de omnibus dubitandum 119. 360

ЧАСТЬ СТО ДЕВЯТНАДЦАТАЯ (1918)

Глава 119.360. CТРАНА ОТДАНА НА РАЗДЕЛ И РАЗГРАБЛЕНИЕ…

Документ № 42

Воззвание XIX заседания Чрезвычайного собрания уполномоченных фабрик и заводов Петрограда

26 июня 1918 г.

Рабочие!

Нас душит голод. Нас мучит безработица. Наши дети валятся с ног от недоедания.
Нашу печать раздавили. Наши организации уничтожают. Свобода стачек упразднена.
А когда мы поднимаем голос протеста, нас расстреливают и выбрасывают за ворота, как товарищей обуховцев. Россия вновь превращена в царский застенок. Наша страна отдана врагам на раздел и разграбление. Так дольше жить невмоготу.

Нижегородские, тульские, владимирские и многих других мест рабочие заявили уже свой протест против преступлений советского правительства.

Мы зовем вас к тому же.

Мы, уполномоченные петроградских рабочих, зовем вас к однодневной политической забастовке протеста.

Мы назначаем эту забастовку на вторник, 2-го июля.

Пусть во вторник, 2-го июля, замрет жизнь на фабриках и заводах, электрических станциях, в типографиях, в торговых предприятиях. Пусть станут трамваи и железные дороги.

В этот день могут работать на водопроводе и в больницах.

По железным дорогам в этот день должны двигаться только продовольственные грузы.

Стачка 2-го июля покажет, что советский режим враждебен рабочему классу.

Стачка 2-го июля покажет, что по-старому, как при царизме, рабочие ведут борьбу за народовластие, за гражданские свободы, за единую независимую Российскую Республику.

Долой смертную казнь!
Долой расстрелы и гражданскую войну!
Долой локауты!
Да здравствует Учредительное Собрание! Да здравствует свобода слова и собраний! Да здравствует свобода стачек! Да здравствует стачка 2-го июля!

Чрезвычайное Собрание Уполномоченных фабрик и заводов Петрограда {В ответ на это воззвание Петроградский Совет издал свое обращение «Ко всем рабочим и работницам, к железнодорожникам, служащим и всем трудящимся Петрограда и окрестностей!», в котором сообщалось, что «белогвардейцы, действующие под фирмой правых эсеров, меньшевиков, бюро "уполномоченных", работая под диктовку банкиров, пытаются вызвать в Петрограде хотя бы частичную стачку [...] В Петрограде эта банда пыталась вызвать голодные погромы, вдохновила убийц Володарского, открыто звала к себе на помощь японские штыки, поддерживает черносотенное "правительство" Путилова и Колчака и теперь зовет рабочих к стачке [...] Это - переодетые белогвардейцы. Это - враги народа. Стачка, хотя бы частичная, усилит голод, увеличит разруху, даст возможность белогвардейцам половить рыбку в мутной воде. Негодяев, которые являются к вам с призывами к стачке, арестовывайте немедленно и отдавайте на суд революционного трибунала [...] Никакой пощады белогвардейцам, меньшевикам, правым эсерам и так называемым "уполномоченным"» (Листовки петроградских большевиков. 1917-1920. Л., 1957. Т. 3. С. 181-182).

2 июля в «Петроградской правде» появилось сообщение: «Сегодня рабочие работают. Бастуют белогвардейцы». В том же номере было опубликовано постановление Президиума Петроградского Совета о роспуске Чрезвычайного собрания уполномоченных. Одновременно в городе было распространено воззвание Петроградского Совета профессиональных союзов к рабочим. В нем Чрезвычайное собрание уполномоченных расценивалось как «собрание безусловных самозванцев» (Там же. Т. 3. С. 190-191)}

Источник: ЦГАСПб. Ф.3390, on. 1, д.17, л. 30. Подлинник. Типографский экземпляр.

Документ № 43

Декларация депутатов Петроградского Совета от фракций меньшевиков, эсеров и беспартийных о злоупотреблениях большевиков во время перевыборов в Совет*

*) 14 июня 1918 г. ВЦИК, ссылаясь на то, что «присутствие в советских организациях представителей партий, явно стремящихся дискредитировать и низвергнуть власть Советов, является совершенно недопустимым» и, обвинив их в союзе с контрреволюционерами и использовании средств, «от самой бесстыдной клеветы до заговора и вооруженного восстания», постановил: «Исключить из своего состава представителей партий социалистов-революционеров (правых и центра) и меньшевиков, а также предложить всем Советам рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов удалить представителей этих фракций из своей среды» (Декреты Советской власти. М., 1959. Т. 2. 17 марта - 10 июля 1918 г. С. 430-431)(Мавр сделал свое дело, мавр может уходить...).

Это развязывало руки большевикам на местах в начавшейся избирательной кампании перед V съездом Советов. В Петрограде в результате перевыборов большевики по-лучили 59,6% депутатских мандатов, их союзники левые эсеры - 13%, тогда как составлявшие оппозицию эсеры (правые и центра) - 6,3%, меньшевики - 3,4%. Из 1 146 депутатов только 49 были эсерами (правыми и центра), 29 - меньшевиками, 2 - из группы «Единство» (Гоголевский А.В. Петроградский Совет в годы Гражданской войны. Л., 1982. С.56, 61)

[Не ранее 27 июня 1918 г.]

Подавляющее большинство петроградского пролетариата, - как показывают результаты перевыборов от всех крупных фабрик, заводов и железных дорог Петрограда с определенностью, не допускающей каких-либо кривотолков и сомнений, - высказалось против существующей большевистской власти.

Ее политика, политика гражданской войны, политика удушения громадной страны голодом, политика террора против рабочих и крестьян, политика предательства страны иноземному завоевателю и низкого заискивания пред ним - безвозвратно осуждены и петроградским пролетариатом.

Между тем, благодаря хитросплетенной инструкции, положенной существующей властью в основу перевыборов в Совет и обеспечивающей преобладание в нем всякого рода «мертвых душ» над живым представительством петроградского пролетариата, благодаря всякого рода предвыборным и выборным махинациям, в силу которых 1 большой чиновник получал в 500 раз больше избирательных прав, чем работающий на заводе рабочий, - правительствующие партии по-прежнему удержали за собою большинство в Совет. (Ситуация не изменилась до сих пор, приходим голосовать за мертвых душ, которых никто не знает, никогда не видел, а уж тем более после выборов не увиит и подавно. Спросить будет не с кого - Л.С.)

Согласно наказам, полученным нами от наших избирателей, мы, представители рабочих Арсенала, Обуховского, Путиловского, Невского Судостроительного, Патронного, Железнодорожного узла, Экспедиции заготовления Государственных бумаг, Балтийского завода, фабрики Максвеля, Общества электрического освещения 1886 г., типографии «Копейка», Ивановской железной дороги, типографии «Рабочее дело», фабрики братьев Леонтьевых, фабрики Колобов-Бобров, аккумуляторного завода Тюдор, главной станции Городского Водопровода, Городской электрической станции, Василеостровского трам-вайного парка, Правления Союза печатников, Завода военно-врачебных заготовлений, Союза химического производства, Профессионального союза фельдшеров, фабрики Лаферм, служащих станции Петроград-Балтийский, 3-ей Государственной типографии, завода Речкина, Спасо-Петровской фабрики, завода Атлас, Сименс-Шуккерт, считаем такое положение недопустимым и данный состав Совета в большинстве своем подтасованным и воли петроградского пролетариата не выражающим.

Ввиду этого требуем: немедленного образования из числа действительных представителей петроградских рабочих, а отнюдь не из «мертвых советских душ», специальной комиссии, которая в недельный срок, рассмотрев все выборное производство, должна представить Совету заключение о произведенных выборах на следующих основаниях:

1. Двойное, тройное и четвертное представительство рабочего класса, равно как и представительство посредством двух и трехстепенных выборов должно быть уничтожено. Согласно этому, все представители районных Советов, районных советских конференций, равно как и представители Центрального Совета Петроградских профессиональных союзов и тех профессиональных союзов, члены которых иным образом уже представлены в Совете, должны быть лишены решающего голоса в Совете.

2. «Мертвые души» в виде представителей от заводских комитетов эвакуированных и приостановленных предприятий должны быть исключены из Совета.

3. Выборы от всех прочих категорий избирателей могут быть признаны правильными лишь в том случае, если при производстве их были соблюдены необходимые гарантии всяких демократических выборов, как-то: прямое и тайное голосование, обеспеченность пропорционального представительства и необходимость свободы агитации.

Для признания правильности выборов от профессиональных союзов, члены которых иным способом не представлены в Совете, требуется, чтобы выборы были произведены на общем собрании членов, а не на делегатском или на собрании Правлений.

Все выборы, не удовлетворяющие указанным выше условиям, должны быть отменены и в кратчайший же срок назначены новые выборы.

4. Все выборные злоупотребления агентов существующей власти, как-то: насилие над волей избирателей и т.д., должны тщательно регистрироваться и виновные должны быть незамедлительно преданы суду.

Да здравствует свободно выраженная воля петроградского пролетариата!
Долой подтасовку выборов! Долой «мертвые души» из Совета!

Источник: ЦГА СПб. Ф.3390, on. 1, д. 17, л. 30 об. Подлинник. Типографский экземпляр.


Рецензии