Марксизм и шведская модель социализма, ч. 2

Вашему вниманию предлагается часть вторая статьи, в которой рассказывается о деятельности Социал-Демократической рабочей партии Швеции, верой и правдой служащей капиталу.
 
Несколько слов о Социал-Демократической рабочей партии Швеции (СДРПШ)

СДРПШ основана в 1889 г. и является самой многочисленной партией в стране. С 1920 г. неоднократно возглавляла шведское правительство, в том числе в период с 1936 по 1976 г.  сорок лет непрерывно. Затем, с несколькими перерывами, лидеры социал-демократов возглавляли правительство Швеции в 1982-1991, 1994-2006 гг. и, в настоящее время с 2014 г.

В 1917 г., вдохновлённые революцией в России, шведские рабочие и солдаты устраивали многочисленные забастовки и демонстрации, в Вестервике Советы даже захватили власть (экономическую и политическую). И вот тут социал-демократы зашевелились – под угрозой оказались их места в парламенте. Эсдеки разъезжали по городам, где рабочие требовали прекратить их держать в скотских условиях, прекратить голод и сбросить ярмо монархии, - и отговаривали массы от революционных выступлений. И с призывами «Вы хотите, чтобы было как в России?», уговорили революционные народные массы к компромиссу и соглашению на реформы.

Но по-настоящему укрепились позиции социал-демократов в парламенте после событий 1931 г., когда при доминировании либералов в риксдаге (парламенте), в Одалене была расстреляна рабочая демонстрация.

В результате в 1932 г. социал-демократы вновь пришли к власти, когда в капиталистическом мире бушевала Великая депрессия. Программа социал-демократического правительства Хансона предусматривала увеличение социальных расходов, введение всеобщих пенсий, пособий по безработице, создание новых рабочих мест путём организации общественных работ, а также стимулирование экономики с помощью незначительного дефицита государственного бюджета.

В 1938 г. между Шведским объединением предпринимателей и Центральным объединением профсоюзов Швеции (ЦОПШ, тесно сотрудничавшим с социал-демократами) был заключён Сальтшебаденский договор, призванный регламентировать заключение коллективных договоров между сторонами, что позволяло на протяжении многих лет вести сосуществование труда и капитала и способствовало укреплению власти капитала, которому верой и правдой служили социал-демократы, на протяжении сорока лет возглавлявшие правительство.

Перераспределение средств осуществлялось правительством с помощью налоговой политики - налоги в Швеции одни из самых высоких в мире, подоходный налог имеет прогрессивную ставку и составляет от 30 до 55%.

Политика шведских социал-демократов («шведский социализм») предусматривала рост социальных расходов без огосударствления экономики – всем широко известные компании Швеции (ABB, Volvo, Saab, Electrolux, IKEA, Nordea и др.) никогда не были национализированы.

Политолог С. Липсет в 1991 г. заметил: «Примечательно, но факт, что так называемые буржуазные партии – либералы, центристы и консерваторы – за первые три года своего правления (1976-1979) национализировали больше промышленных предприятий, чем социал-демократы за предыдущие 44 года. Но вернувшись к власти в 1982 г., социал-демократы занялись приватизацией».

С середины 70-х годов в связи с обострением конкурентной борьбы на внешних рынках и глубоким кризисом производства, экономическое положение страны заметно осложнилось, отмечается в статье «Эволюция шведской модели» («Мировое и национальное хозяйство», издании МГИМО МИД России №1(2), 2007 г.). При этом некоторые отрасли промышленности, попавшие в глубокий структурный кризис, стали получать большую государственную помощь. В связи с этим отдельные авторы заговорили о крахе шведской модели и кризисе государства благосостояния. Однако развитие в 80-е годы, когда с 1983 г. начался экономический подъём, показало, что шведская модель смогла приспособиться к новым условиям и устоять.

В то же время уже с 70-х годов усилилось недовольство руководителей крупных промышленных компаний своим незначительным участием в принятии государственных решений. По их мнению, их роль недооценивалась в деле создания национального богатства, перераспределявшегося в государстве благосостояния. К 80-м годам они стали опасаться за своё существование: высокий уровень налогообложения, рост государственного сектора и боязнь ползучей национализации заставили их предпринять мощное неоконсервативное наступление на фундаментальные основы политики государства.

В середине 80-х годов предприниматели устранились от общенациональных централизованных переговоров и заставили профсоюзы вести переговоры на уровне отраслей. Их целью были децентрализация и индивидуализация процесса формирования зарплаты, что заметно затрудняло профсоюзам проведение политики солидарности в области зарплаты и ослабило их позиции. 

Кроме того, высокое налогообложение привело к тому, что в Швеции, как и в ряде других стран, стремительно начала расти теневая экономика, которая за последние сорок лет выросла в 8 раз («Теневая экономика в странах Скандинавии: особенности проявления и меры борьбы», «Мировое и национальное хозяйство» №1(50), 2020 г.).

В 2016 г. в Швеции было зарегистрировано 18 200 налоговых преступлений, 11 100 бухгалтерских мошенничеств и 1700 незаконных присвоений средств. Каждое пятое домохозяйство получает услуги и 80 тысяч шведов работают без надлежащего оформления, то есть «по-чёрному». По данным МВФ, в 2017 г. размер теневой экономики Швеции составил около 560 млрд. шведских крон (52 млрд. евро) или 12,1% ВВП.

Крах Советского Союза и временное поражение социализма в начале 90-х, а также процессы глобализации наложили свою печать и на шведскую модель.

 В этих условиях СДРПШ радикально изменила шведскую модель. Социал-демократическое правительство отменило все сельскохозяйственные субсидии, и страна получила один из самых дерегулированных секторов сельского хозяйства в мире; дерегулировало рынок электроэнергии, на котором появилась частная конкуренция (половина атомных электростанций в стране теперь принадлежит немецкой корпорации). Сферы телекоммуникаций, почтовых услуг и общественного транспорта были в значительной мере дерегулированы, государственные монополии упразднены, телефонная кампания частично приватизирована.

В результате государственный сектор, который был эффективным в 50-е и 60-е годы, оказался в состоянии перманентного кризиса. Безработица достигла 13%, исключительно высокий показатель по шведским стандартам, участились забастовки. Размер национального долга приблизился к объёму годового ВВП, а дефицит госбюджета достиг 11%. Появились частные школы и частные больницы. В связи с появлением частных клиник начал широко обсуждаться вопрос о возникающем неравенстве в сфере медицинского обслуживания для богатых и малообеспеченных пациентов.

На этом фоне возникли и сильные противоречия между ранее едиными профсоюзами и социал-демократами. Происходит резкое падение численности СДРПШ. Если в 1990 г. в партии состояло более 1 млн. членов или 12% всего населения (в основном за счёт участия в профсоюзах, числившихся коллективными членами), то к 2014 г. в партийных рядах осталось немногим более 120 тысяч, половина из которых – пенсионеры.

«В итоге мы сталкиваемся с парадоксом. Глобализация делает своё дело, нивелируя отличия между странами. Шведская модель в последние четверть века претерпела существенные деформации. Её экономика приобрела такой же рыночный вид, как и экономика других стран Евросоюза. Социал-демократический проект сблизился с либеральным и мало отличим от него. Швеция испытывает те же трудности, что и остальная Европа» (Наталия Плевако «Шведская модель: прошлое и настоящее»,
Аналитическая записка №11, апрель 2015 г., Институт Европы РАН).

Новый удар по шведской модели нанёс коронавирус, усиливая социальное неравенство.

В минувшем году 40 подданных королевства стали миллиардерами в шведских кронах и долларовыми миллионерами, свидетельствуют результаты исследования Dagens Industri.  Совокупное состояние 169 шведских предпринимателей или состоятельных семей за 2020 г. выросло на 295 миллиардов крон (35 млрд. долл.) и достигло 1,3 триллиона крон, что соответствует примерно 40% всех частных сбережений в Швеции.

Министр финансов королевства Магдалена Андерсон заявила, что видит «очевидный риск» так называемого К-образного восстановления экономики, при котором богатые будут становиться богаче, а бедные – беднее. Глава Минфина намекнула на то, что правительство может использовать налоги для улучшения ситуации с неравенством в стране.

Наряду с обогащением буржуазии, вновь произошёл скачок безработицы. По данным Евростата, в июле 2020 г. средний уровень безработицы в ЕС вырос до 7,2%. Однако в Швеции он составил 9,4%. Только в Греции (17%), Испании (15,8%) и Италии (9,7%) уровень безработицы в июле был выше, чем у Швеции. При этом отмечается, что ещё в сентябре 2019 г. Швеция занимала пятое место в ЕС по уровню безработицы – 7,1%.


Социал-демократия на службе у капитализма

Накануне первой мировой войны на своих международных конгрессах социал-демократические партии II Интернационала приняли решение выступить единым фронтом против войны. Но когда началась война, тут же все эти решения были забыты. Только одна ленинская партия большевиков выступила с лозунгом поражения царского правительства в этой войне и за превращение войны империалистической в войну гражданскую.

Остальные социал-демократы переметнулись на сторону своих правительств и скатились на позиции социал-шовинизма. 

 Поэтому Ленин предложил переименовать нашу партию из социал-демократической в коммунистическую – Российскую Коммунистическую партию (большевиков), что и было сделано на VII съезде партии в 1918 г.

Крайне негативную роль сыграли социал-демократы в Германии, расколов рабочее движение, что способствовало приходу к власти фашистов.

Товарищ Сталин в Отчётном докладе XVII съезду партии, говоря о победе фашизма в Германии, подчеркнул, что эта победа является в том числе и результатом «измен социал-демократии рабочему классу, расчистившей дорогу фашизму» (И. Сталин, Сочинения, т.13, стр. 293). Социал-демократия Германии расчистила дорогу фашизму именно вследствие раскола рабочего класса Германии и стремления социал-демократов перевести революционное движение пролетариата на путь реформ, на мирные реформистские рельсы.

Швеция в годы и первой, и второй мировой войн соблюдала нейтралитет. Но это был особый нейтралитет. Так, Швеция свободно пропускала через свою территорию фашистские войска на войну с СССР. Во время советско-финской войны (1939-1940) в Финляндию отправился Шведский добровольческий корпус численностью 9640 чел., воевавший против СССР.  За время Великой Отечественной войны Швеция продала немцам 45 миллионов тонн железной руды, способствуя тем самым укреплению военно-экономического потенциала фашистской Германии – 40% германского вооружения изготавливалось из шведского железа.

Вот он, пресловутый «нейтралитет» в действии.

Социал-демократия служила и служит капиталу, помогает ему эксплуатировать трудовые массы, своими социальными реформами несколько смягчая, сглаживая противоречия между трудом и капиталом.

Но рано или поздно эти противоречия, как бы их ни пытались погасить, прорвутся наружу, что неизбежно приведёт к пролетарской революции, к свержению власти капитала и установлению власти человека труда.
 


Рецензии
А где МАРКСИЗМ?

Почему вы не пишите, как должен жить народ в Швеции по МАРКСУ???

http://proza.ru/2015/02/19/1430

Аникеев Александр Борисович   15.05.2021 05:25     Заявить о нарушении
Как жить народу Швеции, это его дело. Мы с вами на разных идеологических позициях. Я - на позиции революционного марксизма,выступающего за уничтожение власти капитала и установление власти человека труда. Вы - на позиции реформизма, на позиции приукрашивания и сохранения капиталистических отношений.

Дмитрий Игнатьев 3   15.05.2021 09:41   Заявить о нарушении
Да...

Диктатуру человека труда в лице пролетариата мы уже проходили...

А я за постепенную смену монополии капитала на монополию законов с верховенством прав граждан диктовать такие законы своим абсолютным большинством, чтобы все имели право и на необходимые каждому социально-коммуникационные блага по достойным человека нормам от их общего производимого количества по количеству и квалификации труда граждан на рабочем месте в экономике страны!!!

Как и должно быть в социально развитых демократических государствах!

А как это сделать есть у Маркса в первом томе КАПИТАЛА на стр.88-89.

Но вам этого, пожалуй, никогда не понять...

Аникеев Александр Борисович   15.05.2021 15:43   Заявить о нарушении