выполняемые тяжелым ручным трудом, а уже вовсю разворачивается автоматизация многих производственных процессов. Роботы и компьютеры успешно заменяют труд человека практически во всех областях жизнедеятельности. На наших глазах происходит качественный скачок в системе общественного производства.

     Суть проблемы четко сформулирована в статье Алексей Петровича ПРОСКУРИНА «МАНИФЕСТ-2017. ВОССТАНИЕ ЛЮДЕЙ» («ЭФГ» №1. 2017).

     Определим основной вопрос, который требуют анализа в связи с бурным процессом роботизации в производстве - как обеспечить удовлетворение самых насущных потребностей работников, высвобождаемых в результате роботизации, и членов их семей в условиях глобального капитализма?

     Самый распространённый способ для капиталистического общества - это выплата пособий по безработице. Учитывая значительный рост числа безработных, в будущем потребуется существенное и все возрастающее увеличение расходной части государственного бюджета.

      В настоящее время в каждой стране действует своя система начисления и выплаты пособия по безработице.


      Так, например, в Германии она следующая. Пособие по безработице «Arbeitslosengeld-1» («ALG-1») составляет примерно 60 % (для бессемейных) или 67 % (для имеющих) последнего заработка и платится от 6 до 24 месяцев. Специальных ограничений каким-либо органом власти минимального или максимального размера пособия не предусмотрено.

     Право на ALG1 имеют лица, которые за последние 2 года проработали минимум 12 месяцев (с социальными отчислениями), а также выполнили условия Fr;hzeitige Arbeitsuchendmeldung: например, для срочных трудовых договоров он должен за 3 месяца до окончания договора персонально заявить об этом в Agentur f;r Arbeit.

     Для гарантирования прожиточного минимума существует другой вид пособия — «ALG-2», введенный по реформе Hartz IV. Оно в отличие от ALG1 финансируется не из страховых выплат трудящихся, а из налогов и платится без ограничения по времени. Право на пособие имеют в том числе и самозанятые лица, получатели ALG-1 и работающие, если их доход меньше прожиточного минимума.

     Размер пособия рассчитывается исходя из множества факторов: коллектива людей, живущих в Bedarfgemeinschaft (сообщество потребности), их возраста, состояния здоровья (в том числе беременность), размера квартплаты и коммунальных услуг. Кроме этого оплачиваются взносы в больничную кассу. Получатель имеет право на единоразовые выплаты: оплату проезда на собеседования, расходы, связанные с рассылкой резюме, оплату переезда, связанного с получением работы, оплату ведения двойного хозяйства и т. п. (источник – Википедия).

     Одной из главных концепций реформы Hartz IV являлась система штрафов: за любое нарушение обязанностей, описанных в EGV, получатель может быть лишен пособия в размере 10 % — 100 % на срок 3 месяца. Накопленная судебная практика, однако, позволяет свести к минимуму последствия штрафных санкций либо полностью избежать их.

     Самое большое пособие по безработице выплачивают в Швейцарии – 6986 евро в месяц!

     В России максимальное пособие по безработице сейчас составляет 12130 рублей, минимальное – 1500 рублей. Граждане начинают получать пособие с первого дня признания их безработными, то есть с момента регистрации в центре занятости. Первые три месяца выплачивается 75 % среднего заработка по последнему месту работы, но не более 12130 рублей, а последующие три месяца – 60 % заработка, но не более 5000 рублей.  Через шесть месяцев ищи работу, если выжил…

     В Киргизии (БИШКЕК, 27 октября 2020, 20:04 — REGNUM)  Министерство труда и социального развития предлагает повысить размер пособия по безработице до 900 сомов (849 рублей) в месяц на период с 1 июля по 31 декабря 2020 года, а также временно упростить порядок его выплаты.

     Само собой разумеется, что увеличение расходной части государственного бюджета для выплат пособий по безработице обусловливает рост налоговой нагрузки.

     Ещё способ - это введение безусловного основного дохода (БОД), т.е. определенной суммы выплат всем членам сообщества, вне зависимости от уровня дохода и без необходимости выполнения какой-либо работы.

      Идея всеобщего минимального дохода, гарантированного правительством восходит к XVI веку. Она встречается в «Утопии» Томаса Мора, а в новой истории впервые идея безусловного дохода была изложена в конце XVIII века в работах Томаса Пейна и маркиза де Кондорсе. Так, Т. Пейн (1737 — 1809), в своем трактате «Agrarian Justice - Аграрная справедливость» (написан в 1795—1796, опубликован 1797) рассмотрел возможность единовременной выплаты из налогов на владельцев земельных участков минимального дохода всем лицам старше 21 года. Согласно его теории, национальное производство принадлежит всем гражданам страны, а значит, каждый имеет право на свою долю от общего государственного дохода.

      К слову, Маркс полтора века назад тоже предложил сделать так, чтобы каждый имел право на свою долю национального богатства!  Но в виде базовых средств для жизни от общего количества их производства количеством относительно равным по равенству рабочего времени как относительно равного для всех количества труда!  А качество потребления каждый определит себе сам по зарплате от результатов квалификации  своего общественно необходимого труда в экономике страны! (КАПИТАЛ, Т.1, стр.88-89 и в других трудах Маркса и Энгельса.)  Что сегодня и внедряют некоторые социально развитые страны, которые находятся в первом десятке рейтинга по социальному благополучию населения!

     Первые опыты по внедрению безусловного базового дохода уже проводились, правда, не в масштабах страны. В 2011 году жителям нескольких индийских деревень регулярно выплачивалось по 200 рупий каждому взрослому и по 100 — ребёнку. В пересчёте на доллары сумма небольшая — 4,35 и 2,17. Но результат превзошёл все ожидания — люди стали активнее, здоровее, сделали в домах ремонт, улучшили свой рацион, дети стали чаще посещать школу.  Деньги на эксперимент скоро закончились, а чтобы всем гражданам страны выплачивать даже такие суммы, на это денег нет и не ожидается…

     Так же сказочно повезло в своё время и одной намибийской деревне. Её жителям целый год выдавали ежемесячно по 100 намибийских долларов (примерно $13). И здесь результаты были положительными: повысился уровень жизни, мужчины оставили браконьерство, дети стали лучше учиться. А главное — деревенские бросили пить и ударились в предпринимательство: сами начали открывать мелкие лавочки, булочные, парикмахерские, мастерские...  Но деньги на эксперимент кончились и всё вернулось на круги своя…

     Прощупывали почву  и в Нидерландах, где на муниципальном уровне в Утрехте каждому жителю выплачивали БОД в размере €900 в месяц. Женатым горожанам повезло меньше — на семейную пару выделяли ежемесячно €1300. Устроители эксперимента умалчивают о причинах такой финансовой дискриминации и о результатах эксперимента.

     Чего же ожидают от введения БОД? Прежде всего, конечно, искоренения бедности и смягчения социально-имущественного неравенства. Гарантированный доход призван также нивелировать растущую безработицу, которая может наступить при массовой роботизации производства.

      Преследуются и филантропические цели: освобождение человека от 8-часового рабства у своих потребностей ради хлеба насущного, но кто тогда должен кормить бездельников? Не лучше ли увеличивать отпуск, дни выходных или сокращать рабочий день, не снижая уровень жизни населения, а повышая его? Но есть ещё одна практическая задача, которую хотят решить с помощью БОД, — снижение социальной нагрузки на чиновников государства, ведь их труд не роботизируешь! Эти бедные чиновники работают по 24 часа в сутки, им тяжело!!!))) А в перспективе проект БОД подразумевает отказ государства от социальных обязательств. Гражданам будут выдавать на руки определённую сумму, после чего все социальные вопросы им вновь придётся решать самим...

     Безусловный основной доход (БОД), или безусловный базовый доход — это реакция на существующую систему социальной поддержки, на её запутанность, огромное количество социальных трансфертов, сложность управления значительным числом денежных потоков, идущих из государственного бюджета. Это в известном смысле реакция на то, что при товарном производстве и монополии оборотного капитала во всех сферах жизни социальных государств слишком перегружено. Традиционные модели социальной помощи и социальной политики начинают давать сбои. И видимо, большинство стран стоит перед необходимостью либо снижать социальные расходы, либо снижать монополию оборотного капитала и постепенно вводить монополию законов о материальных социальных гарантиях,  повышая эффективность этих законов.

     Первый общеевропейский опрос в апреле 2016 года показал, что 64 % жителей Евросоюза поддержали бы введение безусловного основного дохода. 35 % осведомлены о БОД, 23 % говорят, что полностью понимают суть и задачи этой программы, четверть слышали о ней, 17 % ничего не знают о БОД. Только 4 % граждан после введения БОД откажутся работать. Наиболее убедительными преимуществами БОД люди считают то, что такие социальные выплаты «уменьшают тревогу о базовых финансовых потребностях» (40 %) и помогают обеспечить людям равные возможности (31 %).

     Швейцария могла бы стать первой полноценным безусловным базовым доходом и на референдуме гражданам конфедерации предстояло сделать выбор — хотят ли они получать 2,5 тыс. швейцарских франков (€2250) в месяц или нет.

     Однако швейцарцы на референдуме не поддержали идею предоставления всем гражданам страны безусловного базового дохода вне зависимости от уровня их образования, благосостояния, возраста и занятости. Об этом в воскресенье, 5 июня 2016 года, сообщила Financial Times.

    Только 22% высказались за инициативу предоставления гражданам страны минимального базового дохода. Сторонники безусловного базового дохода уже заявили, что они ожидали меньшего количества проголосовавших за их идею. «Это только начало», - сказал представитель сторонников инициативы Че Вагнер. Каждый четвертый поддержал идею – это «очень здорово», утверждает он. «Особенно молодые избиратели хотели, чтобы дискуссия продолжилась», - заявляет Вагнер.

     Financial Times пишет, что к референдуму в Швейцарии было приковано международное внимание. Идея безусловного базового дохода не нова и давно обсуждается экономистами, а похожий эксперимент проводился в Финляндии. Там 10 000 человек трудоспособного возраста в течение двух лет получали по 560 евро в месяц. Финские власти хотели посмотреть, как такой доход повлияет на рынок труда и поступки людей. Правда, взамен финны должны будут отказаться от остальных социальных пособий, которые составляют в среднем 600 евро.

     С 1 января 2017 года примерно двум тысячам безработным в Финляндии обеспечили гарантированный минимальный доход за счет государства без каких бы то ни было условий. Участники эксперимента вместо пособия по безработице получают 560 евро в месяц — сумму, примерно равную пособию по безработице. При этом базовый доход выплачивался, даже если человек устроится на работу. На другие социальные пособия базовый доход не влияет.

     Планировалось, что в том случае, если эксперимент будет успешным, безусловный доход в размере €800 заменит собой систему социальных пособий. Результаты здесь –

     http://proza.ru/2021/01/10/2163

     Сторонники несостоявшейся в Швейцарии идеи утверждали, что, во-первых, из-за технологического прогресса некоторые могут лишиться рабочих мест. Во-вторых, имея базовый доход, людям будет легче решиться заняться предпринимательством. Наконец, в теории это должно заменить сложную систему соцобеспечения и положить конец связанной с ней бюрократии. Однако в Швейцарии высокая занятость и сильная национальная валюта, в отличие от технологических изменений, воспринимается как большая угроза для местного рынка занятости. «Люди не видят нужды в таком радикальном, драматическом эксперименте», - говорит главный экономист UBS в Швейцарии Дэниел Колт.

     Против идей референдума выступило правительство Швейцарии. «Мы пришли к выводу, что подобная инициатива ослабит нашу экономику», — заявил министр внутренних дел страны Ален Борсе. Выплаты основного дохода могут привести к повышению налогов, а также дефициту на рынке труда — многие граждане предпочтут не работать, в результате придётся приглашать иностранную рабочую силу. А это приведёт к увеличению миграции, за качество которой отвечать сложно. Однако соцопросы показали, что в случае введения Безусловного Основного Дохода (БОД) швейцарцы не собираются бросать работу. Лишь 2% респондентов подадут заявления об увольнении, если у них появится гарантированный ежемесячный доход.

     Если вводить безусловный доход немедленно — значит надо как минимум вдвое повышать налоги. Реализация этого проекта в год, по разным оценкам, обойдётся от 140 до 208 млрд. швейцарских франков. Такую сумму собрать в бюджете будет проблематично.

     В парламенте в пользу БОД высказались только отдельные депутаты с крайнего «лево-зелёного» политического фланга. В Национальном совете, большой палате федерального парламента Швейцарии, идея безусловного базового дохода была депутатами отвергнута со счетом 157:19. В малой палате, Совете кантонов, за нее голос отдала только сенатор от базельских социалистов Анита Фетц (Anita Fetz).

     «Я убеждена в том, что идея безусловного базового дохода вполне достойна того, чтобы поразмышлять над ней и обсудить ее в широком общественном формате. С моей точки зрения, пусть не сейчас, но через 20-30 лет система БОД вполне может стать адекватным способом борьбы с безработицей, бедностью и социальным неравенством в обществе, окончательно совершившим переход к информационной экономике», — подчеркивала А. Фетц.

     «Я рассматриваю эту идею в качестве решения, опередившего свое время, которое сейчас еще в реальности воплощено быть не может, хотя бы из-за непомерных финансовых расходов», — утверждал Ремо Клоттю (Raymond Clottu), депутат Национального совета от Швейцарской народной партии (SVP).

     Есть мнение, что не нужно зацикливаться на вопросе финансирования и забивать себе голову такими проблемами, потому что идея БОД интересна только при товарном производстве капиталистического общества. Скорее, сегодня нужно ставить более глобальный вопрос, а именно, что должно предпринять общество для удовлетворение своих потребностей, которые формируются за счет трудовой деятельности в социально справедливом обществе, где больше монополии закона о социальных гарантиях, а не оборотного капитала в виде денег.  В случае качественного изменения характера труда в плане его информатизации и роботизации, это только при капитализме идет резкое сокращение количества рабочих мест, а когда экономика будет направлена на удовлетворение потребностей населения, то таких проблем не возникнет.

     Некоторые читатели могут высказать свое недоумение в связи с вышеназванными способами нейтрализации последствий роботизации и информатизации в социально справедливом обществе, где государство будет вынуждено обслуживать и защищать интересы уже не господствующего класса власть и богатство имущих, а всего населения страны в целом.

     Следующая проблема - какие виды профессий не представляется возможным роботизировать?  Некоторые экономисты и социологи  называют такие профессии, как медицинские работники, учителя и воспитатели детских садов, а также психологи, хореографы, начальники отдела кадров, археологи, антропологи и палеонтологи. Обобщая, он считает, что пока на первый взгляд малопригодными для роботизации представляются все профессии (виды деятельности), которые своим объектом деятельности имеют тело и душу человека: то есть медицина, образование и воспитание, религиозные культы, культура и спорт.  Однако есть мнение, что и эти профессии роботизированные системы способны если не заменить, то продублировать некоторые действия людей этих профессий.

     Сегодня уже понятно, что достигнутый человечеством объем производства продуктов питания вполне достаточен для удовлетворения всех людей планеты в соответствии с научно-обоснованными социальными нормами. Этот же вывод справедлив для жилья и одежды.

     При коммунистическом способе производства ради удовлетворения насущных потребностей населения, а не ради прибыли при жажде наживы, изменится и отношение людей к труду.  Когда кардинально изменится не только система распределения и перераспределения производимых средств для жизни, в результате чего будет ликвидирована существующая в настоящее время вопиющая неравномерность в социальном благополучии граждан страны, но и начнёт действовать система планирования процесса общественного воспроизводства, то это позволит рационально использовать производственные мощности, рабочую силу и природные ресурсы.

     В  силу значительного увеличения числа ученых и проектировщиков значительно возрастут темпы развития производительных сил

     И еще одно крайне важное изменение произойдет в результате прекращения гонки вооружений и установления мира на Земле, поглощающих сегодня огромное количество природных и общественных ресурсов, что превращает в ад жизнь миллионов людей – автоматизация и роботизация производства позволит сократить рабочее время, необходимое для производства материальных благ и оказания услуг, а свободное время люди будет использоваться для удовлетворения своих интеллектуально-духовных потребностей – в силу естественной необходимости жить лучше!


Рецензии