de omnibus dubitandum 119. 363

ЧАСТЬ СТО ДЕВЯТНАДЦАТАЯ (1918)

Глава 119.363. ПРАВИТЕЛЬСТВО, ОПИРАЮЩЕЕСЯ НА ШТЫКИ И ВРЕМЕННУЮ ПАССИВНОСТЬ МАСС, ВСЕ РАВНО ПОГИБНЕТ…

Документ № 47

Информация о заседании Бюро Чрезвычайного собрания уполномоченных фабрик и заводов Петрограда 3 июля, разосланная Бюро в газеты

[Не ранее 3 июля 1918 г.]

В среду, 3 июля, состоялось заседание Бюро Уполномоченных фабрик и заводов города Петрограда. В заседании было доложено о работах организационной Комиссии по созыву Рабочего Съезда центральной и северной областей. Организационная Комиссия, работающая в настоящее время в Москве, приняла проект устава Рабочего Съезда, выработанный в Петрограде, внеся в него лишь две незначительные поправки. Так, согласно новому проекту, на Съезде допускаются с решающим голосом представители губерний, смежных с центральной и северной областями, а именно: Казанская, Си[м]бирская, Пензенская и Пермская, а также и тех губерний и областей остальной России, где могут быть произведены выборы и откуда могут прибыть делегаты на Съезд. Затем окончательная редакция предусматривает представительство беспартийных конференций, делегатских совещаний и Советов там, где последние являются не органами власти, а чистыми рабочими независимыми классовыми организациями.
Бюро собрания Уполномоченных решило развить самую энергичную работу в связи с предстоящим 20 июля Рабочим Съездом. В частности, решено в ближайшие же дни, организовать в рабочих районах ряд митингов и собраний, посвященных Рабочему Съезду и вопросам, которые ему предстоит решить. Предполагается составить, путем прямых выборов, делегацию на Рабочий Съезд от петроградских фабрик и заводов.
В свое время Собрание Уполномоченных избрало на предстоящий Съезд 12 делегатов. Бюро предполагает на предстоящих собраниях и митингах проводить резолюции, подтверждающие полномочия этих делегатов.
В московских и некоторых петроградских газетах появились сообщения о том, что Собрание Уполномоченных заменено Собранием советской оппозиции. Все эти сведения не соответствуют действительности. Вопрос о слиянии Собрания Уполномоченных с Собранием независимых от власти депутатов остается в настоящий момент открытым, и возможность самого слияния зависит от того, в какой мере вновь организовавшемуся представительству петроградских рабочих, каковым является Собрание независимых от власти депутатов Совета, удастся встать на ноги и, занять то место, на которое оно имеет все основания рассчитывать.
Необходимость независимой классовой организации пролетариата и потребность в ней ощущаются в такой степени, что Бюро собрания Уполномоченных считает условия для возникновения подобной организации, безусловно, благоприятными.
По вопросу о стачке 2 июля решило выпустить воззвание, подводящее итоги забастовки 2 июля.
При обмене мнений относительно содержания этого воззвания выяснилось, что Бюро отнюдь не считает результаты забастовки неудовлетворительными. Если петроградские рабочие не ответили на призыв в той мере, в какой Собрание Уполномоченных имело право основание рассчитывать, то, во-всяком случае, обстановка, благодаря которой главным образом и была сорвана забастовка, выяснила с несомненной ясностью, что большевики могут одерживать свои победы над рабочим классом лишь при напряжении всех своих военных и иных сил. В ряде предприятий, где рабочие не присоединились к забастовке, они, тем не менее, вынесли резолюции против большевиков. Главной причиной неудачи забастовки следует считать, помимо чрезвычайных мер, предпринятых большевиками, также и слабую организованность рабочих.

Источник: ЦГАСПб. Ф. 3390, on. 1, д. 17, л. 18-19. Копия. Машинопись, печать Чрезвычайного собрания уполномоченных.

Документ № 48

Воззвание Чрезвычайного собрания уполномоченных фабрик и заводов Петрограда об итогах политической забастовки 2 июля

[Не ранее 3 июля 1918 г.]

Ко всем петроградским рабочим

Советская власть торжествует победу над рабочим классом. Забастовка против нее не удалась. Рабочие вынесли недоверие Собранию уполномоченных. Бастовали белогвардейцы и наймиты буржуазии. Пролетариат поддерживает Советскую власть.

Так полагают агенты правительства.

Мы можем сказать одно: никакое правительство в Романовской России не принимало бы таких мер против забастовки, какие приняло советское правительство. Советская власть сильнее всех царских министров боится движения пролетариата, именем которого оно правит Россией.

Чрезвычайное положение на дорогах {Чрезвычайное положение на Николаевской железной дороге было объявлено 24 июня из-за угрозы забастовки}, организация штрейкбрехерских дружин, вооруженная охрана на линиях, опечатание типографий, угроза локаутом и пулями, налеты на профессиональные организации рабочих - все было пущено в ход, чтобы помешать петроградским рабочим осуществить завоеванное революцией право на стачку {Меньшевик П.А. Гарви вспоминал, что забастовка была сорвана «массовыми арестами руководителей в Москве и Петрограде» (Гарей П.А. Профессиональные союзы в России... С. 48). В Петрограде уличные митинги и сборища разгонялись гвардейцами охраны местных комиссариатов. В воротах Дома предварительного заключения вывесили огромный плакат: «Мы, рабочие и служащие, работаем. Вы, белогвардейцы, бастуете. Здесь для белогвардейцев места есть. ДПЗ». Сходные надписи были на трамваях. (Новая Жизнь. 1918, 3 июля). Рабочих Путиловского завода удержала от участия в стачке позиция руководителей «Единой рабочей партии» (Н.Н. Глебов-Путиловский, А.Е. Розенштейн и др.), которые считали ее несвоевременной}.

Если угроза голода и насилий подействовала, если она победила ненависть к правительству крови, если трижды обманутые рабочие не нашли в себе сейчас достаточно веры и сил для борьбы за народовластие - победителям рано радоваться.
Правительство, которое опирается на штыки и временную пассивность масс, все равно должно погибнуть.

2 июля бастовало, несмотря на военно-полевые меры, около 20 тысяч рабочих {В Невском районе бастовали рабочие на бумагопрядильных фабриках Александро-Невской мануфактуры «К.Я. Паля» и Спасской мануфактуры. На Спасской мануфактуре для того, чтобы нельзя было включить станки, рабочие насыпали на передаточный вал наждак. В Петроградском районе бастовала фабрика конторских книг (бывшая «Фридрих Кан») (Шелавин К.И. Петербургский комитет большевиков седьмого созыва в 1918 г. // Красная летопись. 1929. № 2. С. 41). Рабочие табачных фабрик Шапошникова, «Шапшал», Колобова и Боброва также бастовали, но 3 июля от их имени были приняты резолюции с осуждением забастовки и требованием наказания ее организаторов (Петроградская правда. 1918, 4 июля). Забастовку поддержали рабочие некоторых предприятий Москвы и станций Московско-Курской железной дороги} и несравненно большее количество голосовало на собраниях против советской власти.

Ни одно правительство революции не вызывало в рабочих потребности протестовать посредством стачки.

Радоваться «рабочему» правительству поистине нечему.

Радуются еще другие. Злорадствуют буржуазные газеты. Пролетариат может только поддерживать коммунистов. Он слаб и несознателен. Он ничего не сделает для народовластия. Тем лучше для нас. Так думает буржуазия. Ей и коммунистам оказалась выгодна слабость рабочих - коммунисты власть надеются удержать, буржуазия свои классовые позиции укрепить.

Пролетариат жив и, жить хочет. На смертельно трудном пути за освобождение было уже много неудач. Февраль все же пришел. Неудачи не уничтожат стремления рабочих масс к самозащите и самоорганизации.

Через неудачу к новой борьбе к сплочению своих сил, к строению окопов - независимых классовых организаций - идите, товарищи, с верой в свое дело - и победа за вами.

Да здравствует народовластие.

Да здравствует независимое классовое сплочение пролетариата. Да здравствует социализм. Да здравствует свобода стачек.

Источник: ЦГАСПб. Ф. 3390, on. 1, д. 17, л. 35. Копия. Машинопись, печать Чрезвычайного собрания уполномоченных.

Документ № 49

Извещение правления профсоюза рабочих и служащих табачного и гильзового производства фабричному комитету фабрики «А.Н. Шапошников и К*» о санкциях против участников забастовки 2 июля

6 июля 1918 г.

Правление Профессионального Союза Табачного и Гильзового производства, обсудив вопрос о плате за забастовку 2 июля 1918 года,

ПОСТАНОВИЛО: всем тем, кто участвовал в ПРОВОКАТОРСКОЙ ЗАБАСТОВКЕ, и тем стремились внести дезорганизацию в ряды пролетариата и создать тормоз Рабочему и Крестьянскому Правительству, ОПЛАТЫ НЕ ПРОИЗВОДИТЬ ни рабочим, ни служащим и механикам.

Из оклада месячного сделать за день 2 июля ВЫЧЕТ.

[М.П.] Председатель Правления Н. Акимов

Секретарь К. Епишев

С подлинным верно:

Председатель Фабричного Комитета Товарищества табачной фабрики «А.Н. Шапошников и К*» Е. Сковорода Секретарь Ф. Урбанович 6-го июля 1918 года.

Источник: ЦГИАСПб. Ф. 1235, on. 1, д. 1043, л. 24. Заверенная копия. Машинопись. Бланк профсоюза, печать фабричного комитета фабрики «А.Н. Шапошников и К*».


Рецензии