Пипл хавает

               
Дойти от моего дома до «Парка Горького» ничего не стоит, а если поднатужиться, то за полчаса уложиться можно. Как памятно для меня это место и, конечно, не так сам парк, который напоминает мне прежде всего детство, как «Дом Художника» на Крымском валу. С ним связана моя юность и всё время до начала нового века. Сейчас он ассоциируется у меня только, как филиал Третьяковки, где собрана живопись 20-го века. А парк скульптур вокруг него – прекрасное место для эстетического времяпрепровождения. Но я сейчас не об этом...

Вспоминается начало 90-х. Лафа для художников. Сначала «Битца», потом «Измайлово» и «Октябрьская» - это места, где художники могли теперь продавать свои картины. Сняты все запреты – приходи и торгуй. «Измайлово» было открыто только по выходным дням. «Октябрьская», это по названию метро, расположенного рядом, работала каждый день. Художники стояли непосредственно у входа на территорию выставочного зала.

Тогда это всё было в новинку. Совсем недавно была разогнана «Бульдозерная выставка», а сейчас пожалуйста: стой, где хочешь, предлагай, что вздумается – никто слово не скажет. Иностранцы толпой валили. Некоторые художники сетовали, что за субботу у них раскупают все работы, в воскресение уже не с чем приходить.

Рисовать и торговать бросились все. У меня в друзьях ходили: бывший электрик, клерк из министерства, просто не поймёшь сразу кто, в общем все, кто только мог держать карандаш в руках и перерисовывать что-либо. Конъюнктура диктовала спрос, и художники старались изо всех сил.

Один прекрасный акварелист преуспевал с Храмом Василия Блаженного. Он доводил изображение до фотографического сходства. Я помню, как одни дотошные японцы заставили его снимать стекло с работы, чтобы тот показал бумагу и остатки карандашного начала, как доказательство, что это не печать.

В 93-ем, после расстрела «Белого дома», иностранцы схлынули. Остались только «наши». Но ушли нищие интеллигенты, голод и разруха заставили их подтянуть пояса. Они ещё хоть в чём-то разбирались и могли, пускай не за дорого, но купить приличную вещь. Пришло время торгашей. За полчаса до открытия, мог пройти скупщик и за бросовую цену купить у тебя всё подчистую. Они стали диктовать: что надо, как надо и, что продаётся. И ты из художника превращался в машину по выделки ширпотреба. Теперь пошли одни торгаши – «купи-продай». Вот с того времени всё и началось. Яркие цветастые натюрморты, такие же пейзажи с синюшным небом и зеленящей травой. Какие-то портреты с выпученными глазами. И теперь только они могли иметь успех у «разборчивого» покупателя.

Но, что меня больше всего поражает, что начиналось это в 90-х, а продолжается и по сей день. Только всё стало цивильно. У тех, кто торгует этим… «искусством», оборудованы места в длинном подземном переходе под Садовым кольцом, шикарные павильоны на набережной, с видом на Петра. Но наполнение их прежнее. Прошло 30 лет, а воз и ныне там. Что же получается, что вкусы публики не изменились за эти годы. Как я понимаю, торговля идёт. Торговцы за аренду платят немалые деньги, а их надо выручать. Значит люди покупают «это»?!..

Прогуливаясь, стараюсь не подходить к этим «культурным» точкам, чтобы не портить себе настроение. При этом, хорошо понимая, что художник не виноват. Всё дело в другом – пипл хавает…

                14 мая 2021г.


Рецензии
Кажется это предсказывали писатели утописты. Чем больше люди уходят в область потребления тем ниже становится духовный уровень.

Тата Платонова   31.05.2021 22:06     Заявить о нарушении
К сожалению это было всегда. Было и будет. Спасибо вам! Всего вам доброго!

Сергей Вельяминов   01.06.2021 14:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.