de omnibus dubitandum 119. 361

ЧАСТЬ СТО ДЕВЯТНАДЦАТАЯ (1918)

Глава 119.361. ШТРЕЙКБРЕХЕРЫ*…

*) Авторитетный еврейский Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в XIX веке объяснял этот термин так же, как его трактуют и до сих пор.
Слово «штрейкбрехер» произошло от немецкого Streikbrecher - нарушитель стачки, то есть человек, ломающий стачку. Это лицо, «отказывающееся участвовать в забастовке и поддерживать забастовщиков, занимающее сторону администрации в её споре с забастовщиками и поддерживающее её своим выходом на работу в период забастовки».
В переносном смысле имеет значение «изменник, предатель общих интересов, так как этот рабочий вопреки решению товарищей начать забастовку все же выходит на работу».

Документ № 44

Резолюция общего собрания рабочих Лесной биржи и завода А.В. Соколовой о поддержке забастовки служащих и осуждении самосуда рабочих над членом завкома Лихопуровым

26 июня 1918 г.

Собрание рабочих Лесной биржи А.В. Соколовой в количестве 200 человек, обсудив с участием члена Исполнительного Комитета Василеостровского Совета рабочих и солдатских депутатов тов. Парнякова вопрос об отношении к забастовке служащих предприятия, постановило.

1. Поддержать забастовку и требование товарищей служащих, не занимая их должностей и охраняя их места от штрейкбрехеров.

2. Продолжать те работы предприятия, которые могут проходить без участия служащих и оставаться на своих местах всем рабочим, которые не могут продолжать работу без служащих.

По отношению к поступку товарищей носаков {Носаки - грузчики} собрание, осуждая самым решительным образом поступок этих товарищей, учинивших самосуд над тов. Лихопуровым, и видя в этом неорганизованность рабочих предприятия, постановляет:

1. Допустить представителя категории носаков в заводской комитет рабочих для объединения и организации всех рабочих предприятия.
2. Считать недопустимым никакие разрозненные выступления отдельных категорий рабочих без постановления общего рабочего комитета, который должен защищать общие экономические интересы всех рабочих предприятия.

Резолюция принята единогласно.

Председатель собрания тов. А. Поляков Член Исполнительного Комитета Василеостровского Совета Рабочих и Солдатских Депутатов тов. П. Ларняков

Источник: ЦГА СПб. Ф.47, on. 1, д. 45, л. 107. Копия. Машинопись.

Документ № 45

Телефонограмма М.С. Урицкого в районные Советы Петрограда с указанием мер по срыву политической забастовки 2 июля*

*) В.Б. Шкловский вспоминал, что заговорщическая военная организация, в которой он участвовал, намеревалась приурочить вооруженное выступление к забастовке, организуемой ЧСУФЗП: «Забастовка сорвалась. А мы собирались в ночи, назначенные на выступление, по квартирам, пили чай, смотрели свои револьверы и посылали вестовых в гаражи (Автоброневого дивизиона - Л.С.)[...] Я думаю, что у организации в это время почти не было сил, боевиков было человек двадцать. Имелись части, которые должны были присоединиться, но все знали, - кроме тех минут, когда не хотели знать, - что это страшно ненадежно» (Шкловский В. Сентиментальное путешествие. С. 148). Вскоре после этого несостоявшегося выступления В.Б. Шкловский скрылся из Петрограда, а его арестованные товарищи были расстреляны (Там же. С. 156)

28 июня 1918 г.

От Комиссариата революционной охраны города Петрограда и от Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией.

В связи [с] предполагаемой 2 июля однодневной политической забастовкой по почину и постановлению собрания уполномоченных Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией при Петроградском Совете рабочих и красноармейских депутатов предлагает районным Советам принять через свои органы все необходимые меры для того, чтобы забастовка не состоялась.

Меры эти не должны носить чрезвычайности, не выходить из пределов нормальной деятельности, допустимо путем изъятия [и] ареста лиц, ведущих агитацию за забастовку, выяснения состава и ареста стачечных Комитетов и пр.

Всех арестованных препровождать на Гороховую, д. № 2. {В угловом доме Гороховая, 2 - Адмиралтейский проспект, 6, с 1871 г. до Февральской революции помещались Петербургское градоначальство и в 1878-1901 гг. одновременно Охранное отделение. В 1917 г. с марта в нем находилось Управление городской милиции Петрограда, затем с 7 декабря Всероссийская Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. После переезда ВЧК 10 марта 1918 г. в Москву в этом доме 12 марта разместилась Петроградская губернская ЧК. Со временем ГубЧК заняла еще два соседних дома - Гороховая, 4 и 6. В 1935 г. чекисты переехали в «Большой дом» на Литейном проспекте, 4, специально построенном для них возле Дома предварительного заключения. На Гороховой, 2 открыт музей «История российской секретной полиции»}

Гудки должны быть в руках своих людей, уличные митинги по возможности должны предупреждаться.

Для сего следует от времени до времени пускать патрулей, не допуская скопления масс народа на площадях и открытых местах.

Председатель: Урицкий Секретарь: Иошилов

Передала: Крестопович. Принял: Яцынов.

Резолюция: «В отд[ел] охраны при совдепе».

Источник: ЦГА СПб. Ф. 150, on. 1,д. 13, л. 142-142 об. Копия. Машинопись, бланк Совета депутатов Ново-Деревенского района.

Документ № 46

Протокол общего собрания рабочих фабрики «А.Н.Шапошников и К0» о забастовке 2 июля

3 июля 1918 г.

Протокол

Общего Собрания рабочих Товарищества табачной фабрики «А.Н. Шапошников и К*», состоявшегося во дворе здания фабрики 3 июля 1918 года. Председателем был Е.Ф. Сковорода, секретарем - Ф.Б. Урбанович.

Порядок дня

1) Выяснение причины саботажа рабочих фабрики 2-го сего июля.

2) Доклад Тарифной комиссии Всероссийского Союза.

На собрание явились почти все рабочие фабрики в количестве около 1600 чел., так как последнее было созвано и открыто в рабочее время, т.е. 3 часа пополудни, и все рабочие были предупреждены, что сегодняшний день им будет оплачен по высшей выработке, несмотря на размер таковой.

Председателем был избран Е.Ф. Сковорода и секретарем Ф.Б. Урбанович.

По открытии Собрания (прикормленные товарищи приняли все меры к срыву забастовки) первым выступил с речью Председатель Правления Профессионального Союза Рабочих и Служащих табачного и гильзового производства в Петрограде тов. Акимов, который подробно обрисовал серьезность могущих произойти последствий от устройства необдуманной и совершенно бесцельной однодневной забастовки 2 сего июля, вплоть до окончательного расчета бастовавших рабочих и предания главных виновников из них Революционному суду, и заявил, что за указанное число ни один из рабочих не получит заработной платы, а из жалованья служащих будет произведен вычет за этот день. В будущем оратор рекомендовал не поддаваться провокаторским наговорам и распространяемым прокламациям, исходящим от контрреволюционеров - врагов трудящегося класса, а во всех неясностях и возникающих недоразумениях обращаться за разъяснениями и указаниями через свой Фабричный комитет в Профессиональный Союз Рабочих и Служащих табачного и гильзового производства, распоряжения которого в целях личных интересов каждого рабочего и поддержания на должной высоте продуктивности производства фабрики, должны исполняться всеми рабочими предприятия беспрекословно, как высшего и руководящего органа Табачного Союза.

Вторым произнес речь представитель табачной фабрики «Колобова и Боброва» тов. Дунаев, указав на недопустимость забастовки и весьма печальную ошибку со стороны рабочих, введенных в заблуждение ловкими провокаторами от буржуазных слоев населения, и выразил уверенность, что товарищи рабочие помогут выяснить инициаторов этой забастовки и впредь будут с осмотрительностью и обдуманно выносить свои постановления на общих собраниях.

Третьим выступил с продолжительной речью секретарь Правления Профессионального Союза Рабочих и Служащих табачного и гильзового производства тов. Епишев, который так же как и первые два оратора подробно разъяснил собранию преступность забастовки, ведущей к разрушению табачного производства и лишению самих рабочих того куска хлеба, который беспрерывно по настоящее время зарабатывали на фабрике, и в заключение речи предложил непременно и безотлагательно назначить комиссию для выяснения главных виновников саботажа и предания их Суду Революционного Трибунала, а затем оратор прочел две резолюции общих собраний рабочих табачных фабрик Товарищества «Шапшал» и «Колобова и Боброва», состоявшихся 3 июля по поводу забастовки на этих фабриках, коими выражались порицания провокаторам, призывающим к забастовкам, и полные доверия Советской власти.

Четвертый оратор от Петроградской Трудовой Коммуны тов. Михайлов {Михайлов (Елинсон) Лев Михайлович (1872-1928), большевик с 1903 г., парткличка Политикус, участник баррикадных боев в Москве в декабре 1905 г. Затем городской служащий, главный заведующий Петроградской городской биржей труда. В 1917 г. председатель первого легального ПК большевиков и Выборгской районной управы, в октябре член революционного штаба Выборгского района Петрограда, затем член президиума губисполкома Петроградского Совета, руководитель коммунального хозяйства Петрограда. В 1922 г. полпред в Норвегии, затем уполномоченный Наркомата иностранных дел в Туркестанской республике и член Среднеазиатского бюро ЦК РКП(б), с 1924 г. работник Госплана СССР и секретарь Всесоюзного общества старых большевиков. Похоронен на Марсовом поле в Ленинграде} в своей продолжительной речи указал на пагубность каких бы то ни было стачек рабочих в данный тяжелый момент и что всякие забастовки, хотя бы и незначительные, послужат только во вред общему делу завоеванной революции. Невыход на работу 2 сего июля тов. Михайлов отнес к оплошности рабочих и работниц, введенных в заблуждение некоторыми провокаторами, выступающими от имени так называемого «Бюро Уполномоченных Фабрик и Заводов», а на самом деле уполномоченных от капиталистов, старающихся установить буржуазный строй, и предложил собранию избрать особую Комиссию, на которую возложить расследование и выяснение провокаторов и главных виновников забастовки и, по выяснении, предать их справедливому Революционному Суду.

Пятым выступил слесарь фабрики тов. Пусман и заявил, что в устройстве указанной забастовки единственным виновником является Фабричный комитет, который, по словам оратора, не принял надлежащих мер к устранению однодневной стачки рабочих и не сообщил Профессиональному Союзу Рабочих и Служащих табачного и гильзового производства об имеющем быть общем собрании рабочих по поводу работы на фабрике 2-го июля.

Шестым по порядку вторично выступил тов. Акимов с опровержением возведенных тов. Пусманом обвинений на Фабричный комитет и заявил, что он, как Председатель Правления Профессионального Союза Рабочих и Служащих табачного и гильзового производства, был своевременно оповещен Комитетом о предстоящем общем собрании и на таковое прибыл с небольшим опозданием, ввиду задержки его Ревизионной Комиссией Союза, причем оратор выразил сомнение, что, очевидно, собрание было открыто раньше назначенного времени и закрыто слишком скоро, так как, по его мнению, он опоздал всего несколько минут. Затем тов. Акимов прочел протокол общего собрания рабочих указанного дня, из которого видно, что в данном случае Фабричный комитет принял все возможные с его стороны меры к тому, чтобы как можно больше материала представить собранию и чтобы последнее протекло нормальным порядком.

Седьмой оратор, матрос Шишкин, в своей краткой речи указал на несомненное влияние на массу общего собрания неизвестных провокаторов и распространенных в тот день прокламаций и предложил выяснить главных виновников устройства забастовки и передать их в руки правосудия.

Восьмым с речью выступил токарь фабрики тов. Швецов, который в произошедшей забастовке винил исключительно инициаторов созыва общего собрания рабочих 2 июля, а именно: т.т. Балунова, Рогушина и Павлова, сумевших только созвать собрание, а почему и откуда исходят слухи и, является необходимость в устройстве однодневной забастовки, никто из них не постарался доложить и разъяснить собранию. Кроме того, первый из них, бывший Председателем собрания тов. Валунов, после речи единственного неизвестно откуда явившегося оратора, назвавшегося Даргиным, сразу поставил вопрос на баллотировку, не предложив высказаться по вопросу дня желающим из рабочих и служащих Товарищества.

Девятым и последним произнес речь слесарь фабрики тов. Яковлев, причем оратор заявил, что в забастовке 2 июля нельзя обвинять единичных личностей, а вина падает на все общее собрание, постановившее почти единогласно не работать. После этих слов масса присутствовавших на собрании закричала и своим шумом и возгласами протеста заставила прекратить речь и категорически отказалась выслушать предложенную оратором резолюцию.

По выслушании вышепоименованных ораторов были поставлены на голосование две резолюции: первая, предложенная членом Петроградской коммуны тов. Михайловым, и вторая - слесарем фабрики тов. Яковлевым, причем была принята почти единогласно и вынесена первая нижеследующего содержания резолюция:
 
«Мы, рабочие и работницы Товарищества табачной фабрики «А.Н. Шапошников и К*», введенные в заблуждение некоторыми провокаторами, выступающими от имени так называемого «Бюро Уполномоченных Фабрик и Заводов», а на самом деле уполномоченных от капиталистов и старающихся путем разрухи и костлявой руки голода задушить революцию и установить буржуазный строй, требуем немедленного расследования и выяснения личностей, призывающих к забастовке и предания их справедливому Революционному Суду.

Да здравствует Власть Советов Рабочих, Красноармейских и Крестьянских Депутатов.

К позорному столбу предателей и врагов Советской власти».

Вторая, предложенная тов. Яковлевым резолюция, об отсутствии оснований обвинять единичные личности в устройстве забастовки, так как этот вопрос был решен общим собранием, была также почти единогласно отвергнута с шумом и возгласами негодования.

По второму вопросу дня доклад сделан не был.

В 4 часа 45 минут пополудни Председателем Е.Ф. Сковородой собрание было закрыто.

Председатель собрания Е. Сковорода Секретарь Ф. Урбанович

Источник: ЦГИА СПб. Ф. 1235, on. 1, д. 1043, л. 26-27 об. Подлинник. Машинопись, печать фабричного комитета фабрики А.Н. Шапошникова.

Читаешь и невольно ловишь себя на мысли, что никакой пролетарской революции у нас не было, а был военный переворот, совершенный группой эмигрантов, никакого отношения к пролетариату не имеющей, на деньги германских и американских миллионеров определенной национальности...


Рецензии