Благословенное время и детство
поздравляю Вас с этим светлым праздником! В СССР мы знали, что красный галстук - это частичка Красного Знамени Победы. И трепетно - честно несли звание пионера!
Поднялся на рассвете с радостным - детским чувством детства, которое зародилось в душе в школьные годы. В День пионерии. Радость эта подкреплялась и скорыми летними каникулами, поездкой на всё лето к бабушке в деревню Егоровку, на родину отца. На балконе тихо от ветра, по-летнему прохладно, как бывает ранним погожим летним утром. Сделал зарядку. Молитвы читал Святому Луке, просил за внучку, детей, товарищей моих. А после зарядки устроил стирку постельного белья. В тазике, шаркая простынки и наволочки между ладоней, цепко ухватив ткань пальцами в жменьку, с хозяйственным мылом, посмеивался над собой:сам стал в старости хозяйственней самого мыла хозяйственного. Обид на жизнь нет. Благодаря Богу, самодисциплине, советам мамы, сохраняю здоровье. И это работает, помогает в быту. От мамы осталась стиральная "Сибирь". Но так уж повелось у меня с юности, не даю вещам зашивить в хлам, Терпеть не могу, когда от мужиков сюлями пахнет из-за заношенных и не стираных трусов (как известно, последняя капля всегда в трусы). Поэтому, весь гардероб у меня чистый, отглажен и отутюжен, постельное белье всегда чистое (не стыдно и куму пригласить иногда). Носки стираю, обувь помытая и не рваная. В общем, живу по-чеховски: в человеке всё должно быть прекрасно. А без внутренней и чистоты опрятной в одежде - человек не станет чище.Вот и сегодня, закончив стирку, заварил крепкий чай. Чай с молоком швыркаю. К полудню надену летние светлые брюки и рубаху, поеду в центр Канска, на крестьянский стихийный рынок у "Табачки", куплю черемши, укроп для окрошки. Доброго - пионерского дня!
БЛАГОСЛОВЕННОЕ ВРЕМЯ
Евангелие от Матфея (6:22-23): «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?»
В День Пионерии школьники не учились. Мама утречком собирала для меня "тормозок" из вареных яиц, прятала в чистую тряпицу шмат сала, заворачивала в кефирную фольгу жаренные еще вечером домашние котлеты, хлеб в газетку, перышки зеленого лука к хлебу, полагалась в такой день и бутылка сладкого домашнего кваса. Сегодня все школы города выйдут на природу. Родители мои держали для меня корову, вырос я на молоке; кроме кабанчиков и кроликов в нашем хозяйстве водились два десятка кур-несушек. Наливала мама и бутылку молока, день долгий и молоко не пропадет …
Школа наша «шестая» в Канске трехэтажная, из красного кирпича. Далеко видится она над шиферными крышами низкорослых изб из бревен, бараков из бруса, среди улиц и проулков в частном секторе – это в районе Первого военного городка. Красавица наша Школа! Школу мы любили. Казармы Первого военного городка – за высоким забором из бетонных плит, еще царского юнкерского училища постройки. В советское время была «Школа прапорщиков», готовили «стрелков-радистов». Мрачные, темные из красного кирпича казармы и складские помещения. Большой военный городок. Жилые дома для офицерских семей, как и казармы из красного кирпича, тоже от царя-батюшки стоят, мрачные, с узкими высокими окнами. Рассмотреть из школьных окон военный городок весь не удается за рослыми тополями. Но в нашей школе учатся офицерские дети, в городок не проникнуть без пропуска, поэтому и сам городок, и наши одноклассники «оттуда» - для нас как бы «военная тайна». За военным городком вольная пойма до реки Кана. В этой пойме, вдоль речной протоки, на луговых сочных травах – ох! как хорошо валяться на горячем майском солнышке, кувыркаться и играть в лапту, бегать с мячом и громко визжать, что мы и делали. Школьники ждали День пионерии не меньше, чем день 7 Ноября, когда всей школой ходили на демонстрацию в центр города. В нашем детстве праздников мало было у наших родителей. Днем и город-то выглядел полупустым, народ работал на многочисленных предприятиях с утра до ночи. И это напряжение трудового ритма чувствовалось в воздухе. Поэтому праздники для родителей, детей, вдвойне радовали. Праздновали День Великой Октябрьской социалистической Революции. День Советской Армии и Военно-Морского флота. Любимым был в школе и Международный женский день 8 Марта. 1 Мая. Учиться мы любили, я восьмилетку прошел «ударником». Любили мы учителей, наших «вторых мам». Удивительное советское время – это начало шестидесятых и до конца восьмидесятых годов. Четверть двадцатого века… А на праздниках, в День пионерии мы простодушно радовались полой майской воде в речных протоках; ольхе и черемухе - шиповнику по берегам протоки, которые уже бурели в уремах и согре вишневым прутом, а зеленые – смолистые, липкие, зеленеющие перышки из почек хмельно будоражили детскую кровь. Тайна жизни. Её новизна. Испуганно, по-птичьи колотилось сердечко детское от тайн и новизны познания жизни. От весенних - властных и терпких запахов влажной земли. Ах, как бьётся детское сердечко от первой детской любви к однокласснице Тане…
Наша шестая школа каждую весну отмечала День Пионерии в луговой пойме - вдоль берега протоки. Соревнования проходили между классами: волейбол, в лапту; намявшись на вольном воздухе, размещались мы, девчонки - мальчишки, локоть к локтю вокруг общего пионерского костра, и пели голосисто душевные детские песни: «Взвейтесь кострами синие ночи! Мы, пионеры - дети рабочих!"
Бывая с родителями на праздничных"маёвках", подражая матерям, расстилали наши девочки одноклассницы в День пионерии – хозяйками, к обеду, на травке скатерку, в складчину, укладывали мы на скатерку мамкины припасы, и по-взрослому, не торопясь, лупили от скорлупы вареные яйца, ели степенно котлетки и сало, запивая молоком и квасом, а то и просто колодезной водой, принесенной из дома. Беззаботные дети социализма. Все мы, советские школьники из рабочих семей, дети офицеров и не ведали тогда, что взрослый мир жесток и несправедлив. Все мы были счастливые маленькие люди в своем неведении. Благословенное время!
Валерий Шелегов (Канск)
Свидетельство о публикации №221051400257