Размышления о ирригационных и военных империях

                Эссе
                А.Г.Никулин

Собственно каждая человеческая община, существовавшая на продолжении длительного времени – это уже своего рода цивилизация. Что такое длительное время – это тоже вопрос? Вопрос даже чем в данной ситуации его мерить, годами или сменившимися поколениями.
Термин цивилизация раньше относили в основном к обществам Ойкумены, под которой ранее понималось Средиземноморье и частично Причерноморье.
Но одни из самых древних цивилизаций – это цивилизации аборигенов Австралии, негритосов Андаманских и Никобарских островов. Немного моложе цивилизации индейцев в бассейне Амазонки, которые в ХХ веке жили в каменном веке.
Но давайте сузим рамки рассмотрения вопроса, в литературе иногда встречается понятие речные цивилизации – это не вполне корректный термин. Речь идет о цивилизациях в долинах рек, где происходят разливы, а не просто о цивилизациях в долинах рек. Река приносит плодородный ил, обеспечивая большие урожаи сельскохозяйственных культур. Не корректен термин потому, что реально очень длительное время основная часть охотников-собирателей обитала именно в долинах рек. Именно им подходит термин речные цивилизации.
Для Шумера, Древнего Египта и ряда других подобных цивилизаций скорее подходит термин ирригационные цивилизации.
По некоторым оценкам переход к земледелию в долине реки с применением ирригационных сооружений позволял прокормить население до 50 раз превышающее число охотников-собирателей, которые ранее обитали на этой же территории.
Но вопрос не только в росте численности общности людей, обитающих на такой территории. Произведенный одним сельскохозяйственным работником продукт, позволял прокормить несколько человек. Это давало возможность появлению не только административной, военной и культовой прослойке в общности, но и профессиональной ремесленной группе. Это обеспечивало как производство орудий труда и оружия лучшего качества, так и появлению новых видов такой продукции, обусловленной потребностями новой жизни. Требовались новые орудия и даже механизмы, и не только для обработки земли, но и для строительства ирригационных сооружений.
Из ремесленников и представителей администрации начинала формироваться «инженерно-техническая» группа. Усложнение ирригационных сооружений требовала их проектирование, а строительство крупных сооружений - квалифицированных руководителей работ. Таким образом, ускорялся научно-технический прогресс.
Что было необходимо для возникновения ирригационного государства
Прежде чем, двигаться дальше, посмотрим, что было необходимо для возникновения ирригационной цивилизации. Конечно река, которая разливалась, принося плодородный ил. Таких рек, наверное, достаточно много.
Но вот сельхоз культур, которые давали возможность эффективного развития ирригационной цивилизации, было не так уж много. Великий российский ученый - генетик Н.И. Вавилов создал учение о центрах культурных растений, в котором он выделил всего только семь центров на Земле. В которых произрастали дикие растения, на основе которых можно было организовать эффективное сельскохозяйственное производство.
Причем более 50% таких растений произрастали в Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии.  Менее 20% в регионе Средиземноморья, Юго-Западной Азии и Эфиопии.
Позже семена сельхоз культур распространили по многим другим регионам, но первоначально число мест, где могла возникнуть эффективная ирригационная цивилизация, было ограничено.
Контакты между цивилизациями разного уровня развития
Возникнув ирригационная цивилизация, начинала оказывать воздействие на окружающие племена. Наиболее часто используется термин диффузия культуры - это медленное просачивания элементов одной культуры в другую. Имея высокий культурный потенциал, более развитая культура передает менее развитой культуре, хотя возможен и обратный обмен. Но вообще процесс общения культур, находящихся на существенно различающихся уровнях, с моей точки зрения, гораздо сложнее.
Дело в том, что очень важным является вопрос о соседях ирригационного государства. Можно сказать, что в истории ирригационного государства бывают периоды изоляции и периоды активного противостояния с соседями.
Наиболее хорошо изучена в этом отношении история Египта и Китая. Они со временем в результате объединения ирригационных городов и государств превратились в ирригационные империи. Основой их благосостояния было ирригационное земледелие, к которому постепенно прибавлялось массовое ремесленное производство.
Но они продолжительное время существовали достаточно слабыми общинами соседей. Это позволяло им развиваться, не отвлекая большие средства на оборону. Но это сыграло с ними плохую шутку. По мере формирования или миграции воинственных в основном кочевых племен, угроза вторжения возрастала. Сложившийся к этому времени бюрократический аппарат управления государством не реагировал на это в достаточной мере.
Результатом этого, становился захват ирригационного государства иностранными захватчиками. Но если это была империя — то есть достаточно большое по территории, численности населения государство, то чаще всего происходила ассимиляция захватчиков, их постепенное растворение в местном населении. Сложившаяся административно-командная система восстанавливалась, и в целом государство продолжало существовать и развиваться в прежней парадигме.
Несколько другая участь ожидала ирригационные государства, которые практически с момента своего образования подвергались активным атакам соседних племен.
Наглядным примером служат Шумер и другие государства Ближнего Востока. Постоянную военную угрозу на первых порах удавалось отражать, за счет существенно большей численности населения, по сравнению с окружающими племенами. Численность воинов на первом этапе развития Древнего мира была решающей для победы. Но такое положение дел вело к формированию милитаризированной правящей бюрократии.
Постепенно ирригационное государство меняло свою парадигму, становясь милитаризированным государством, военной империей. При благоприятных условиях происходило перерождение или формирование уже военной империи. Основной идеей, которой становился захват и подчинение соседних территорий.
Обычно государственные бюрократии ирригационных империй и военных империй принципиально отличались. Первая была бюрократической системой стабильного типа, чаще всего с клановыми бюрократическими сообществами. Их парадигмой было спокойное существования за счет основной массы населения. Смена такой бюрократической системы обычно происходила из-за восстаний населения, при ужесточении его эксплуатации, или из-за захвата врагом. Далее основной массив оставшейся прежней бюрократии воссоединялся вождями восставших или захватчиков, и система восстанавливалась с некоторыми изменениями.
В этом отношении наиболее наглядным примером является история Китая, с его восстаниями и захватами власти внешним врагом.
Интересен пример Чингисхана, создается впечатление, что предвидя такую ситуацию, он заложил в Яссы монголов некоторые варварские обычаи. Но, однако, и это не помогло, верхушка монголов, захвативших Китай, постепенно превратилась в китайскую империю Юань.
В военных империях правящая бюрократия в основном состояла из военноначальников, это приводило к смене власти путем свержения прежнего правителя популярным в данное время военноначальником. Это особо наглядно видно в заключительном периоде Римской империи. Даже привело к  появлению такого явления как преторианская гвардия — менявшая по своему усмотрению императоров.
Возвращаясь к взаимовлиянию империи и окружающих ее варваров, хочу выделить один из таких вариантов культурного обмена. Используя устоявшуюся терминологию, назвал бы ее инверсией культуры — наложением на «варварскую» культуру части более развитой культуры, при которой происходит формирование абсолютно новой культуры. Чаще всего, «варвары» берут военные технологии, административные способы правления, сохраняя при этом свои «варварские» обычаи.
Ярким примером такой инверсии является использование монголами военных, административных и налоговых систем Китая, и при этом создание абсолютно новой культуры, позволившим им, пусть и на короткое время, самую великую военную империю в истории человечества.   


    


Рецензии