Лекианоба - опровержение одного мифа

Лекианоба — опровержение некоторых исторических мифов


В исторической литературе закрепился термин «Лекианоба», который использовали грузины для обозначения периодических набегов горцев-лезгин географически Большого Южного Дагестана в Грузию с XVI по XIX вв.


Данный термин происходит от слова «леки», так грузины изначально называли предков современных лезгинских народов Южного Дагестана (лезгин, цахурцев, табасаранцев, рутульцев, арчинцев, агульцев и др.), основавших древнее античное государство Кавказская Албания. Намного позже произошло некоторое обобщение — грузины, в конце XVIII века ошибочно, либо по какой-то другой неизвестной нам причине, стали «называть» (но, не считать, т. е. они могли легко отличить цахур от аварцев, например) горцев-аварцев Дагестана и субрегиона Саингило с которыми им приходилось «сталкиваться» — «лезгинами». Заметим лишь, что данный исторический период выделяется тем, что к набегам на Грузию всё чаще подключаются население приграничных аварских сёл.


К вопросу о несостоятельности обобщения этнонима лезгин — «лезги», «леки», применительно ко всем дагестанским народам мы уже обращались в материале «Опровержение мифа о том, что всех «дагестанцев» считали «лезгинами» (на примере двух источников)». Сейчас же кратко лишь напомним, что ни один народ на территории современного Дагестана, за исключением собственно лезгин, в прошлом себя не причислял к «лезгинам», а также, ни у одного из дагестанских народов (за исключением лезгин) в самоназвании не присутствует этноним «лезги» или «лазги», «леки», «лезгияр» и т.д. Отсутствуют также какие-либо данные о именовании одним дагестанским народом других дагестанских народов термином «леки» (экзоним), за исключением лезгин (кумыки, например горцев-аварцев называли экзонимом «тавлинцы»).


Военный историк Василий Потто (1836–1911) по этому поводу пишет:


«аварское племя, само себя называвшее общим именем «маарулал», но соседям известное под чуждыми ему самому именами то тавлинцев, то — на юге; по ту сторону гор, в Грузии, — лезгин».


На данное ошибочное обобщение в своё время обратил внимание и историк Е.И. Козубский (1851–1911):


«… имъ обозначаютъ горское населеліе Дагестана грузины и кумыки, отъ которыхъ оно усвоено и русскими»; «… то и другое названіе чуждо народамъ котарымъ оно дается»; «сами себя Кюринцы называютъ ляги (един. число), лязгіяръ (множ. чис) …»; «слово «лезгинъ» саммыми народами, извъстныші намъ подъ этимъ именемъ, не употребляется».


Таким образом на рубеже XIX–XX вв. как минимум два авторитетных российских историка в лице В.А. Потто и Е.И. Козубского, подчеркивают, что этноним–экзоним «лезгин» к аварскому этносу отношение не имеет (т. к. у него самоназвание «маарулал»), и был к ним отнесён на короткий период, с подачи грузин, в периоде конец XVIII — начало XIX века, в контексте совместных исторических набегов южнодагестанских горцев-лезгин с джарскими аварцами и джарскими лезгинами на Грузию, ошибочно.


Ещё в первой половине XVIII века российский этнограф Иоанн Густав Гербер (ок. 1690–1734), известный автор карты «Каспийского побережья от Волги до Куры» (1728) с обозначением на карте таких отдельный политических образований как «Лезгистан» и «Дагестан», писал, что лезгины вольных обществ Самурской долины (Алтыпара, Ахтыпара, Докузпара, Рутул) совершали набеги на Грузию. В своей полевой заметке: «Записки о находящихся на западном берегу каспийского моря, между Астраханью и рекою кура народах и землях и об их состоянии в 1728 году» И. Гербер описывает жизнь горцев-лезгин следующим образом:


«Подле реки Самуры по зюйдовой стороне, между нижних гор, подле Рутул и ко высокой горе Шалбрус. Из сих пяти уездов каждой состоит в нескольких деревнях, которые все между горами, несколько вместе, а несколько между долинами разсыпно лежат. Дороги между оными узкие и каменистые и проходы к оным уездам весьма трудные. Все сии пять уездов изо всех сторон высокими каменными и непроходными горами обняты, которые зимою и летом снегами покрыты; токмо меж ими из одного уезда до другова имеются дороги посвободнее, которые они делали, чтоб во время нужды уезд уезду помощь учинить мог.


Лезгинской язык. Сей язык употребляют лезги, или лезгинцы, и ни с каким другим языком сходства не имеет. Хотя всякая деревня своего старшину имеет, которые территориально вместе содержутся, однакож обыватели оным мало послушны бывают, ибо всяк сам собою господином. Понеже народ вольной, доходов и податей никому не платят, но и впредь платить не будут и, надеясь на крепкую ситуацию их места, не опасаются, чтоб кто их в подданство привесть и принуждать может. Питаются скотиною и имеют между горами в долинах малое число пашен, и для того имеется у них нужда в хлебе, которой оные меняют скотиною в Кубе.


И хотя оные все воры и грабежники, однакож в Кубе нападения и воровства никакого не чинят, чтоб чрез то волю не потерять пшена и пшеницу тамо доставать и менять; токмо свой воровской промысл употребляют далее в горах и к Грузии. Оные употребляют оружие огненное, добрые сабли и много панцеров, люди смелые и огня не боязливые, сверх того дикой и варварской народ.


Сии пять уездов крепко заедино стоят, и что одному учинится, то и другие так, как себе учинено почитают, Оные никогда ни под персидскою, ни под какою другою властию не стояли, и хотя прежде сего султаны дербенские их яко подданными к Персии почесть хотели и к тому принуждать трудились и для того часто великая команда из Дербента посылалась, чтоб их силою под владение привесть, однакож дагистанцы всегда противились и высланных дербенцов кровотекущими головами назад отсылали, и понеже от них прибыли никакой нет, оставлены оные были потому в покое. Чего ради и та малая часть земли от Алты пара, которая по разграничению к российской доле надлежит, так оставлена, ибо невозможно будет без непрестанных ссор оное содержать, а прибыли от того никакой нету. Также оные и с турецкой стороны в покое оставлены могут быть, понеже силою их в подданство привесть труд не заплатится, не почитая убытку, что к тому потребно будет; и, хотя то и учинилося бы, то однакож в таком диком народе постоянства никогда не будет. Хлеба у них мало родится, как выше объявлено, которой они покупают и меняют скотиною в Кубе.


Самой лудчей их промысл состоит в покраже и грабеже, а особливо часто нападения чинят в Грузии, где они лошадей, а больше людей крадут, на своих легких лошадях увозят и продают. При ребелии в Ширвании оные Дауд беку и Сурхаю помощь немалую учинили, притом себя добычею не забывали и богатились, и куда приходили, — с обывателями немилосердно поступали».


Со временем главными организаторами набегов на Грузию стали Джаро-Белоканские общества и Илисуйский султанат. Нападения начались с распада Грузинского царства и последующего снижения обороноспособности его государств-преемников, по причине ведущихся непрестанно оборонительных войн против Персидской и Османской империй. В конце XVI века пограничная часть Кахетинского царства, позже известная как Саингило, была отдана персидским шахом Аббасом I во владения своим южнодагестанским (цахурским) союзникам. В 1607 г. к шаху Аббасу I явился вместе с владетелями других феодальных владений Дагестана и Али-бек Цахурский (1607–1616 гг.) с выражением ему покорности. Шах Сефи I (1629–1642) в 1632 и 1642 годах призывал цахурских владетелей совершить набег на Грузию и Кахетию. Шах Аббас II (1642–1667) также не оставил без внимания Цахур, а пожаловал его Халил-беку Цахурскому (1642–1670 гг.) сыну Магомед-хана Цахурского (1632–1637 гг.) в титул, как и его отцу.


В 1720 году, лезгины, под предводительством лезгинского имама ал-Хаджжи Давудa ал-Мушкури восстали против Ирана. Картлийский царь Вахтанг VI, который был вассалом иранского шаха, пользовался поддержкой русского императора. Он вёл двойную игру, результатом которой должна была стать независимость Грузии. Весной 1722 года ал-Хаджжи Давуд осадил Гянджу, после чего Вахтанг VI выступил на помощь городу. Узнав об этом, ал-Хаджжи Давуд воздержался от сражения с войском Вахтанга VI и на двенадцатый день снял осаду с Гянджи. Вахтанг VI не стал его преследовать, несмотря на то, что имел неоднократные приказы от шаха выступить на Шемаху. В 1722 году Вахтанг VI решил присоединить свои силы к войскам царя Петра I и мобилизовал большую армию. Пётр I вскоре заключил мир с персами, и Вахтанг VI отозвал свои войска. Грузия, оставшись одна, пала под ударами Османской и Персидской империй, два последующих десятилетия страна была практически беззащитна, и набеги горцев усилились. В том же году, южнодагестанцы под предводительством Али-Султана Цахурского (1695–1723) и Сурхай-хана Казикумухского совершили крупный набег и приступом взяли г. Тифлис.


В 1744 году Теймураз II и его сын, Ираклий II, возродили царства Картли и Кахетия и объединили свои силы, чтобы совместными усилиями отражать набеги. С 1750 по 1755 гг. они трижды успешно отбили крупные набеги из Дагестана. В 1774 году Ираклий II создал регулярное войско мориге, во главе которого стоял сын Ираклия II царевич Леван, мориге стало эффективной силой против набегов. В 1754/1755 годах в битве при Мчадиджвари и в битве у Кварели Ираклий II одержал победу над вторгшимися в Грузию аварским ханом Нурсал-бегом. Тем не менее, из-за внутреннего кризиса в Грузии Ираклий II не смог окончательно устранить внешнюю угрозу.


Присоединением Грузии к Российской империи в 1801 году не остановило набеги дагестанцев на грузинские земли. 25 сентября 1803 года Цицианов направил грозное письмо Али-Султану ал-Илисуви и жителям Джаро-Белоканской «провинции» с предупреждением о необходимости сохранить верность могущественной России и не поддерживать набеги на Грузию, пока он: «меча не вынул». Однако Цицианов все же «вынул меч», послав в начале 1804 г. ген. Гулякова с отрядом в 2 500 человек против джарцев, которые вначале сдали село, но потом все же убили преследовавшего их Гулякова (14 янв. 1804 г.) в Закатальском ущелье.


Во время Кавказской войны, в 1854 году войска имама Шамиля, возглавившего движение сопротивления российскому империализму, вторглись в Кахетию, пытаясь соединиться с войсками Османской империи, но, узнав об отступлении последней, вернулись в горы, успев разорить богатое селение Цинондаль, захватить в плен семейство его владетеля князя Давида Чавчавадзе и разграбить несколько церквей. Это нападение считается последним набегом из Дагестана на территорию Грузии.



Автор: ‘Али Албанви

На фото: «Kennan, George (1845-1924). Returen of Lezghians from a raid, 1870» (Дж. Кеннан, Возвращение лезгин с набега).

Примечание: Тавлинцы — экзоним «тавлинец» не есть этническое и не употребляется самими народами, известными нам под этим именем. Словом, «тавлинец» (от «тау» — гора, «таули» — горец) грузины и кумыки, а за ними и русские, обозначают горское население Северного Дагестана, преимущественно аварцев.


Литература


1. Али Албанви. Опровержение мифа о том, что всех «дагестанцев» считали «лезгинами» (на примере двух источников) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/Unkfu, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 13.05.2021). — Яз. рус.

2. Али Албанви. Лезгистан на карте Иоанна Гербера (1728) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/UnmhJ, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 13.05.2021). — Яз. рус.

3. Алиев Б., Умаханов М. Историческая география Дагестана XVII — нач. XIX в: историческая география Южного Дагестана (Книга II). Дагестанский научный центр, Ин-т истории, археологии и этнографии РАН, Махачкала. 2001. С. 54; 171; 182; 184; 244. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/UnkhT, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 13.05.2021). — Яз. рус.

4. Иоганн Густав Гербер. Записки о находящихся на западном берегу каспийского моря, между Астраханью и рекою кура народах и землях и об их состоянии в 1728 году [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/Unkgk, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 13.05.2021). — Яз. рус.

5. Мусаев Г.М. Цахуры в политике Ирана И Турции // Журнал «Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки». 2010. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/Uo2GP, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 13.05.2021). — Яз. рус.

6. Памятная книжка Дагестанской области / сост. Е.И. Козубский. — Темир-Хан-Шура: «Русская тип. «В.М. Сорокина, 1895. — 724 с. разд. паг., 1 л. фронт. (портр.), 17 л. ил., карт.; 25 см. - На обл. авт. не указан Библиогр.: «Опыт библиографии Дагестанской области» (1508 назв.).

7. Потто В.А. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях: в 5 т. — СПб.: Тип. Е. Евдокимова, 1887—1889.

8. Ризванов З., Ризванов Р. Освободительное движение на Восточном Кавказе под руководством Хаджи-Давуда Мюшкюрского. Борьба против Надир-шаха // История лезгин (краткий научно-популярный очерк). — Махачкала, 1990.

9. Саидов М.С., Султанбеков Р.М. Из истории Цахурского султанства // Известия ВУЗов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2013. №4. С. 39–42.

10. Тавлинцы // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 4 т. — СПб., 1907—1909.


Рецензии