От копейки до девятки

Пролог
В середине 90-х годов прошлого века обладание «девятой» моделью ВАЗа было пределом мечтаний для многих жителей нашей страны. Объективности ради, надо сказать, что уже в то время была небольшая прослойка людей, которые получали удовольствие от вождения собственных импортных автомобилей, но тогда таких было ещё меньшинство. Основная же масса автолюбителей владела ВАЗовской «классикой», «Москвичами» или продукцией Запорожского автозавода. А абсолютное большинство граждан нашей Родины было вообще «безлошадными».

«Девятка» (также как и «восьмерка» с «девяносто девятой») была в то время неким культовым продуктом выпускаемым отечественным автопромом. Можно даже сказать, вехой в его истории. Самое главное, что в ней было – это то, что машина была очень проста в устройстве, соответственно - ремонтопригодна и, как следствие, довольно надежна. Но при этом – она была очень маневренна и легка в управлении. В ней отсутствовали всякие «излишества» того времени в виде кондиционера, подушек безопасности и автоматической коробки передач. Но это в среде владельцев считалось, скорее её достоинством, чем недостатком. Хотя, надо повториться, в то время многим просто не с чем было сравнивать.

Про этот автомобиль среди его владельцев слагались легенды. Каждая вторая - третья машина, якобы, была выпущена на «секретной линии сборки», которую незаметно для всех на заводе организовал господин Каданников  (в то время - директор Волжского автозавода). Как можно сделать незаметной целую линию по сборке таких крупногабаритных предметов - не обсуждалось. Другая часть автомобилей, якобы, прошла покраску или антикоррозионную обработку в камерах для машин, собираемых на экспорт. Третья группа автовладельцев ездила на реэкспортных «девятках». Суть реэкспорта автомобилей в то время заключалась в следующем. На таможню везли документы на машину, в которых ставили отметки о пересечении ей границы туда-обратно. Сам автомобиль даже никуда не гоняли. Машины для экспорта считались заведомо более качественными, т.к. собирались, якобы, на отдельных улучшенных линиях производства. Естественно, в глазах владельцев таких автомобилей, это выделяло их из рядов обладателей «обычных девяток». Но легендами, как уже было сказано, был овеян, наверное, каждый второй автомобиль «девятого семейства», что со временем несколько притупляло у их владельцев чувство принадлежности к элитному клубу.

Как и у любого другого популярного объекта, у «девятки» помимо множества  поклонников, было и немало противников. В первую очередь, из числа любителей жигулевской «классики». В основе бесконечных словесных баталий этих двух групп автовладельцев обычно лежал спор, о том, какой тип привода лучше. Но этим гаражные дебаты не ограничивались, с этого они обычно только начинались.

Вероятно, именно любители заднеприводных средств передвижения за сходство передней части "девятого семейства" с одноименным слесарным инструментом, эти автомобили прозвали "зубилом", а их водителей именовали, соответственно, "зубиловодами".  Но, конечно, сами хозяева машин называли свои авто намного ласковее, например, "ласточками".

Часть 1.
Весной 1997 года, герой этого рассказа – Алексей, устроился на свою очередную работу в крупную, по меркам того времени, коммерческую структуру на рядовую должность. По его собственному твердому убеждению в свои 25 лет, он был уже очень опытным водителем.

Еще бы! Первая машина появилась у Лехи в его 22 года, в 1994 году. Это был ВАЗ-21013, белого цвета, 1983 года выпуска. Так называемая «копейка», за год проведенный с новым хозяином почему-то сильно "зацвела". То ли пришёл срок, то ли предыдущий хозяин как-то иначе её хранил, но факт оставался фактом: внешне машина активно стремилась к сходству с ягуаром. Причем, к тому, который из семейства кошачьих, а не к тому, который из числа продукции британского автопрома. Сходство, увы, ограничивалось только пятнистостью, во всем остальном, в том числе и в плане прыти, машина оставалась прежней. Ржавчина обильно вылезла везде: на порогах, дверях, крыльях, капоте, вокруг рамки ветрового стекла и её отдельные очаги стали появляться на крыше. По непонятной причине коррозия абсолютно не тронула только крышку багажника.

Алексея это обстоятельство сильно огорчило. Но он решил не сдаваться и бороться со ржавчиной. В ближайшем магазине автозапчастей им была куплена наждачная бумага, специальная жидкость для снятия ржавчины, бутылка ацетона и два баллончика с краской. Еще в магазине проявились первые тревожные нотки насчет успешности планируемого мероприятия. Так, не будучи специалистом в покрасочных работах, Леха, тем не менее, твердо знал, что цвет его автомобиля - белый. Его убежденность подтверждалась документами на машину, где в графе «цвет» тоже было указано - белый. Поэтому вопрос продавца «Какой номер краски нужен?» застал Леху врасплох. Продавец выложил на прилавок несколько баллончиков и наглядно показал на мазках краски на крышках, что белый цвет имеет массу оттенков. Но т.к. продавцу надо было продать товар, а Алексей уже морально настроился на борьбу за внешний вид своего автомобиля, то обе стороны стремились к сделке, и она состоялась. Продавец, полистав какой-то каталог, назвал номер заводской краски для машин этой модели, а Леха купил то, что ему было предложено «специалистом».

Ремонтные работы Алексей решил проводить на даче своих родителей. В один летний выходной день он, приехав накануне, встал пораньше, визуально убедился в отсутствии предпосылок к дождю и приступил к работе.

Автомобиль им был тщательно вымыт и оставлен на солнце для просушки. Начать было решено с порога со стороны водительской двери. Алексей наждачкой снял на пороге вздувшуюся краску, удалил основные хлопья ржавчины и нанес купленный спецраствор для её полного уничтожения. Химическая реакция при взаимодействии вышеназванного средства со ржой была бурной, но не долгой. Попузырившись не более пяти секунд, процесс завершился. Лехе это понравилось, и он нанес раствор повторно. В этот раз визуально эффект был гораздо меньше, но все же был. Правда, пузырьки при повторной обработке уже практически не вздувались. Затем порог был промыт водой и остатки ржавчины смыты.

К своему искреннему удивлению, на зачищенной до металла поверхности, Алексей обнаружил не только глубокие рытвины, но и сквозные отверстия от ржавчины. Загрустив, Леха закурил и задумался. Как и чем заделать дыры - он не знал. Интернета и мобильного телефона у него тогда не было. Надо было с кем-то знающим посоветоваться.  Самым большим специалистом по машинам в глазах Алексея был, давно ему знакомый, сосед по дачному посёлку по имени Дмитрий. Он был лет на десять старше, мог самостоятельно починить свою машину и оказывал помощь в диагностике и устранении автомобильных проблем другим жителям дачного посёлка. Платно или нет, в данном контексте - не имеет значения.

Леха сел за руль, нашёл Диму и кратко обрисовав проблему, показал на неё пальцем. Осмотр машины специалистом был не долгим, диагноз - коротким ( в одно слово), а рекомендация - однозначной: "подмарафетить и продавать».

Вернувшись к себе, Алексей понял, что забыл спросить Диму, что делать со сквозными отверстиями в пороге.
Но т.к. для себя он уже принял решение о дальнейшей судьбе автомобиля, то решил продолжить работу, полагаясь только на собственные навыки.
Леха знал, что рисует он плохо, но решил, что уж красить то сможет. Найдя в гараже кусок поролоновой губки, он посчитал подготовительные работы завершенными и приступил. Обезжирив порог ацетоном, он дал ему минуту-другую выветриться и сверху нанес краску из баллончика.

В результате данной манипуляции Алексей сделал для себя несколько открытий. Во-первых, отсутствие дождя при распылении краски из баллончика, не единственное необходимое  условие для успеха мероприятия. Вторым условием должно было быть отсутствие ветра. А он был... Во-вторых, краска по разному ложится на поверхность очищенную до металла и на поверхность, где оставалась старая краска. В-третьих, оттенок краски продавец, несмотря на пользование каталогом, не угадал. Ну и наконец, двух баллончиков будет явно мало.

Тогда Леха принял решение провести "точечную" покраску. Он, не удаляя вздувшуюся краску, обрабатывал ацетоном очаги со ржавчиной и распылял в это место краску. Подтеки он удалял, промокая их куском поролона. Краски ему в итоге с трудом хватило на водительскую дверь, левое крыло и капот.
Результат собственной работы Алексея не радовал. Свежевыкрашенные места были явно светлее, отливали глянцевым блеском и общее ощущение  пятнистости даже усилилось. Не впадая окончательно в отчаяние, Леха объяснял сам себе это тем, что краска пока еще не высохла, но к утру все сольется в едином цветовом решении.

Увы, ожидания Алексея не оправдались. В утренних лучах солнца на следующий день перед ним предстала машина в пятнах ржавчины с одной стороны и с белыми заплатками с другой. Кое где были, незамеченные накануне и потому уже засохшие, подтеки краски. В свежевыкрашенном пороге с водительской стороны все также зияли дыры.

Созерцая результаты своего вчерашнего труда, Леха задумчиво курил. В этот момент к соседнему дому подъехал его владелец Владимир на «Москвиче 2141". Перекинувшись приветствиями, сосед спросил у Алексея "как дела?" и подошёл к "копейке" услышав в ответ "так себе".
Увидев плоды Лехиного труда, дядя Вова (ему в то время было "за сорок") искренне посмеялся и вынес в отношении состояния кузова тот же диагноз, что и Дима. Причём, тем же самым словом. Но видя Лехину растерянность, не стал много иронизировать, а дал несколько советов.  Первый - в следущий раз при покраске авто обращаться к профессионалам. Второй - не трогать правую половину кузова. Третий -  пятнистые детали отдать в покраску "Анатольевичу" (хозяину нелегального автосервиса в ближайшем гаражном кооперативе).

Первые два совета Леха покорно принял, т.к. и сам к ним склонялся. А вот третий совет означал финансовые потери, минимум неделю без машины и славу "мастера ягуаровской покраски" на весь посёлок.

В Москву с дачи надо было выезжать ближе к вечеру, впереди был целый день и Алексей решил самостоятельно устранить вчерашние огрехи.
Он взял для образца пустой баллончик из под краски и поехал в магазин автозапчастей. Там Леха купил ещё 3 таких баллончика, малярный скотч и бутылку кузбасслака. Затем за пару часов он распылил краску жестами главного героя из кинофильма "Зорро" по двери и крылу сплошным слоем  и перекрасил все пороги в чёрный цвет.

Краска засохла быстро и Леха в тягостных раздумьях, не дожидаясь вечера, выехал домой. А думать было о чём. Покрашенный по голому металлу порог зацвел бы вновь очень быстро. Распространение ржавчины по кузову тоже не было остановлено. И как это сделать, было не понятно. Вердикт был ясен, машину надо было срочно продавать. Причем, по понятным причинам, продавать незнакомым людям.

В то время очень эффективным каналом продаж было одно ежедневное бумажное издание. Надо было только вырезать из него купон и заполнить его. Леха остановился у метро по дороге и купил в ларьке нужную газету. Но это было не всё. К машине, и он, и его супруга успели привыкнуть. На автомобиле даже дорога к теще была короче  (в прямом смысле этого слова). Поэтому, продав "копейку», надо было быстро купить другой транспорт. Получше. А значит - подороже. В этом была небольшая проблема. Новая машина ВАЗа стоила тогда от пяти тысяч долларов и выше. Тогда таких денег, даже при удачной продаже "копейки», в Лехином семейном бюджете не было. Это была проблема. Но была ещё большая проблема. Надо было уговорить супругу потратить заначку на покупку другой машины.

Как часто бывает в жизни, проблемы там, где её ждешь - не оказалось. Зато проблема возникла там, где её не должно было быть. Жена Алексея, выслушав за ужином яркую речь мужа (Леха готовился к ней почти всю дорогу с дачи), в которой описывался очень быстрый процесс разрушения автомобиля от зла в лице коррозии металла, спокойно спросила: «А что мы купим вместо нее?». И все! Леха быстро притащил из коридора газету и показал рукой изобилие вариантов. Однако, проблема оказалась именно там. Как говорится, при всем богатстве выбора - выбора и нет.

Оценивая стоимость своего автомобиля, Алексей смотрел аналоги, но у каждого найденного выискивал хоть одно отличие в худшую сторону, игнорируя все преимущества. «Моя, значит стоит дороже» - думал радостно он. Так, по его подсчетам получалось, что меньше, чем за две тысячи долларов машину
продавать было себе в убыток. Купон с текстом объявления был заполнен. «Плюс заначка!» - потирал руки Леха. В заначке у него лежало ещё ровно две тысячи долларов. С таким бюджетом замахнуться на новую машину было нельзя, но что-то, более-менее приличное, из заднеприводных автомобилей, как казалось, купить было можно. Именно, «более-менее». Понимая, что авторы объявлений о продаже, также, как и он сам, расхваливают и приукрашивают в своих машинах то, чего практически нет, Алексей вычеркивал варианты один за другим. Просидев над газетой на кухне допоздна, он остановился всего на одном объявлении, решив позвонить по нему на следующее утро. Почему-то в том, что свою машину он продаст «со свистом» в день выхода объявления, Леха не сомневался.

Реальность оказалась суровее, чем ожидалось. Как узнал Алексей у коллег по работе, на практике от даты подачи объявления до его публикации в газете проходило минимум три-четыре дня. Не имея на руках всей нужной суммы, он тем не менее позвонил по выбранному объявлению, где его не дослушав, прервали фразой «уже продано». Начиная со следующего дня Леха каждый день покупал ту самую газету и искал в ней свое объявление. Наконец в очередном номере он его нашел. Контактный номер телефона был указан им рабочий, поэтому весь день Алексей просидел около него. Когда ему нужно было ненадолго отлучиться, он оставлял дежурить около аппарата коллегу по работе. Но в итоге за весь день по объявлению не было ни одного звонка…

Часть 2.
Фирма, в которой тогда работал Алексей, была не очень большой, поэтому новость о том, что он меняет автомобиль разлетелась среди сотрудников мгновенно. Как-то в обеденный перерыв к Лехе подошел водитель шефа и сообщил, что его сосед по гаражу продает свою «шестерку» и посмотреть её можно в любой день после работы. Почувствовав известный всем автовладельцам «зуд», Алексей предложил поехать посмотреть машину в тот же день. Возражений не было, поэтому в тот же вечер поехали на его «копейке» в гаражи.

Увиденная «шестерка» ему внешне понравилась сразу. Задние стекла у нее были затонированы (в то время это считалось «крутым»). Колонки магнитолы были не только в задней полочке, но и в передних дверях. Чехлы на сиденьях - велюровые.  Между передними сиденьями был подлокотник с боксом для аудиокассет. Под задним бампером были два дополнительных стоп-сигнала. И по сравнению с его «копейкой», она была более яркого белого цвета.  «Цвет - «снежная королева», тойотовская краска» - сказал продавец (мужчина, лет около сорока). Почему «Жигули» покрашены японской краской, Алексея в тот момент не насторожило. А зря! Он, как под гипнозом, с восторгом рассматривал машину. Продавец морально добивал Леху, вбрасывая фразы: «гаражного хранения», «движок полуторный», «небольшую скидку, как коллеге соседа по гаражу, сделаю», «антикор полный» и т.д. Цена была обозначена с учетом скидки, в размере 3800 долларов, исключительно «по дружбе».

Алексея смущало только два момента. Машина была 1981 года выпуска, т.е. старше его «копейки» и, снова, белого цвета. Уловив легкое колебание у покупателя, продавец сказал, что сделает скидку еще в сто долларов, если сделка состоится в течение недели. На том и порешили.

Теперь Алексею надо было за неделю продать «копейку». Он ежедневно подавал объявления о продаже, уже более объективно оценивая ее стоимость и опустив цену до 1700 долларов. Звонков от реальных покупателей не было. Было пару звонков от перекупщиков, предлагавших за машину по телефону, не глядя, от 1000 до 1200 долларов. Прошла неделя со дня поездки в гаражи. Водитель шефа, зная ситуацию, тем не менее «подливал масла в огонь», говоря о куче желающих купить «шестерку» и напоминая, что скидка в 100 долларов была только при условии покупки в течение недели. У Лехи лопнуло терпение и он, несмотря на разницу в возрасте, объяснил на доступном водителю языке, что ему «все-равно» и куда следует двигаться продавцу, если он не хочет подождать немного и не даст обещанную скидку. Эмоциональный выброс снял с Алексея накопленное напряжение, прибавил авторитета в глазах водителя и удивительным образом привел к согласию продавца ждать еще неделю.

Спустя день-два, раздался звонок от покупателя, который хотел осмотреть машину. Договорились на вечер следующего дня. Накануне, Леха впервые, как для себя, так и для «копейки», заехал на мойку. Смытые пыль с грязью обнажили множество очагов коррозии и усилили контраст в разнице цвета на покрашенных недавно деталях. Но отступать было уже некуда и, отпросившись немного пораньше с работы, Алексей поехал домой. 

Покупателей было двое. Ими оказались крепкие коренастые ребята в кожаных куртках с очень короткими стрижками. Так сказать, классика того времени. Приехали они на ярко-красном БМВ третьей серии. Не теряя времени даром, они за пару минут осмотрели машину снаружи, затем попросили открыть капот и завести её. Результат их устроил. Выругавшись по поводу покрашенных деталей, они сделали свое предложение: «Покупаем по доверенности, цена без всякого торга - 1500 долларов. Если согласен - поехали. Нотариуса мы тут рядом знаем.»

Леха читал в газетах о случаях, когда после похожих сделок у нотариуса, продавца выкидывали из машины без денег, а покупатели исчезали с машиной в неизвестном направлении. Но он был уверен, что это - не такой случай. Почему-то гораздо больше его беспокоила вероятность того, что с ним рассчитаются фальшивыми «баксами». Для снятия этого риска, у него дома был купленный, как-то по случаю, в ларьке на площади «трех вокзалов» компактный детектор валют. Ну, не совсем компактный. Из себя он представлял пластмассовую коробку с датчиком на торце и двумя диодными лампочками красного и зеленого цвета на боковой поверхности. Длиной датчик был сантиметров двадцать, шириной - около семи, толщиной - около четырех. Работало это «чудо в борьбе с фальшивомонетчиками» от батарейки типа «крона». Для проверки подлинности купюры надо было провести датчиком по её поверхности и после этого загоралась одна из двух лампочек: если зеленая - значит подлинная, если красная - значит фальшивая. Леха после покупки проверял работоспособность на «баксах» и на обычной бумаге и остался тогда доволен результатом.

Так как осмотр машины происходил около подъезда дома, где жил Алексей, то ему потребовалось пару минут, чтобы подняться и взять паспорт, ПТС и детектор. К нотариусу выехали на двух машинах. Чтобы опробовать покупку на ходу, впереди на иномарке ехал один из покупателей, за ним за рулем в «копейке» второй и Леха рядом на пассажирском сидении. В комнату к нотариусу ребята уверенно прошли без очереди, внутри тоже все прошло очень быстро и спустя минут десять-пятнадцать они были уже снаружи. Погода была хорошая, расчет происходил на капоте «копейки». Алексей положил на капот доверенность, ПТС и свидетельство о регистрации ТС и придавил все ключами от автомобиля. Один из покупателей, не считая, протянул тонкую пачку долларов. И тут Леха произвел фурор, вытащив из кармана свой детектор. Как он потом вспоминал, один из ребят сначала даже немного попятился и потом спросил:
- Что это?
- Сейчас проверять буду. - ответил Алексей.

Он взял из пачки одну купюру номиналом в 100 долларов и провел по ней устройством. Детектор пискнул и сбоку зажглась зеленая лампочка. Пацаны были в шоке. Леха отложил первую и взял вторую купюру. Но проверить её не успел, т.к. у новых владельцев «копейки» лопнуло терпение:
- Давай, если хочешь, пересчитывай и забирай. А потом резвись со своей шарманкой, сколько хочешь.
Тем не менее, забрав ключи и документы они спросили:
- Тебя подвезти?
- Нет. Тут дворами близко.
Так Алексей продал свою первую машину. В течение двух следующих дней он, заняв 200 долларов, купил ту самую «шестерку» со снятием её с учета.

Часть 3.
ВАЗ-21061 прослужил Лехе верой и правдой два года. Машина была, по словам матерых автовладельцев, полностью перекрашенной, но это не влияло отрицательно на её ходовые качества, зато внешний вид был вполне приличный. В конце осени Алексей купил два новых зимних колеса, с первым снегом «переобулся» и без приключений провел сезон. Машина вообще вела себя не капризно, получая лишь минимальный уход. Масло в двигателе и фильтры Леха быстро научился менять сам, используя яму в гараже на даче. Тормозные колодки и амортизаторы после года эксплуатации он поменял вместе с Димой, открыв для себя много нового в устройстве автомобиля.

В одну из пятниц Алексей после работы решил поехать на дачу. Засидевшись по делам в офисе, а потом попав в пробку из-за какой-то аварии, он поздно вырвался из московских объятий и выехал на загородную трассу ближе к полуночи. Чем дальше от МКАДа, тем меньше машин было на дороге и Леха прибавлял скорость. Заслушавшись музыку, к стационарному посту ДПС (тогда такие были на всех трассах) он вылетел со скоростью намного выше максимально разрешенной. Обычно в такое время суток сотрудники ГАИ уже сидели в своих «аквариумах», предпочитая не выходить ночью на дорогу. Но в тот день все было с точностью до наоборот: была облава или по-другому - «план Перехват». Напротив поста находилось четыре машины ДПС, человек семь сотрудников в бронежилетах, касках и с автоматами стояли с двух сторон шоссе, а также на разделительной полосе и останавливали абсолютно все проезжающие машины. Вылетевшего на них Алексея естественно тоже остановили взмахом жезла. Еще бы - больше попутных машин в тот момент не было. Тормозил Леха с визгом покрышек. Едва успев выйти из машины, он был рывком развернут лицом к автомобилю с грозным окриком:
- Руки на крышу! Ноги шире!
Алексей послушно принял указанную позу. Для него вечер переставал быть томным.
- Документы! Живо! - громко командовал голос.
- Не могу! У меня руки на крыше! - тоже почти прокричал Леха.
Владелец голоса хмыкнул и скомандовал:
- Лицом ко мне. Медленно.
Судя по погонам, это был старший лейтенант. Причем очень крупной комплекции. Алексей протянул документы. Бегло пробежав по ним глазами, офицер скомандовал:
- Открыть багажник.
Без понятых это было не совсем законно, но Леха не стал спорить и открыл его. Багажник у него был практически пустой, не считая аптечки, старого огнетушителя и такой же старой сумки с набором гаечных ключей.
Заглянув в багажник, лейтенант не торопился возвращать документы.
- Закрывай. Почему скорость превышаем?
Леха видел, что радара у офицера нет, превышение он определяет «на глазок» и хотел уже это озвучить. Но не успел.

В этот момент по трассе в сторону области выскочила, явно с превышением скорости, «девяносто девятая» с сильно затонированными окнами. Её тормознул другой сотрудник.
- По какой причине тормозим? - вылезая, недовольно спросил водитель.
- Ты знаешь, кого остановил? - пьяным голосом вызывающе спросил в приоткрытое окно один из пассажиров.
- Да тебе «капец», будешь на конечной осмотр троллейбусов делать до пенсии! - крикнул кто-то еще из автомобиля.
Старший лейтенант протянул Лехе документы, сказал «езжай» и направился к своему коллеге.
- Быстро отсюда! - бросил он Алексею через плечо.
Того не надо было долго уговаривать. Быстро прыгнув за руль, он поехал дальше. Проезжая мимо «девяносто девятой» Леха видел, как её водителя и пассажиров укладывали под дулами автоматов на асфальт лицом вниз, руки за голову. Что было дальше он не узнал, т.к. лейтенант жестом показал ему «проезжай». Других гражданских машин, кроме остановленной «девяносто девятой» напротив поста не оставалось…

Осенью в фирме, где работал Алексей, дела резко ухудшились. Зарплату стали все сильнее задерживать. Персонал стал разбегаться. Леха ушел работать в маленькую торговую фирму, где ему приходилось не сидеть весь день в офисе, а мотаться по клиентам и, в том числе, развозить на своей «шестерке» товар по магазинам.

В один не самый лучший день он попал в аварию. На выезде из тоннеля Алексей притормозил за остановившимся автомобилем, а «Волга» следовавшая за ним - нет. Позже её водитель сказал, что его на выезде ослепило солнце. Люди не пострадали, «Волга» - не очень сильно, а вот Лехина «шестерка» выглядела грустно. Договориться на месте не удалось, т.к. «Волга» оказалась служебная, со страховкой и её водителю была нужна справка ГАИ. Дело было на Рублевке, поэтому сотрудники ГАИ приехали быстро. Оформили все тоже быстро, т.к. обстоятельства были очевидны, и их стороны ДТП не оспаривали.

Авария для Алексея произошла не вовремя  (если она вообще может быть вовремя ). На его текущем месте работы без машины было сложно, да и  зарплата напрямую зависела от его мобильности. А деньги Лехе были нужны. Он недавно стал отцом, и в то время его жена сидела в декретном отпуске с ребенком. Доходы молодой семьи итак сократились, а с учетом потери на время ремонта машины ещё части бюджета, перспективы были не радостные.

Где чинить автомобиль, вопрос у Лехи даже не возникал. Конечно, у Анатольевича в гаражах. Надо сказать, что несмотря на непрезентабельный вид, машина оставалась на ходу. С места аварии Алексей доехал без посторонней помощи и к Анатольевичу на следующий день он смог доехать сам.

Тот осмотрел "шестерку и сказал:
- Оставляй ключи. Завтра придёшь.
- Сколько будет стоить? - спросил Леха.
- Что? Откуда я знаю, что у тебя с кузовом? Сейчас закончим с этой - Анатольевич кивнул в сторону разобранной "Волги" - и посмотрим твою.

В этот момент в гаражи заехала «Ауди 80». За рулём сидел Лехин знакомый ещё со школьных лет Александр. Его появление вызвало у всей  ремонтной бригады весёлое возбуждение. Посыпались непонятные для Алексея  реплики "не бибикай", "куда прешь рогатая" и другие. Саня, тяжело вздыхая, вылез из машины, пожал всем поочередно руки и уединился, чтобы что-то обсудить, с Анатольевичем.

Леха спросил у подмастерьев, в чем была причина такого оживления. На что получил ответ: "Пусть он сам тебе расскажет".

Саня быстро переговорил с Анатольевичем и подошёл к Лехе. Оба закурили. После общих вопросов и таких же общих ответов, Алексей спросил о причине веселья при одном появлении Сашки. Тот вздохнул, но согласился рассказать ещё раз. "Всё равно, не я - так они тебе расскажут. Только приврут ещё".

Дело происходило летом. Александр был за рулём своей старенькой «Вольво 343». Рядом сидела его девушка. Они ехали купаться на озеро в Подмосковье. Все было прекрасно. Выехав из города, Сашка лихо промчался по трассе и свернул на проселочную дорогу. До места назначения оставалось совсем немного. И тут они попали в затор: через проселок пастух перегонял стадо коров.

На улице была жара, до прохладной воды в озере было близко, Сашка нетерпеливо понемногу двигал машину вперёд, сокращая дистанцию до животных. Большая часть стада уже перешла дорогу, но в нем были коровы, которые никуда, в отличие от Сашки, не спешили. Одна из них, проходя практически вплотную к машине, остановилась и повернув в её сторону голову задумчиво (это слово рассказчик выделил особенно) посмотрела на пассажиров «Вольво». Эта корова точно не спешила на озеро. Конечно, она бы рано или поздно пошла за стадом и освободила проезжую часть. Но Сашка ждать не захотел. И нажал на клаксон...

Дальше время для него как бы замедлилось и все происходило, как в замедленном кино.

От резкого сигнала раздавшегося менее, чем в метре он неё, корова сбросила с себя всю задумчивость и, повинуясь инстинкту, шарахнулась в сторону противоположную источнику звука. Причем, сначала туда двинулась её передняя часть. Резко дернувшись в сторону она припала на полусогнутые передние копыта и одновременно направила в полет в противоположную сторону свою заднюю часть. То есть её филейная часть оказалась над капотом. Зависнув на долю секунды в воздухе, задние копыта коровы с грохотом его пробили и углубились в подкапотное  пространство. Там они и застряли. Корова, испугавшись еще больше , начала дергаться застрявшей частью из стороны в сторону, истошно мыча при этом. Её страхи явно усиливались и она с испугу рефлекторно опорожнила кишечник.

В зрительном плане у Саши и его девушки были лучшие места! Фактически, первый ряд партера. Ни с какого другого ракурса они бы не получили столько эмоций от увиденного!

В это же самое время пастух опрометью несся к месту событий. Подбежав, он хлыстом щелкнул корове по застрявшей части. Та подпрыгнула и чудесным образом освободилась. Недовольно мыча, корова посеменила в стадо. Пастух сказал пару крепких слов в адрес автолюбителей и тоже ушел к своим подопечным.

Все это произошло настолько быстро, что только потом Сашка обратил внимание на стоявшую тишину в салоне. Он посмотрел на свою девушку. Она сидела, глядя перед собой широко открытыми глазами, и часто дышала слегка приоткрытым ртом.

- Потом мы расписались и сейчас она - моя жена, - сказал Сашка.
- После такого ты просто должен был на ней жениться, - ухмыльнувшись, ответил Леха.

А «Вольво" тогда не выдержала тест-драйва с коровой. Она заглохла и из под неё потекли разные технические (и только?) жидкости. Своим ходом двигаться она явно не могла. Поэтому машину притащили на тросу сразу к Анатольевичу в гаражи. Перед дорогой обратно Сашка, как смог, смыл водой из пластиковой бутылки основные продукты жизнедеятельности коровы, но после этого сам стал источать устойчивый запах. Его будущая супруга, после несостоявшейся поездки на озеро, доехала с ним на буксире до дачного поселка, в гаражи ехать не захотела и (с сухим купальником в пакете) своим ходом отправилась домой.

У работников сервиса увиденная машина вызвала ступор. Работа встала. Абсолютно все вышли посмотреть на автомобиль. И ведь было на что! В мятом капоте зияли две большие рваные по краям дыры, под капотом все было разворочено и, как снаружи, так и внутри, все было усеяно жутко вонючим навозом. Сашка для хохмы сказал, что такую её нашёл в своём гараже буквально пару часов назад, хотя вчера вечером ставил абсолютно нормальную. И спросил, что они думают насчёт вторжения НЛО? На что получил ответ, что пусть тогда инопланетяне её и чинят. С тех пор Александр стал в гаражах культовым клиентом.

Сашка был хорошим рассказчиком и ничуть не комплексовал, выставляя себя в этой истории, в чем-то смешным. Поэтому Алексей смеялся над его повествованием до слёз. Он ещё не знал, какой вердикт по его машине ждет его самого в этих гаражах завтра.

Часть 4
На следующий день Леха с хорошим настроением пришёл в гаражный автосервис. Там его встретил хмурый Анатольевич с кружкой горячего чая в руках.

Хороших новостей было немного.
- Значит так, - начал мастер.- Зад я вытяну и подварю там, где надо будет. Дальше: шпаклевка, грунтовка, покраска.
Это тебе, с моими материалами, будет стоить 400 долларов. Без торга. Не согласен - до свидания.
- Согласен. - тут же ответил Алексей.

Ещё накануне он узнал, что за покраску одной детали Анатольевич берет от 100 долларов. У него же было в ремонт: два крыла, крышка багажника и сама корма. Плюс работы по их подготовке.
- А вот с мордой проблемы похуже. - продолжил Анатольевич.
- А с ней-то что? - напрягаясь спросил Леха.
- Её уже варили. Наверное, после аварии. Сварили плохо и плохо нанесли антикор. Она вся гнилая и местами нет дыр только потому, что битумной мастики не пожалели. А лонжеронов у тебя считай, не осталось вообще.

Алексей слышал раньше это слово, но не более того, и теперь он интуитивно догадывался, что дела с машиной очень плохи.
- Это всё тоже можно подварить, - продолжал Анатольевич. - Было бы к чему. Я пока не знаю, где у тебя заканчивается гнилье и начинается металл. Надо всё вскрывать.
- Сколько это будет стоить?
- Долларов 200. Лонжероны мне есть где взять.

Леха загрустил. Теперь ему стала понятной причина тойотовской краски на машине. Видя его задумчивость, Анатольевич предложил сделать только заднюю часть и продать автомобиль. "Сам за руль если сядешь, то больше 20 не разгоняйся. Убьешься." - сказал мастер.

Сумма трат в 600 долларов, означала почти полное разграбление имеющихся накоплений. Сменить машину, тоже сейчас Леха не мог себе позволить. Но и постоянно ездить со скоростью до 20 км в час он не хотел. А в других автосервисах он никого не знал. Поэтому ему пришлось согласиться на условия Анатольевича. Срок ремонтных работ был установлен: семь дней.

На работе Алексея ждала ещё одна не самая приятная новость. Дни его отсутствия никто оплачивать не собирался, а на период пока он будет "безлошадным" его неформально переводят в "пехоту" с соответствующей оплатой труда и обещаниями потом вернуть в "кавалерию". "Только бизнес. Ничего личного."(С)

Наверное, по меркам "все никак не сгнивающего" Запада, это было нормой, но не в Российской маленькой фирме в 90-е годы прошлого века. Леха, отработав в компании почти полгода, воспринял новости стоически, выводы сделал однозначные и стал искать другую работу. Нашел он её довольно быстро. В результате некоторых жизненных хитросплетений и череды случайностей,  весной 1997 года он устроился на работу в крупную коммерческую компанию.

Его "шестерку" тогда Анатольевич привёл в порядок и она снова смотрелась достойно. Но, отдавая после ремонта Лехе ключи, мастер отвел его чуть в сторону и тихо сказал : "Избавляйся от неё в течение года."

Часть 5
На новом месте работы Алексей освоился быстро. Коллектив отдела, в который он попал, был в основном, мужской и молодой. Среди тем, которые в нем обсуждались, были и автомобили. Безусловным авторитетом в этом вопросе был Анатолий, на пару лет старше Лехи по возрасту. Причина была в том, что он до этого успел почти два года поработать в автосервисе "ЛогоВАЗа" и неплохо разбирался в автомобилях.

Поздней осенью того же года в один из дней Толик пришёл на работу озабоченный какой-то проблемой. В курилке он её рассказал.

Дело было в 1995 году. Толя при финансовой поддержке своего отца (кстати, известного в ученом мире человека) купил новую «девяносто девятую». Красного, а точнее - вишневого цвета. Приехав на ней из автосалона к дому, он поставил её на стоянку так, чтобы видеть из окон квартиры, закрыл с пульта, включил охрану на сигнализации и на лифте поднялся на свой последний шестнадцатый этаж. Там он быстро открыл входную  дверь и крикнул супруге: «Ну, как она тебе?». А сам, скинув обувь, не снимая куртку, кинулся на кухню. Как раз к окнам кухни уже подошла его жена и смотрела во двор. «Кто?» - спросила она. Толик нетерпеливо протиснулся к окну и волосы у него встали дыбом. На снегу, даже с шестнадцатого этажа были видны следы, как автомобиль приехал и как, развернувшись, уехал.

Потом был вызов милиции, подача заявления о розыске в ГАИ, возбуждение по факту кражи уголовного дела. Толик делал все машинально, потому что так надо было делать. На каждом этапе ему говорили, что это бесполезно, что машину не найдут, что он портит статистику раскрываемости, от которой зависят премии этих самых сотрудников. Анатолий был непреклонен. Особо рьяным он отвечал «Работать лучше будете.»

Спустя, где-то полгода, видя мучения сына от отсутствия машины, отец Толика не выдержал и, взяв его под руку, повез в автосалон. Там он торжественно сообщил, что получил деньги за очередную научную то ли статью, то ли разработку и хочет купить сыну новый автомобиль. К его удивлению, той же суммы, что и полгода назад, на ВАЗ-21099 им немного не хватало и было решено купить ВАЗ-21093. Из доступных машин была только одна, бежевого цвета. Её они и купили.

Надо сказать, что в то время тесть Толика был «бомбилой», т.е. нелегальным таксистом. Извозом он в то время занимался на видавшем виды «Москвиче». Как-то после очередной поломки своего средства труда, тесть попросил Толю дать ему на день-другой «девятку». Тот не отказал. Почувствовав разницу, тесть забросил свою машину и со временем стал пользоваться автомобилем Толика ежедневно.

Так вот, вдруг, накануне дома у Анатолия раздался телефонный звонок. Звонили из милиции. Они нашли его вишневую «девяносто девятую» и приглашали с документами в отделение, чтобы он её забрал. Это была какая-то фантастика! На работе все поздравляли Толю и не переставали удивляться чудесам, которые бывают.

Найденная машина была «убитая», с очень приличным пробегом и перебитым номером кузова. Но, тут было не до выбора. Толик её забрал и пригнал домой. За семейным советом было решено, что две машины им не нужны. На работу Толик ездил на метро. Один из двух автомобилей было решено продать. Это было проще сделать с «девяткой», которая не была в розыске, соответственно - не числилась в разных базах данных, а в её новых документах не было указано про перебитые номера. Тестя не спрашивали, «бомбить» он мог и на «девяносто девятой».

Так в один из дней в комнате, где размещался отдел, в котором вместе работали Толя и Леха вслух прозвучала фраза: «Девятка» никому не нужна?».

В отличие от Золушки, которая в обществе прекрасного принца забыла про предупреждение феи, Леха помнил, что сказала ему его «фея», т.е. Анатольевич, и он знал, что скоро его «карета» превратится в «тыкву». 

К тому времени Алексей уже начал подумывать о смене машины, понимая, что весной зацветут не только цветы на клумбах, а и его автомобиль тоже.
На новом месте работы он максимально откладывал деньги с каждой зарплаты, благо уровень его доходов стал это позволять. И  рассчитывал после Нового года сменить машину. При благоприятном раскладе, он думал даже о новой ВАЗовской "пятерке".

Здесь надо отметить, что покупка нового автомобиля отечественного производства в то время была только началом квеста. Затем его надо было доукомплектовать. Стандартными манипуляциями были: нанесение антикоррозийного покрытия, установка подкрылок, сигнализации и магнитолы с динамиками. Всё это можно было заказать в автосалоне, но там цена была раза в два, а то и в три , выше, чем в специализированных фирмах которые тогда расплодились, как грибы после дождя. А магнитолу вообще считалось шиком купить на одном известном радиорынке и, сравнивая уплаченную за нее цену с ценой на такую же в автосалоне, получать моральное удовлетворение от сэкономленных денег. А если потом получалось самому установить магнитолу и динамики в машину, то удовлетворение было ещё больше.
Но, как бы ни удавалось их минимизировать, в любом случае расходы на «дооборудование» были очень ощутимыми.

Это прекрасно понимал Толик назначая цену за автомобиль. Если такой же, только «голый», в салоне тогда можно было найти за 6400 долларов, то за свой  (с «антикором», подкрылками, сигнализацией и «музыкой») он запросил 6000 долларов. Единственное, что удалось «выбить» Лехе, это два колеса с зимней резиной в подарок, ну и договориться что все расходы по снятию машины с учета в ГАИ несёт Анатолий.

Вечерами на улице было уже очень темно, поэтому смотреть машину Алексей приехал в субботу днем. Ощутив уже знакомый ему зуд, он осматривал машину. По-хорошему, смотреть там было особо нечего, т.к. состояние автомобиля было, как у нового. Хотя пробег по одометру за год с «хвостиком» был около 23 тысяч километров. Это была «девятка» с длинным крылом, низкой торпедой и, со слов Толика, она прошла покраску на линии для экспортных автомобилей.

Из элементов «тюнинга» на машине были: велюровые чехлы на сиденья с боковой поддержкой, центральный замок, передние электрические стеклоподъемники и пластиковые накладки снаружи на дверных ручках. Магнитола была со съёмной передней панелью, что тогда было на пике моды. Естественно, машина Лехе понравилась. Теперь дело было за деньгами. Для этого необходимо было продать «шестерку». Объявления в газету Алексей успел подать пару раз, но они даже не успели выйти, как ему пришлось ехать на дачу.

Так как сервис Анатольевича был от нее близко, Леха решил туда просто заскочить. Они поприветствовали друг друга, и Алексей ни на что не рассчитывая, к слову сказал, что продает свою машину. Они оба знали её реальное состояние. Тут Анатольевич вдруг оживился и сказал, что может помочь с продажей, но со своей комиссией в 200 долларов. Цену Леха обозначил в 2700 долларов, значит на руки, при удачной сделке, ему бы осталось 2500 долларов. Договорились, что просмотр будет в ближайшую субботу.

В указанный день Алексей приехал в гаражи. Там, выделяясь среди слесарей своим внешним видом, будучи одетым в дорогое пальто, уже расхаживал высокий мужчина средних лет. Анатольевич выскочил из бокса, вытирая руки ветошью и указав на «шестерку», сказал: «Она». Поздоровались. Леха не представлял этого покупателя за рулём своей машины. Он бы естественно смотрелся в «Мерседесе»,  но не в «шестерке». Как говорится, от него на километр несло деньгами. Он даже просто находясь в гаражах, выглядел инородным телом.

С улыбкой на лице, глядя на машину,  мужчина отказался от Лехиного предложения открыть капот. «Я всё равно в этом ничего не понимаю», - сказал он. Тут перестал что-либо понимать и Алексей. Это всё становилось похоже на какой-то розыгрыш.
«Я её покупаю. Снимайте с учёта.» - сказал мужчина и, развернувшись, повел Анатольевича в сторону, что-то с ним обсуждая.
У Лехи от происходящего неожиданно «закипела кровь» и он окликнул мужчину:
- Мы не обсудили цену!
Анатольевич и покупатель остановились и одновременно повернулись. Мастер жуткой мимикой на лице призывал Леху заткнуться.
- А мне казалось, что цена согласована. - спокойно сказал мужчина. - 2700? Верно?
- Да.
- Тогда о чем речь?
- У меня есть зимняя резина, Вы про неё не спросили, а я её отдаю в комплекте. - не знал, что ещё сказать Алексей.
- Больше я не заплачу. Если резина в комплекте, положите её в багажник.
Было видно, что человек в пальто начинает раздражаться. Тем не менее, он держал себя в руках.
- Молодой человек, - сказал он. - Вы думаете, что я её себе беру? Конечно, нет! Я  её покупаю сыну, чтобы он за полгода научился ездить. А весной я выкину эту машину и куплю сыну приличную. Ну, или Анатольевичу её  подарю.
- Значит, справку-счёт будем делать на Вашего сына? - не унимался Леха.
- Да мне всё равно! Сделайте, вон на Анатольевича, а он потом доверенность оформит.
Интерес Анатольевича ко всему этому процессу стал понятен
- Деньги я тебе сейчас оставлю. - сказал уже ему покупатель. - А вы тут потом сами разберетесь.
Они снова повернулись и пошли. Леха закурил и сел в машину. Через некоторое время мимо него проехал за рулём свежей «Ауди» покупатель, а спустя ещё пару минут подошёл Анатольевич. Он был немногословен: «Деньги у меня. Во вторник снимешь?»
Алексей подтвердил, записал его паспортные данные для справки-счёта, развернулся и уехал. На душе у Лехи был какой-то осадок.

Часть 6.
Во вторник Алексей снял «шестерку» с учёта, отогнал её Анатольевичу и получил свои деньги. В «заначке» у него было где-то 2700 долларов, то есть общий бюджет составлял 5200 долларов. А надо было 6000. Толик был категоричен: всю сумму - на стол, никаких рассрочек. При этом, как знал Леха, машина продолжала наматывать километры, занимаясь извозом. Занимать в долг у знакомых Алексей не хотел, поэтому на следующий рабочий день, просто перейдя дорогу, он зашёл в отделение одного крупного банка и подал заявление на кредит. Меньше, чем на тысячу долларов там заявки не принимали, поэтому после получения кредита небольшая сумма у него даже оставалась.

Сумма кредита была для банка не большой, работал Алексей в крупной компании, с хорошей долей «белой» зарплаты, поэтому деньги он получил очень быстро. Начальник отдела, в котором работали Леха и Толик был мужчина понимающий,  поэтому отпустил на следующий день их обоих для снятия машины с учета, напомнив каждому, что с него «причитается». Всё складывалось удачно.

Но без приключений в тот раз не обошлось. Рано утром тесть Толика занял очередь в ГАИ. Около 8 часов утра тот его сменил, а Леха приехал к девяти часам. До обеда они успели «пройти площадку», оформили справку-счёт и сдали старые номера с документами в окно приема. Очень неплохо, учитывая, что они были «на общих основаниях». Обеденный перерыв пришлось коротать в машине. Уехать куда - нибудь без номеров и документов было нельзя. После обеда с толпой таких же автолюбителей они набились в душной комнате и ждали вызова, чтобы в окошке получить документы и транзитные номера. Казалось, что всё идёт к концу. Но, увы, все пошло не штатно.

Фамилию Толика спустя продолжительное время из окошка выкрикнули. Но вместо того, чтобы выдать документы, сказали расписаться в каком-то журнале и ждать. Минут через пять появился капитан в бушлате с документами и старыми номерами на «девятку» в руках. Он сказал идти за ним и протискиваясь через толпы народа они втроём вышли на улицу. Там капитан, сразу перейдя на «ты», спросил:
- Кто хозяин машины?
- Я, - ответил Толик.
- А ты что здесь делаешь? - спросил офицер у Лехи.
- Я - покупатель, - ответил он.
- Понятно. К тебе вопросов пока нет. Можешь быть свободен.
Такой ответ вызвал у Анатолия резонный вопрос:
- А какие вопросы есть ко мне?
- Сейчас поедем в отдел. Там разберёмся. Я - впереди , ты - за мной. И не отставай, не в твоих интересах.

Для Толика и Лехи день стал предвещать не скучное продолжение. Вслед за «Москвичем» в бело-голубом раскрасе они вдвоём (никуда уезжать Алексей не собирался) поехали в ближайший отдел милиции.
- Машину загоняй внутрь, - по прибытию скомандовал капитан. - И за мной.
Внутри он вел себя уверенно: не направился к окошку дежурного, а сразу через дверь сбоку вошёл внутрь.
- Ещё одного привёз, - сказал устало капитан дежурному лейтенанту. - Вот бумаги.
- Машину загнали?
- Да. Давай быстрее оформляй.
- А второй кто?
- Несостоявшийся покупатель.
И оба офицера рассмеялись.

Капитан оставил в «дежурке» кипу бумаг, номерные знаки и с подписанной лейтенантом какой-то бумажкой уехал. Тот, не мудрствуя лукаво, сразу запер Толика в «обезьянник», задумался на пару секунд насчёт Лехи  (запирать или нет), но решил пока оставить его снаружи.
- Сидим тихо! - скомандовал лейтенант и стал листать оставленные капитаном документы.
- За что нас? - спросил Алексей.
- Разберёмся. Тихо сидим, я сказал. 
Похоже, что «разберёмся» - было любимое слово у всех сотрудников внутренних органов того времени.
Что-то выписывая из бумаг в свой журнал, спустя некоторое время лейтенант обнаружил, что среди документов нет паспорта Лехи. Он не сдавал его в ГАИ при снятии машины с учета, т.к. не требовалось. Паспорт был изъят и приложен в общую кучу бумаг.
Камер было две. В одной сидел Толик, во второй спал на полу бомжеватого вида мужчина. Периодически он начинал ворочаться и нетрезвым голосом требовать воды.
В дежурку также периодически входил сержант, казавшийся очень большим из-за надетой утепленной куртки и бронежилета поверх неё. На животе у него висел автомат. Сержант покрикивал на требующего воды арестанта и ворчал обращаясь, как бы вникуда: «Натоптали тут!». В помещении долго находиться он не мог, т.к. ему было жарко, а на улице, видимо, скучно. Поэтому он ходил туда-обратно, каждый раз сильно скрипя входной дверью.
В такой атмосфере прошёл примерно час времени. Леха захотел курить и, спросил у лейтенанта:
- Покурить можно сходить?
- А у тебя, что, есть? - спросил тот.
- Есть.
- Ну, пошли. Покурим.
- Я тоже хочу, - сказал Толик.
- А ты - сиди, - ответил офицер.

Лейтенант позвал сержанта, усадил его в аквариуме за телефон и вышел с Лехой на улицу. Взяв у него сигарету, лейтенант закурил и подошёл к «девятке». Леха шел следом.
- Хорошее состояние, - оценивающе сказал лейтенант.
- Да. Нормальное, - согласился Алексей.
- За сколько покупал?
- За шесть, - ответил Леха, мысленно радуясь тому, что денег с собой у него не было. Времена были неспокойные. И они с Толиком договорились, что рассчитаются на работе завтра.
- Дороговато, - с видом знатока сказал лейтенант.
- Сколько нам ещё здесь сидеть? - сменил тему Леха.
- Около часа, может побольше.
- А потом?
- Что потом - следователь решит.
- Какой следователь?
- Дежурный!
Леха ничего не понимал.
- Давай ещё сигарету, - подобрев, сказал лейтенант. -  Твой друг доставлен сюда в рамках уголовного дела. Его должен опросить следователь. Но его сейчас нет. А через час должен заступить на дежурство другой «следак». Вот кто из них первый появится, тот и будет решать, что дальше делать. Понял?
Из всего сказанного Леха понял, что проблема серьёзная.

Следователем оказался молодой парень, ненамного старше Алексея, одетый по-гражданке и с кожаной папкой для документов в руке. Он зашёл в «дежурку», пролистал документы и положил их в свою папку.
- А зачем ты его в «обезьянник» запихал? - спросил он лейтенанта.
- Мало ли что. Так спокойнее. - ответил тот.
Толика выпустили из камеры и он со следователем поднялся на второй этаж. Минут через сорок он спустился обратно, держа в руках документы и номерные знаки под мышкой.
- Поехали отсюда, - сказал он Лехе.
 
Оказалось, что уголовное дело было возбуждено по факту кражи бланков ПТС на ВАЗе. И, судя по номеру бланка, который Толик получил в автосалоне, тот был среди украденных. Следователь снял с Анатолия объяснения, как к тому попал этот ПТС, и вернул ему все документы (кроме самого ПТС), включая Лехин паспорт.
Сразу выехав с территории отдела, чтобы никто ничего не передумал и снова не запихал Толика в камеру, а машину - на стоянку, они остановились.
- Вот ведь засада какая, - сказал Анатолий.
- И что теперь делать? Что следователь сказал? - спросил Алексей.
- Да ничего. Ждать. Обещал где-то через месяц выдать бумагу, с которой ехать в ГАИ и получать новый ПТС. А потом - снимай, продавай, делай что хочешь. А пока можно ездить, как раньше. ПТС ведь на дороге не проверяют, а талон техосмотра еще действует и свидетельство о регистрации есть.
Леха ненадолго задумался. Ждать месяц ему совсем не хотелось. И он предложил оформить на него доверенность с правом продажи, рассчитаться с Толиком, а потом, когда будет готова «бумага», съездить в ГАИ и все-таки снять машину с учета. На том и договорились. В тот день куда-либо ехать было уже поздно и поход к нотариусу отложили на завтра.

Часть 7
На следующий день Толик приехал на работу на «девятке». Они с Лехой сразу с утра сходили к ближайшему нотариусу и оформили доверенность. Рассчитались в спокойной обстановке на работе и вышли к машине в сопровождении почти всей мужской части отдела. Окружив «девятку», коллеги поздравляли Леху и задавали обычные в такой ситуации вопросы по автомобилю. Кто-то в шутку назвал Толика «барыгой», тот огрызнулся и под общий смех все вернулись на рабочие места. Отпросившись с работы на час пораньше, Леха, пребывая на седьмом небе от счастья, поехал домой. Супруга бегло, по-женски, осмотрела машину и одобрила покупку.

На работу Алексей теперь ездил только на автомобиле, несмотря на то, что времени на дорогу уходило больше, чем при поездке на метро и уже тогда были проблемы с парковкой в центральной части города. Он просто получал удовольствие от езды на практически новом автомобиле. Спустя месяца два Толик получил заветную «бумагу» от следователя, снял машину с учета и Леха поставил её на учет на свое имя.

Как-то в один летний день его «ласточка» не захотела заводиться. Дело было на даче. Накануне вечером без проблем машина довезла Леху с семьей, а тут простояла ночь на улице и начала капризничать. Стартер крутился, но двигатель не заводился. Леха открыл капот, вынул свечи, но ничего подозрительного на них не обнаружил. Алексей был больше «пилот», чем «механик», в чем причина неполадки он не понимал и что делать не знал. Спустя какое-то время приехал его сосед дядя Володя. Леха подошел к нему и, обрисовав проблему, спросил, что бы это могло быть. Дядя Вова не стал строить из себя специалиста, о чем так прямо и сказал Алексею, но посмотреть согласился.

Леха сел за руль и крутанул стартер, дядя Вова смотрел под капот. Двигатель не заводился.
- Бензин есть? - спросил он.
- Половина бака. - ответил Леха.
- Искра на свечах есть?
- Не знаю.
- Давай проверять.

Алексей вывернул одну свечу, сосед одел на нее высоковольтный провод, прислонил к «голове» двигателя и сказал:
- Крутани, только немного.
Леха провернул ключ зажигания.
- Искра есть, - задумчиво сказал дядя Вова.
И тут сосед спросил:
- Ты стартер давно крутишь?
- Ну да.
- А почему свеча сухая? Снимай «кастрюлю».

Этим термином он назвал крышку над воздушным фильтром. Леха быстро открутил гайки и снял её.
- Карбюратор сухой! - сказал сосед. - Было у меня такое на служебном ЗИЛе. Давай молоток.
Леха протянул молоток. Дядя Вова нанес пару-тройку коротких, но сильных ударов под капотом и сказал:
- Ставь свечу на место и заводи.
Алексей вкрутил свечу, сел за руль и снова провернул ключ зажигания. Машина завелась!
- Что это было? - спросил он.
- Игла в карбюраторе залипла в верхнем положении, поплавок не опускался, подачи бензина не было. Ты, если такое повторится, молоточком вот сюда стукни пару раз, она и опустится, - сказал сосед и показал куда конкретно по карбюратору надо стучать. - А вообще, иголку поменяй. На ней, наверняка, уже выработка образовалась.

Спустя где-то месяц, Леха отвозил на Павелецкий вокзал своего друга Сашку с женой. Они ехали в отпуск, с кучей вещей и попросили Алексея их отвезти. Он, конечно, не отказал. Супруга решила ехать с ним, чтобы потом, не теряя время, с вокзала сразу поехать к теще. Приехав к Павелецкому, Леха кружил, ища место для парковки и не находя его. До отправления поезда уже было мало времени и он свернул на платную стоянку. Охранник поднял шлагбаум и запустил их на территорию. Припарковавшись, они втроем с чемоданами бегом рванули к поезду. Жена Лехи осталась ждать его в машине. Спринтерский забег закончился успешно - на поезд Сашка с женой успели.

Уже никуда не торопясь Алексей спокойно вернулся к машине, сел за руль и поехал на выезд. Проехав метров десять, машина заглохла. Охранник уже поднял шлагбаум на выезд и, не опуская его, смотрел, что будет дальше. Леха, предчувствуя свой звездный час, с улыбкой на лице вылез из машины, достал из багажника молоток, открыл капот и нанес несколько резких ударов. Затем закрыл капот, бросил молоток в салон под ноги у заднего сиденья, сел за руль, завел машину и поехал.
Охранник с открытым ртом смотрел за этими манипуляциями. Когда Леха приблизился он приопустил шлагбаум и рукой показал остановиться.
- Я извиняюсь, - сказал блюститель парковки. - Но скажите, что Вы сейчас делали?
- Компьютер чинил. Барахлит что-то, - смеясь ответил Алексей.
Все так же с открытым ртом, охранник поднял шлагбаум.

Как-то, встретив специалиста по ремонту автомобилей Диму, Леха попросил его взглянуть на «девятку» по причине, как ему казалось, падения мощности двигателя. Тот согласился. Покопавшись в машине и даже немного проехав на ней, Дима вынес вердикт: автомобиль в отличном состоянии, а вот карбюратор надо чистить, хотя бы иногда. И посоветовал поставить дополнительный топливный фильтр. Для правильной чистки он советовал снять карбюратор и промыть его. Или, как минимум, купить специальный спрей для чистки. Второй вариант Лехе понравился больше. Он заехал а магазин автозапчастей и купил баллончик какого-то «супер эффективного» средства.

Заниматься прочисткой карбюратора он решил снова на даче. К тому же приближалось время, а точнее - пробег, для замены масла в двигателе и можно было совместить работы на один день. Дело было летом. Стояла жуткая жара. Леха в шортах, с голым торсом и панамке от солнца приступил. Сначала он заменил масло с фильтром, а затем, сняв уже знакомую ему «кастрюлю», на холостых оборотах двигателя стал брызгать «супер средство» в карбюратор. Из совета Димы, после подобной «чистки» машину надо было, как следует прогнать. Что Алексей и решил сразу сделать, и заодно по дороге купить себе пару-тройку пива в каком-нибудь ларьке. Жара ведь была сильная. Он вернул «кастрюлю» на место, чисто машинально взял документы на машину и немного денег на пиво и поехал. Разогнаться на внутрипоселковых дорогах было негде и Леха выехал на трассу. Набирая скорость все больше и больше, он вылетел из-за очередного поворота под знак населенного пункта. где с радаром в вытянутой руке стоял сотрудник ДПС. Вопрос о том, тормозить или нет «девятку» у него даже не возникал, т.к. превышение скоростного режима тут было приличное. Повинуясь указанию жезла, Алексей остановился у обочины, проехав до полной остановки настолько далеко, что ему пришлось сдать назад.
Тормознул Леху офицер в звании аж майора. Широко улыбаясь ему во все свои 32 зуба, по пояс голый, с грязными после смены масла руками и в панамке из машины вылез и направился к нему Алексей, доставая на ходу из кармана штанов документы.
Скороговоркой представившись, майор показал Лехе цифры на радаре, взял документы и покосившись на него спросил негромко:
- Ты куда в таком виде летел-то?
- Да вот, карбюратор прочистил, надо было прогнать машину.
- Ну вот и прогнал.
Они вдвоем подошли к «жигуленку» в милицейской раскраске и с мигалками на крыше. Майор, передавая Лехины документы сидящему за рулем сержанту ДПС, сказал: «Этот - на вымпел.» Затем развернулся и пошел на обочину продолжать свою охоту. Алексей по приглашению сержанта сел на пассажирское сидение и огляделся. На «торпеде» лежали календарики с призывами к безопасности на дорогах и значки с символикой ГАИ, а на заднем сидении лежало штук пять вымпелов также с той же символикой.
- Нарушаете, значит? - начал «кукование тетерева» сержант, излишне внимательно изучая права и свидетельство на машину.
- Да так, немного и неумышленно, - ответил Леха.
- А тут дети ходят, бабушки. Это же - населенный пункт! И тут Вы на такой скорости. Нарушаете.
- Какие дети? Какие бабушки? Это - трасса, тут даже перехода нет! - избыточно сильно возмущался Алексей.
- В Правилах четко написано, какой скоростной режим должен соблюдаться водителями в населенных пунктах. Вы ведь читали Правила?
- Читал. Каюсь. Готов страдать материально, но в разумных пределах, - сказал свою любимую скороговорку для таких случаев Леха.
- Вот! Это хорошо, что Вы осознаете свою вину, - сказал сержант, когда разговор потек в нужное ему русло. - Мы как раз на этой неделе в школах и на предприятиях проводили выступления на тему безопасности на дорогах. И самым активным участникам вручали призы: значки, календарики и вымпелы. В зависимости от активности участников, понимаете меня?
- Я как раз хотел календарик приобрести, - сказал Алексей, примерно определив место каждого сувенира в табели.
- Нет. Товарищ майор сказал, что Вы достойны вымпела!
- Вымпел я не потяну, - сказал Леха и вынул из кармана деньги, приготовленные на пиво. Сам карман он при этом вывернул наизнанку.
Сержант цепким взглядом посмотрел на купюры в руках Алексея, высунул голову в окно и, перекрикивая шум проезжающих машин крикнул майору:
- Товарищ майор, тут календарь получается.
- Какой календарь?! Вымпел! - отрезал майор.
Сержант хмыкнул и сказал:
- Ладно, забирай календарик.
Леха положил деньги между сидений, куда молча пальцем показал сержант, забрал свои документы и вылез из машины.
- Календарик возьмите, - окликнул его сотрудник из машины.
- Да ладно, мне не надо.
- Надо. Надо, товарищ водитель. Берите.
Алексей через открытое окно взял с «торпеды» календарик и пошел к своей машине. Проходя мимо майора, он набрался наглости и спросил:
- Товарищ майор, мне обратно теперь надо ехать, а тут - две сплошные. Можно я развернусь?
- С сержантом разобрались?
- Да. - ответил Леха. Про замену вымпела на календарик он решил промолчать.
- Садитесь в свою машину, сейчас перекрою.
Алексей сел за руль. Майор свистнул в свисток и поднял жезл вверх. Машины стали останавливаться. Держа жезл кверху, майор второй рукой показал Лехе разворачиваться, что тот и сделал. Раздался второй свисток, майор опустил жезл и движение восстановилось. Леха ехал и думал, что теперь сержант будет говорить майору про календарик и вымпел. Улыбнувшись, он внимательно посмотрел на свой сувенир. Календарик был на прошлый год …

Эпилог
«Девятка» была у Алексея до 2001 года. На ней он дважды ездил отдыхать с семьей в Крым. На ней он перевозил, в оказавшемся огромным при сложенном заднем сидении багажнике, стиральную машинку, телевизор, а также вагонку и мешки с цементом для ремонта на даче. На ней он вылетел зимой с трассы в сугроб (все тогда обошлось благополучно). Машина служила ему верой и правдой. Это действительно был простой и надежный отечественный автомобиль. Но пришло время её продавать. Леха сказал о продаже своего автомобиля знакомым и через «знакомых знакомых» на него вышел священник одного подмосковного храма. Алексей посчитал это хорошим знаком и продал ему «девятку». Сняв её с учета, он передал покупателю ключи и бумаги на машину. Уже отъехав на несколько метров, «девятка» заглохла. Священник наученный Лехой, что делать в таком случае, открыл капот и достав молоток нырнул под капот. Раздались глухие удары. Алексей улыбнулся и пошел домой. «Девятка» явно не хотела расставаться.

2017 год
(С)


Рецензии