О романе Михаила Булгакова Мастер и Маргарита

     К юбилею писателя Михаила Афанасьевича Булгакова я решил написать очень

небольшое эссе о самом знаменитом его произведении,а именно:о романе "Мастер и

Маргарита". Решение это принято было мною крайне спонтанно(как,впрочем,и мно-

гие другие мои идеи),да и сам роман я не перечитывал уже довольно давно. Но это

единственное творение Булгакова,которое я помню довольно недурно,ибо впервые

прочитал его ещё в подростковом возрасте,а потом мне приходилось перечитывать

его в молодости. Но если читатели сего эссе упрекнут меня в том,что какие-то

вещи из данного произведения я запамятовал,или не обратил на них пристальное

внимание,я не буду крайне болезненно реагировать на сии критические замечания.

В данной небольшой заметке мне хотелось бы обратить внимание на следующие вещи:

о чём этот роман? и общая характеристика двух главных героев,то есть Мастера и

Маргариты. Роман этот весьма справедливо критиковался верующими людьми по

причине того,что силы зла представлены в нём слишком уж положительно. Это

очень мрачная и суровая книга,несмотря на наличие в ней большого количества

юмора,но юмора в основном чёрного и очень специфического,потому что смеются

там в основном представители свиты Воланда,а у самих людей крайне мало повода

для веселья. И,вообще,если кто-то когда-либо и где-либо спросит у меня,а о

чём собственно этот роман,то я отвечу им,что он об аннигиляции добра злом в

человеческом мире. То есть по философской идее романа,добра на земле не

существует в принципе,по определению не существует. Зато,напротив,на земле

были,есть и будут различные формы зла представителями коих являются как сами

люди,так и представители свиты Воланда. Именно по этой причине(и довольно

справедливо)религиозные люди так в своё время ополчились на этот роман. Всё

это обстоятельство,конечно,нисколько не умаляет гениальность Булгакова,как

писателя и силы его воздействия на психику впечатлительного читателя. А вот

зло как раз очень многомерно и многопланово,а посему в таком страшном мире

человеку остаётся только выбирать,а какое зло собственно лучше? Это то и есть

по настоящему страшно. Вместе с тем мир потусторонний по идее Булгакова,зна-

чительно интереснее чем наш мир. Там есть своеобразный "Покой",то есть именно

то место,куда отправил писатель своих главных героев в конце романа. А этот

"Покой",пожалуй,для многих и получше рая будет. То есть как я и упоминал уже

выше "Мастер и Маргарита" это роман об аннигиляции добра и полном его погло-

щении злом в нашем человеческом мире. Не правда ведь,что в таком мире жить

очень плохо и крайне тревожно? Однако,именно такой мир мы видим в романе. А

теперь немного о главных героях романа... Маргарита здесь настоящий человек

и настоящая "секси",женщина вамп и к сожалению немного стервочка. Во всяком

случае она настоящая женщина со своей женской сексуальностью. Она очень тем-

пераментная и действительно очень любит своего Мастера. А вот сам Мастер не

совсем человек... У него нет даже своего имени. Профессия писателя стала его

основным занятием и он больше похож на очень умное общественное насекомое,чем

на человека. Маргариту он любит далеко не так сильно как она его,более того

для него почти ничто не имеет значения кроме романа,который он пишет. Он похож на

киборга а не на человека. При этом он не совершает никаких злых поступков в

отличие от своей возлюбленной. Он очень умный и талантливый плюс глубокий и

проницательный человек,но он почти весь создан из сплава "творчества" и

"рационализма",а потому в его натуре очень мало по настоящему человеческих

качеств. Чем-то он похож некоторых героев романов Жюля Верна. Например,на

Марселя Камаре и кузена Бенедикта. Его дело для него гораздо важнее всего ок-

ружающего мира. Оно важнее для него женской любви и ласки,важнее собственных

жизни и здоровья. Он очень утрированный человек,а таких людей в принципе не

существует в природе. Его роман для него имеет такое важное значение,какое

имеют для кузена Бенедикта его насекомые,а для Марселя Камаре технические

изобретения. Правда и он сам и кузен Бенедикт так и не создали ничего плохого

в отличие от Марселя Камаре,но это прежде всего потому что им уж очень повез-

ло и занимались они довольно безобидными вещами. Здесь,возможно,Михаил Бул-

гаков обыгрывает тот аспект,что человек создан по образу и подобию божьему,

следовательно он должен творить как и сам Всевышний некогда создал наш мир.

И Мастер как раз именно такой герой,ибо в нём вообще гораздо больше свойств и

качеств божьих чем именно чего-то по настоящему человеческого. А вот сама

главная героиня Маргарита,женщина вполне земная,"женщина трудной судьбы",как

иногда принято выражаться в таких случаях. Но в ней,конечно,присутствуют

некая чертовщинка и ведьмовщинка уже изначально. В романе она реально дейст-

вующий персонаж,тогда как сам мастер выступает в роли наблюдателя,который

продолжает заниматься своим делом,то есть писать свой роман. Он в принципе

плывёт по течению,вместе с тем крайне отчётливо понимая происходящее вокруг

него. Он сразу узнал Воланда,а это может в равной мере свидетельствовать,как

о его человеческой интуиции,так и о том,что сам он не совсем человек. Может

даже возникнуть вопрос а была ли какая-либо интимная близость между Мастером

и Маргаритой или их отношения чем-то напоминали отношения супругов в так

называемом "белом браке". При этом насколько я помню, главные герои и не были

женаты вовсе. Конечно,кто-то из психологов меня поправит,а дескать чего же

здесь такого? Просто сошлись женщина-холерик и мужчина- флегматик или мелан-

холик. В принципе в этом нет ничего особенно необычного. Так что даже они

могли и иметь настоящую близость между собою. Так же и в самом факте общей

непохожести друг на друга героя и героини романа нет ничего странного. Очень

часто сходятся между собою мужчина и женщина совершенно непохожие по характе-

ру и типу нервной системы. А здесь сблизились очень спокойный(и скорее даже

флегматик) Мастер и страстная Маргарита,обладающая очень бурным темпераментом

холерика. Но для мужчины творческого в Мастере слишком мало от бунтующей лич-

ности,а вот в Маргарите,наоборот,этой бунтарской жилки хоть отбавляй и даже

несколько через край. В Мастере крайне мало "личности",но зато он вполне

имеет творческие задатки,присущие всем писателям,как людям очень эмоциональ-

ной профессии,но у самого Мастера этих чувств и эмоций довольно мало. И по

натуре он отнюдь не бунтарь. И в завершение мне хотелось бы всем напомнить,

что данный роман необходимо перечитывать,потому что в разном возрасте и в раз-

ное время он может производить разное впечатление и наводить на самые проти-

воположные мысли и идеи. Я и сам читал роман "Мастер и Маргарита" уже очень

давно. Но вещь эта очень грустная и настроения она решительно не прибавляет.


Рецензии