1985 Берджесса. Настоящая реальность миллениалов

Мало кто читал антиутопию «1985». Нет-нет, я не спутал число! Именно «1985», а не всем известное «1984» с этими набившими оскомину «война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила» и всем остальным текстом, который прочли уже далеко не все, что, впрочем, не мешает таким людям с придыханием цитировать засаленные фразочки Оруэлла в кофейнях во время разговоров о тщетности жития в ресурсной федерации.

А что «1985» за книжка такая? Плагиат? Сиквел? Ни то, ни другое! «1985» — это литературный труд из двух частей за авторством Энтони Берджесса, того самого автора культового «Заводного апельсина». Помните хотя бы фильм Кубрика, droogi? К слову, от этой киноленты, щедро напичканной «старым добрым ультранасилием», Берджесс немного накалился, потому что вместо депрессивной истории о садистах, написанной после реального избиения беременной жены писателя, у которого в ту пору еще вдобавок нашли рак мозга, свет увидел чуть ли не оду злу (по мнению самого Берджесса).

Кроме того, прозаика раздражало, что эта «средненькая» книга считается его главным вкладом в искусство. Что ж, отдадим дань уважения изобретателю надсата и исследуем другую его антиутопию.

Берджесс разделил роман «1985» на две части. Первая — публицистическая, в которой oomny автор анализирует оруэлловское произведение «1984». Вторая — его собственная интерпретация возможного будущего.

В публицистической части Берджесс последовательно препарирует мир, где властвует ангсоц, восхищается прописанным сеттингом и вместе с тем объясняет, почему прогнозу Оруэлла никогда не суждено воплотиться в реальность (специально для людей с базовой сборкой поясню: Берджесс не интервьюировал Оруэлла, интервью здесь — художественный прием).

Мне понравилось, как Берджесс филигранно разобрал метафизику внутренней партии, но во мне пробудилась тяга к «старому доброму ультранасилию», когда ded ляпнул oozhassny chepooka, сказав, что вдохновивший Оруэлла роман «Мы» Евгения Замятина на фоне «1984» «выглядит несколько выдохшимся». И, хотя Берджесс отдал рукописи Замятина второе место «в списке худших ночных кошмаров», я таким рейтингом не удовлетворен. Мне, вообще, редко какой рейтинг приходится по душе. Как по мне, любой популярный рейтинг — тот еще cal.

Я убежден, что «1984» подобен голливудскому ремейку европейского кино (да, я в курсе, что Оруэлл жил в Туманном Альбионе), удачному по части образов тоталитаризма, но более слабому в отношении своей философии.

Художественная часть «1985» вышла значительно слабее, причем как в сравнении с публицистической, так и в сравнении с романом «1984». Однако проблемы, заложенные в антиутопию Берджесса, миллениалам гораздо ближе, чем заботы Уинстона и Джулии из какотопичной Океании. Сейчас объясню.

По Берджессу, человечество будет наводнено умственно отсталыми индивидами, которые самоудовлетворяются перед яркими экранами и в целом живут лишь ради тупого потребления без капли осознанности и эмпатии. То есть сексуальная проблема присутствует, как и у Замятина с Оруэллом, но здесь к ней приводят губительное влияние технологий и животное потре****ство, поэтому человеческий lubbilubbing тоже невозможен. Не кажется ли это нам печально знакомым?

Есть и экономическое предсказание: исламизация Европы и гегемония исламских сил в финансовой сфере. Но больше всего Берджесса беспокоит растущее влияние контркультурных и протестных групп. Писатель пишет:

«Силы Движения за равноправие женщин и Движения за равноправие гомосексуалистов приравнивают к преступлению и ущемляющих права при найме на работу, что полезно и справедливо, но они также готовы модифицировать язык, иначе говоря, если я как писатель употребляю слова, которые выдают хотя бы грамматическую дискриминацию, то рискую подвергнуться юридическому преследованию. То же, разумеется, верно для таких организаций, как Британский комитет по расовым отношениям, который по праву осуждает фанатизм, дискриминацию и «расистский язык», но в результате размываются границы, в которых индивид волен выносить суждения и совершать поступки».

Ничего не напоминает? Уже сегодня Запад сталкивается с либеральной цензурой. К примеру, под раздачу попала икона феминизма Джоан Роулинг (прямо-таки внутрипартийная охота на ведьм; иронично, что Роулинг действительно ведьма, но ведь добрая!)

Несмотря на во многом правдоподобные предостережения, какой-то внятной альтернативы грядущему ужасу Берджесс придумать не сумел. К тому же он критически относится к протестам. Так, Бакунин у него — «мертвый пророк», а профсоюзы — источник хаоса. Идеал Берджесса обут в мещанские toofles — мыслитель предлагает лечить шизофрению человечества религиозной этикой. Поможет ли это? Думаю, после такого soviet малыш Алекс из «Заводного апельсина» разбрызгал бы от смеха стакан с molokom plus.


Рецензии