Чашка кофею

          Приходилось ли вам задумываться о том, как иногда слова, произнесенные вами вслух в случайном разговоре, могут менять судьбу другого человека? Нет? А вот я испытала это на собственном опыте. Бывают в жизни людей, видимо, такие моменты, когда внутреннее напряжение от назревшей проблемы копится в душе, но не находит выхода, так как не всегда нам легко понять или осознать, чего мы хотим на самом деле, а брошенное кем-то вскользь слово становится путеводной звездой, показывающей нам, в каком направлении надо двигаться. Лично у меня был такой опыт, когда чужая фраза становилась спусковым механизмом, запускавшим цепочку событий, круто менявшим рисунок моей жизни. А вот недавно я сама, немного пофилософствовав вслух, привела в действие маховик истории другого человека.
          С Олей мы познакомились на детской площадке возле нашего жилого комплекса в Геленджике, где жили моя и ее семьи. На площадке этой мы проводили каждый вечер по несколько часов. Такое уж у нас сложилось сообщество мамаш. У нее четверо, и у меня четверо. Вообще, чем-то мы были похоже, если не считать внешности; она – стройная миниатюрная блондинка с короткой стрижкой, и я – невысокая брюнетка с пышными формами и копной темных цыганских волос. Мамаши мы были уже возрастные, далеко за сорок. Ее старшая дочь и мой старший сын жили уже своей самостоятельной жизнью вдалеке от каждой из нас, а мы растили младших. Я умудрилась в сорок пять лет родить тройню, а Оля в тридцать шесть встретила свою вторую великую любовь и за десять лет с периодичностью в три года также родила троих. Правда, моя семья жила в Геленджике круглогодично, а семья Оли приезжала сюда на лето. Мы были с севера – с Санкт-Петербурга, и они были с севера, с самого сурового и настоящего, - с Нижневартовска. Для меня Геленджик был любовью с первого взгляда, и у Оли он сразу запал в сердце. С самого начала, как мы поселились в наших домах, в течение пяти лет, мы наблюдали за детьми и друг за дружкой на нашей детской площадке. Сначала просто смотрели, чтобы наши маленькие еще дети вели себя дружелюбно и не ссорились, потом стали здороваться, затем перекидываться общими фразами, а на пятое лето подружились и старались успеть поболтать и поговорить по душам, поскольку дети подросли и не требовали уже такого внимания, как раньше, правда, исключительно в пределах детской площадки и территории комплекса.
          Оля мне была глубоко симпатична. Она выделялась каким-то ореолом спокойствия, доброжелательности и нескончаемым терпением. Там, где я или любая другая из круга мамаш наорет, накричит, наругает своего детеныша, Оля тихо и невозмутимо, с легкой улыбкой, что-то скажет своему шалопаю и обнимет его. Такая выдержка и материнская мудрость не могли не восхищать! Когда мы познакомились поближе и стали общаться, то я узнала, что Оля по специальности детский психолог и учитель начальных классов, что она вот уже десять лет не работает по причине рождения детей и очень скучает по школе, где ранее преподавала.
          Еще детская площадка, как лакмусовая бумажка, продемонстрировала общность наших взглядов на воспитание подрастающего поколения. Обычно летом, когда эта придомовая зона детства, заполнялась малышами, понаехавшими (после этого слова – смайлик!) из Краснодара, Ростова-на-Дону, Москвы и прочих городов и весей нашей необъятной Родины, которых пасли родители, дедушки-бабушки, старшие сестры и братья, няньки, мы наблюдали резкое деление взрослых на два лагеря.
          Большая часть бегали за своими детьми, не отпуская их от себя более, чем на полтора метра, оберегая от всего, чего можно: «Каролина, не садись на качели, упадешь!», «Георгий, не лезь на горку, разобьешься!», «Тимур, не едь так быстро на самокате, это опасно!», «Есения, не подходи к этим ребятам, они носятся, как сумасшедшие, тебя уронят!», «Саша, не бегай, ходи спокойно, а то упадешь и испачкаешься!» Еще они, не разбираясь, в любой ситуации исходили из того, что их ребенок всегда прав и его непременно обижают, безошибочно вычисляя при этом, кто является «обидчиком» своего драгоценного дитяти и неизменно предъявляя родителю злодея претензии. «Ваш ребенок слишком долго не уступает место моей Ангелине!» — это про двух девочек шести или семи лет, которые мирно болтая по очереди качаются на качелях, но бабушка Ангелины решила, что ее внучку ущемили в правах. «Почему ваш сын без разрешения взял машинку Ванечки?» — это возмущение относительно взаимодействия двухлетних малышей, которые обменялись игрушками друг друга и спокойно играют в них, не очень-то подозревая, что в мире существует очень важный институт частной собственности. «Ваша Даша толкнула моего мальчика!!!» — это про толстенького пацана лет восьми или девяти, который на голову выше моей четырехлетней тощей дочки, и которого она задела, проносясь мимо за мыльным пузырем.
          Меньшая часть законных опекунов исходила из того, что детство должно быть полноценным, и позволяла своим чадам бегать босиком, носиться по лужам, валяться на земле, пачкаться сколько душе угодно, падать с велосипедов и самокатов, раскачиваться на качелях, меняться игрушками и дарить их, учиться самим выяснять отношения с другими детьми, не жалуясь и не апеллируя бесконечно к родителям. По моему мнению, именно так можно научить ребенка самостоятельно жить в социуме, а не вырастить из него беспомощного и капризного эгоиста.
          Наши с Олей позиции относительно правил пребывания наших отпрысков на детской площадке, в частности, и воспитания, в целом, совпадали. Когда же мы стали с ней теснее общаться, то выяснилось, что и взгляды на жизнь у нас общие. А еще обнаружилось, что и судьбы у нас чем-то похожи. Хотя, скорее, кем-то, а именно мужьями.
          И мой, и ее муж, будучи, в принципе, неплохими людьми, отличались крайней инфантильностью. Раньше они были достаточно успешными в бизнесе, сумели создать для своих семей неплохую материальную базу, но на этом их кураж закончился. Захотелось покоя и отдыха. Контакты их с внешним миром постепенно стали сходить на нет, приведя к тому, что всё своё хорошее и плохое они стали выплескивать на семьи, то бишь, на нас, на жён, в первую очередь, ибо дети – это святое, дети должны жить в любви и радости. Но любовь и радость, а также быт, по их единому мнению, обязаны поддерживать жены, так как оказалось, что большое количество детей в семье и отсутствие работы и обязанностей по дому для наших мужчин – это очень энергозатратно! А кто виноват в том, что у каждого из них ушло куда-то удовольствие от жизни? Правильно! Их жены. Ибо всё на свете делают неправильно и ничего не умеют, постоянно раздражая этим свою сильную половину. Короче, мужья наши оказались не только инфантильными мальчиками, но и потрясающими манипуляторами и абьюзерами.
          Знаете, как примерно складывался наш с Олей обычный день? Ранний подъем после не самого спокойного сна (дети, оказывается, спят не так крепко, как хотелось бы), спешное умывание и переодевание, готовка завтрака, подъем детей, их умывание и переодевание, завтрак, уборка, мытье посуды, стирка, прогулка с детьми (иногда, правда, в первой половине дня гуляли папы), приготовление обеда, кормление обедом членов семьи, мытье грязной посуды, уборка, укладывание детей на дневной сон или отдых, глажка белья, полдник, вечерняя прогулка с детьми, приготовление ужина, кормление ужином членов семьи, мытье посуды, а затем и детей в ванной, уборка, чтение детям книжки на ночь, душ, секс по требованию мужа (хочет – не хочет, но жена обязана исполнять свой супружеский долг, да еще, желательно, каждый вечер), проваливание в сон с периодическими подскакиванием на крики детей или вздохи мужа. При этом, надо было еще хорошо выглядеть, ведь мужья-то у нас красавчики, женщина должна им соответствовать! Их идеал семьи – картинка с обложки журнала: идет этакий взрослый брутальный молодо выглядящий мужчина в окружении малолетних детей, а рядом шикарная женщина, по которой невозможно угадать ее возраст, все улыбаются белоснежными улыбками на загорелых лицах, все одеты в красивую одежду, развивающиеся волосы, счастье в глазах, и всё это непременно на фоне моря.
          Теперь расскажу о том, как проходил день наших мужей. Будили их дети, когда просыпались уже сами. Далее – зарядка и гигиенические процедуры. К этому времени дети уже позавтракали, наступала очередь наших альфа-самцов принимать утреннюю пищу. Потом они наряжались и выходили «в свет» - пройтись по набережной, зайти в магазин или на рынок (да, отдаю должное, приобретение продуктов и доставку их до дома они добровольно возложили на себя; правда, вот почему-то они не очень следовали составленному нами списку и покупали половину из того, что было в нем обозначено; представляете, как женщин это раздражает, когда планировала утром приготовить детям кашу, а любимый забыл купить сливочное масло, и ей теперь надо думать, как вывернуться и заменить кашу чем-то другим, что он купить не забыл). После прогулки следовал отдых с планшетом в руках в ожидании, когда жена закончит готовить обед и накормит детей, дабы освободить стол для главы семьи. Потом – обед и легкий дневной сон.  Затем силы у наших мужчин прибавлялись и им очень хотелось поговорить о жизни. Здесь надо было выслушать их озвученные мечты и рассуждения, а также принять к сведению их мнение и рекомендации нам, женщинам, о правилах ведения домашнего хозяйства и воспитания детей. После полдника, когда мы с детьми удалялись на улицу, мужчины наши вновь принимали горизонтальное положение и предавались чтению статей в интернете или просмотру фильмов. Часов в семь вечера они выходили на улицу, чтобы сменить нас на детской площадке, пока мы бежали домой, чтобы приготовить ужин. После прогулки следовал вечерний прием пищи и подготовка ко сну в ожидании, когда жена уложит детей, дабы предаться с ней плотским утехам. Одарив ее радостью сексуальной близости, наши мужья поворачивались на бок и засыпали.
          Короче, я и Оля каждые сутки проживали один и тот же «день сурка». Рутина и однообразие страшные! Но винить здесь некого, кроме себя самих. Это был наш выбор, ибо хотелось быть нам идеальными, незаменимыми, самыми лучшими – для наших мужчин и для наших детей. (Тоже, знаете, своего рода, гордыня!) И ждали мы с ней за это великой любви от мужей и подтверждения собственных заслуг в виде их заботы, внимания и верности. Но как-то не случилось! Цветами и подарками нас не баловали. Выход в свет нам полагался только тогда, когда этого захотят наши мужчины. Увлечения наши не поддерживались. Мысли о выходе на работу вызывали полное недоумение. А еще на свете, оказалось, существуют и другие женщины, интрижки с которыми так повышают самооценку уставших в трудах и заботах отцов семейств.
          Так получилось, что всю эту описанную выше картину мне удалось осознать несколько раньше, чем Оле, когда я начала борьбу за право на собственное «я» в этом мире. Очень постепенно я отвоевала себе возможность ходить по утрам на занятия спортом, посещать художественную студию, периодически устраивать себе шопинг, встречаться с подругами, сидеть в кафе, оставляя детей на полдня, а то и на целый день, с мужем. Как-то потихонечку ко мне стал возвращаться вкус жизни! В ходе разговоров с Олей я, конечно же, делилась с ней мыслями, родившимися из моего нового жизненного опыта: и об уважении к себе, и о преодолении собственных страхов остаться одной с тремя детьми и без мужа, и о самореализации. Все это мою новую подругу очень интересовало И вот как-то вечером, болтая с Олей на площадке о том - о сём, мы договорились на другой день сходить попить кофейку.
          В предвкушении удовольствия от любимого напитка и задушевного разговора, я, заменив одно слово, напевала припев из песни времен моей молодости:
«Чашку кофею я себе бодрящего налью
И по-настоящему спою новую песню».
          Но в назначенный день наш поход в кофейню не состоялся, так как у Оли по семейным обстоятельствам поменялись планы. Тогда, сравнив расписание ближайших дел, мы решили перенести встречу на следующую неделю. Но и на второй раз увидеться нам не случилось, ибо у Оли опять произошли какие-то внезапные события, помешавшие осуществить задуманное. Такая же история повторилась и на третий раз. Тогда мы договорились, что как только у Оли появится возможность сходить попить кофе, она мне сообщит, а я под нее подстроюсь. Но шли дни, недели, месяцы, заканчивалось лето, а наше совместное посещение кофейни так и не состоялось. И, как оказалось, причиной тому было неодобрение Олиным мужем всяких там походов с подругами по кафе и ресторанам.
          Приближался день отъезда семьи Оли в Нижневартовск. Мы по-прежнему встречались почти каждый день на нашей детской площадке, неся вахту по присмотру за детьми, одеваясь при этом чуть ли не в униформу, - Оля в вечных голубых джинсах и светлой футболке, а я в длинном просторном платье, скрывавшем мои несовершенные формы, которых я очень стеснялась. Постоянно общаясь, мы периодически предавались мечтам, особенно о том, как Оля переедет на ПМЖ к нам в Геленджик и будет преподавать нашим детям в школе в первом классе или вести продленку, а то и вовсе организует свою маленькую частную начальную школу.
          За все время нашего знакомства я только однажды увидела совсем другую Олю, в день ее рождения в двадцатых числах августа. Это была Оля Великолепная. Утром мы случайно и впервые за все лето встретились в бассейне рядом с домом, и она поразила меня потрясающей девичьей фигурой; и это почти в пятьдесят лет и при наличии четверых детей! В обеденное время мы столкнулись в парадной, когда Оля с семьей выходила в ресторан отпраздновать день своего появления в этом мире. С прической, макияжем и в очень красивом платье – она действительно была той счастливой и шикарной женщиной с придуманной ее мужем обложки журнала. В этот же день я впервые оказалась у нее в гостях вечером, когда мы отметили ее день рождения, проводили закат на балконе и распрощались до нового лета, так как на следующий день Олина семья должна была улетать. На память я подарила ей маленькую безделушку-амулетик с напутствием, чтобы он принес ей счастье.
          Обычно, когда люди после плотного летнего общения расстаются, то они очень быстро возвращаются к своему привычному жизненному ритму и только на следующий сезон, вновь встретившись, возобновляют свои отношения. Наверное, так повелось еще с детства, когда летом зарождалась дружба между детьми из разных городов, приезжавших в деревню к бабушкам или в детский оздоровительный лагерь, а потом наступала осень, все разъезжались и только следующим летом дружба разгоралась с новой силой. Правда, сейчас не так, ибо есть интернет и мобильная телефония, а, значит, возможность в любое время поговорить или обменяться сообщениями. Но, всё равно, после расставания даже такое общение очень быстро сходит на нет. Вот и в данном случае, обменявшись сразу после Олиного отлета посланиями друг с другом о том, как она добралась и как дела, я подумала, что новым поводом для переписки или разговора скорее всего станет какой-нибудь праздник.
          Но не угадала, так как третьего сентября я получила от Оли сообщение: «Здравствуй, Дина! Спасибо за амулет – на работу устроилась с ним. Очень скучаю. Большой всем привет!»
          Сказать, что я удивилась, ничего не сказать! Пока я тут сижу, жалею себя, рассуждаю, что не могу найти работу, человек взял и сделал! Я искренне была рада за Олю, тем более что она устроилась по любимой специальности – учителем начальных классов в школу.
          Наступила зима. Мы с Олей общались в мессенджерах и соцсетях, но, как и предвиделось, не так часто, как хотелось бы. И вот в начале декабря получаю от нее сообщение, которое ввергло меня в ступор: «Здравствуй, Диана! Спасибо тебе за поддержку, ты во мне увидела больше, чем я в себе. Мы расстались с мужем. Очень боялась, что упрется, но, когда перестала бояться, всё само собой разрешилось. Сейчас я счастлива! Конечно, по старой привычке еще напрягаюсь, но почти сразу отпускает. Очень помогла моя учеба как психолога на метафорические карты».
          Я сидела, тупо глядя в смартфон, перечитывала ее сообщение и испытывала одновременно два чувства – страх и зависть.
          Страх от того, что меня могут воспринимать как плохого человека, так как я своими рассуждениями невольно спровоцировала распад семьи, подтолкнув женщину с тремя маленькими детьми на путь одиночества, в жизнь, в которой ей придется, возможно, полностью самостоятельно зарабатывать, единственной нести ответственность за своих детей и не на кого будет положиться.
          И белую зависть, потому что она смогла разрешить себе сделать шаг, на который у меня не хватало смелости, так как я трусиха и не умею жить в доверии к этому миру, боюсь оторваться от мужа и в одиночку поднимать детей.
          Спустя буквально несколько недель после ошеломившей меня новости в день моего рождения я прочитала стихотворение Ирины Самариной, которое очень точно передавало наши с Олей чаяния и ожидания. Вот оно:

Обозначая личное пространство –
Становишься свободней и сильней.
Ты выбираешь, с кем тебе остаться,
А перед кем захлопнуть плотно дверь.

Не нужно слушать тонны обвинений.
Не нравится характер? Выход там!
Сама себе – судья, палач и гений.
И, с кем хочу – с тем кофе по утрам…

Смиряться и терпеть умела долго.
Но чувство долга – поглотило свет.
В овечьей шкуре распознала волка,
Я для него – лишь выгодный обед...

Я научилась радоваться лицам,
Которые я выбрала сама.
Сбежали и гиены, и лисицы.
Им выбор мой теперь не по зубам.

И, кстати, стала чаще улыбаться,
Когда прошёл естественный отбор.
Когда тепло – то легче одеваться,
А холодно – не выходить во двор.

И больше не доказывать часами
Дельфинам – как же здорово летать.
Теперь делиться буду чудесами
Лишь с теми, кто способен чудесать!

И каждый раз, входя в сердца чужие –
Стараться свет зажечь, а не гасить.
И чтоб от счастья только – аритмия,
И чтобы не рвалась надежды нить.

А роботы, зануды, и святоши
Остались там, куда дороги нет.
Мне в жизнь билет всего один подброшен…
Я это поняла в "сегодня" лет.

          Мы продолжали общаться с Олей. Я узнала, что она много работает и учится, что ей приходится в значительной степени полагаться на себя, что муж ее отказался разделить имущество таким образом, чтобы квартира в Геленджике отошла к Оле и она бы переехала сюда вместе с детьми, как они мечтали, что она много общается с подругами, даже ходит на свидания. Глядя на ее фото, я видела, какие у нее стали сияющие и счастливые глаза, а я помнила их добрыми, но грустными и уставшими.
          А недавно Оля сообщила, что в конце мая приедет в Геленджик, правда, всего на пару дней; привезет сюда старших детей, которые останутся здесь с отцом на летние каникулы, а сама она с младшей дочерью отправится отдыхать в другое место. Мы с ней совершенно четко договорились встретиться и сходить наконец-то попить кофе.
          И я знаю, что именно так и будет!

Май 2021


Рецензии