К вопросам войны и мира

К ВОПРОСАМ ВОЙНЫ И МИРА В СВЕТЕ КЛАССИЧЕСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

Отмечая, что история человечества есть история войн, швейцарец Жан-Жак Бабель подсчитал, что за всю историю с 3500 года до н.э. и до наших дней человечество мирно прожило лишь 292 года.
Философский проект «К вечному миру» Иммануил Кант написал в период обострения мировых военных конфликтов, в конце XVIII века, ознаменованного десятками кровопролитных войн и модернизацией вооружения, позволившей быстро и эффективно уничтожать тысячи человеческих жизней.  Многие из его принципов легли в основу концепции Организации Объединённых Наций. Наблюдения Канта за современной ему исторической ситуацией, которые стали основой его трактата, можно обобщить в следующих пунктах:
1. В начале истории войны способствовали культурному прогрессу, но в ситуации полного заселения Земли, когда народам некуда удаляться друг от друга, они больше препятствуют ему.
2. Политика стала глобальной: несправедливые действия какого-либо государства на внутренней арене создают не только внешние проблемы для него, но и внутренние проблемы в других государствах.
3. Переход на более высокий уровень внутриполитического развития возможен отныне без участия войны, как показала Великая французская революция.
4. Появление и развитие реформ во внутриполитической практике связано как с Просвещением в целом, так и с тем, что решение политических проблем все в большей степени становится задачей граждан: человек превращается в субъект собственной истории.
5. Благодаря разработке и принятию конституций обеспечение свободы и равенства людей становится институциональной целью политики.
6. В свете развития правовых связей между государствами возникает необходимость в международном праве и в глобальных гарантиях личной безопасности.

Сегодня в вопросах глобализации, социального государства и деятельности международных организаций классические философские принципы Иммануила Канта остаются в поле внимания, сохраняя ориентационную ценность в решении вопросов в духе политической философии либерализма. При этом безбрежный либерализм не оправдывает себя, и не только в вопросах нового мультикультурализма и адаптации иммигрантов. Кантовский проект, созданный в Европе XVIII века, сегодня пересматривается как в пунктах его исторической ограниченности, так и в философских основаниях. В числе недостатков называется невнимание к многообразию правовых и политических ценностей, «догма суверенитета» и связанные с этим трудности диалога с неевропейскими народами, многоконфессиональной и многокультурной гармонизации, мультикультурализма и другие.

Целесообразно вести речь с новых, современных позиций, о максимальном приближении к позициям метаэтического, морального универсализма, который выражает «вечные» взгляды естественного права человека, от античных платоников и стоиков, через христиан, иудеев и мусульман, к современным кантианцам, объективистам и к основам Всеобщей декларации прав человека Организации Объединённых Наций. МОРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСАЛИЗМ – метаэтическая позиция, согласно которой возможна этическая система, эффективно регулирующая поведение членов любого сообщества, независимо от культуры, расы, пола, религии, национальности или других отличительных черт. Моральный универсализм противостоит моральному нигилизму и моральному релятивизму. Его источник – общее ядро у всех известных моральных кодексов, способность человеческой природы к сопереживанию, к разуму и необходимость аргументации для убеждения. Внимание переносится на объединяющие принципы, противоречия между важнейшими моральными системами отходят на второй план, включая противоречия между религиозной и светской моралью.
Практическое воплощение этой универсальной теории связано с синергетически взаимодействующей всеохватностью общих ценностей божественного и человеческого толка в различных религиях, научных дисциплинах, социальных сферах деятельности и жизни разных геополитических регионов, с использованием новых факторов, которых во времена И. Канта не было, включая искусственный интеллект и другие достижения науки, новые, более толерантные отношения внутри и между идеологиями, религиями, философиями и т.д. История сегодня не только ставит человечество перед пропастью наставших катастроф, но и даёт шанс, чтобы стали реальностью слова философа: «мораль разрубает узел, который политика не могла развязать», «согласия» можно достичь через «трансцендентальное понятие публичного права». Целесообразно сочетать новые и традиционные формы публичности и образования в процессе взаимообучения, саморазвития и сотворчества в режиме единой аудитории Восток+Запад+Север+Юг, через общие ценности божественного и человеческого толка, внедряемые в практику каждого дня с использованием мобильных звеньев типа народных академий в единой сети более устойчивых структур образовательной, гражданской, государственной, экономической и других систем, как пишу об этом в своём проекте «Восток+Запад+Север+Юг через единую аудиторию научного эксперимента, интеграции и апробации». Природа, говорит И. Кант, изначально стремится «так расположить некое число разумных существ, которые в совокупности нуждаются для поддержания жизни в общих законах, но каждое из которых втайне хочет уклониться от них; так организовать их устройство, чтобы, несмотря на столкновение их личных устремлений, последние настолько парализовали друг друга, чтобы в публичном поведении результат был таким, как если бы они не имели подобных злых устремлений».

В историческом плане мы имеем дело с процессами, которые разворачиваются во времени и пространстве, и существует не одна траектория развития цивилизации, государства, этноса, а целое поле возможностей. Вначале это порождало у исследователей иллюзию того, что во вселенной можно строить структуры любой сложности. Однако существуют и правила запрета, связанные с сохранением единого живого организма Вселенной. Ключевым результатом проведённого учёными анализа стало доказательство, что в данной среде могут быть построены только определённые структуры и никакие другие, попытки насильно что-либо «навязать» экономическим, социальным, экологическим системам, или действовать методом проб и ошибок редко приводят к положительным результатам и чаще обречены на провал.
В гигантском интервале пространственных и временных масштабов действуют законы сохранения и самосохранения, поразительным образом сочетая случайность и закономерность, хаос и порядок, причём, дистанция между неведомым и очевидным оказывается очень малой; опыт подтверждает, что исследования, проекты и новые модели должны во главу угла ставить выявление внутренних потенций целого и следование им, в духе философии Древнего Востока. Но как объяснить и моделировать новые свойства у образующегося целого? Ответ нелинейной динамики состоит в том, что во множестве случаев происходит САМОРАЗВИТИЕ, САМООРГАНИЗАЦИЯ, связанная с выделением параметров порядка, образование нелинейных математических моделей с петлёй обратной связи.
Учёный-синергетик Илья Пригожин, лауреат Нобелевской премии, называет явление саморазвития и самоорганизации неотъемлемой частью эволюционного процесса и эволюции человеческого общества. В исторических этапах развитие таких явлений неоднородно; имеет начало отсчёта, время обострения и – в случае устойчивого развития – время коэволюции, понимаемой как совместное изменение в ходе развития.

Рассмотрим в этом свете одну из актуальных политических ситуаций, выдвинутую И.Кантом уже более двух веков назад. Он рассматривал возможность возникновения спорной ситуации в рамках одного государства, когда какая-то часть страны решает отсоединиться. По мнению Канта, пока внутри страны жители не решат окончательно как поступить, другие государства не имеют право вмешиваться во внутриполитические вопросы. Если отсоединение все же произошло, то обращаться за помощью уже можно, и другие страны при возможности и желании могут такую помощь оказывать. Весьма актуальным является сегодня вопрос самоорганизованного построения федеральных или иных структур в ДОНЕЦКОЙ и ЛУГАНСКОЙ народных республиках, как результат народного референдума о самоопределении, и как протест против нацизма, фашизма и антисемитизма, осуждаемых также международными законами. Избежанию конфликтных ситуаций и войн может помочь принцип единой глобальной аудитории публичного обсуждения проблем и рекомендаций в процессе конструктивного структурного диалога, с реальным участием народных масс (см. мой проект «Восток+Запад+Север+Юг через общечеловеческие ценности»).

Иммануил Кант видит войну как вынужденное действие, и призывает даже во время военных действий «вести честную игру», не истребляя мирных жителей в огромных количествах. Опыт прошлых и современных войн свидетельствует об обратном, фактически в мире давно уже не было ни одного дня без военных действий, и все мы сегодня оказываемся в той или иной форме в неё вовлечёнными. «На войне все средства хороши», гласит известная поговорка, и, может быть, самое страшное то, что эгоистическая, нравственная, агрессивная вседозволенность постепенно становится нормой современной жизни, с убийствами физическими и ментальными, реальными и виртуальными, в которые вовлекаются все возрасты и все слои человеческого общества…

Пора не только теоретически, но и практически строить другие модели, другого мира. Пусть сначала в качестве эксперимента и живого синтеза в режиме единого и публичного процесса взаимообучения, саморазвития и сотворчества. Возможно, это сродни искусству и шансу через уникальное постичь всеобщее, через гиперболу увидеть важное и необычное. Фактор мобильных креативных связей и публичности с достойным использованием интернета представляется очень важным в современном фрагментированном обществе, особенно с точки зрения конструктивных импульсов и публичных возможностей для естественного стремления молодёжи и остального населения принимать активное участие в жизни общества и выражать собственное мнение к происходящему в нём. Выражать в качестве субъекта истории и вместе с тем её саморазвивающегося объекта, в едином процессе взаимообучения, саморазвития и сотворчества, реализуемого с помощью предлагаемых моим проектом народных академий как мобильных звеньев, связующих сферы образования, культуры, вероисповедания, творчества и производства. Выражать иным способом, чем участившиеся во всём мире погромы и беспорядочные демонстрации с участием молодёжи, жестокие протестные убийства и самоубийства в школах, бессмысленные жертвы подростков и террористов, не видящих иные способы собственного самоутверждения…
 
Одной из таких моделей стало образование, самоорганизация и саморазвитие в условиях Узбекистана моего проекта «Планета – наша общая Родина» и его театра-лаборатории «Арт-Студия-Свет», происходящее уже 12 лет. Проект теоретически и практически применяет, развивая далее на собственном опыте, эволюционные теории самоорганизации, аналитической аппликации и синергетики, предложенные известными учёными XX-XXI веков Л. фон Берталанфи, И.Пригожиным, Джоном Дьюи, В.Будановым и другими.
Самоорганизуемому саморазвитию способствовало сотрудничество проекта и его театра-лаборатории с гражданскими институтами, со сферами культуры, науки и образования Узбекистана. Согласно многочисленным профессиональным оценкам, опубликованным в СМИ Узбекистана, проект и театр-лаборатория внесли большой вклад в культуру и науку Узбекистана,  актуальна и целесообразна их дальнейшая разработка и международная аппликация.

Надо действовать и поступать шаг за шагом так, словно нет непреодолимых препятствий между объективным и субъективным, между злом, каждый день проникающим в душу каждого, и изначально нравственной сущностью человека.  Геополитический рисунок карты мира на протяжении веков менялся посредством и в результате жестоких войн. Современная наука, религия, идеология и философия находятся в той точке бифуркации, результатом которой может стать выбор новой модели глобального развития и построения единой научной картины устойчивого развития мира.

Условием истинной толерантности и мирного исторического развития является переход от классической философии "черно-белой" гегелевской триады: "тезис – антитезис – синтез" и принципа бинарности, т.е. классического противопоставления крайних альтернатив, к методу триады, то есть построения третьего варианта, руководимой разумной альтернативы. Согласно   тринитарной методологии третья категория выступает как бы арбитром в споре между первыми двумя категориями.

Предлагаемая моим проектом философская модель опирается на изменение этических норм в сторону гармонизации и восприятия мира и Вселенной как единого живого организма, на единение древневосточной философии конфуцианства и даосизма, рассматривающих природу, космос и человека в их единстве, на ценности антично-арабо-мусульманского и европейского Возрождений, авраамическую идею единого Бога, с нравственными требованиями к человеку, созданному по Его образу и подобию, на принципы рационального анализа, присущего западному мышлению, на современные достижения философии, науки и техники.
 Новации основаны на переходе от абсолютных данностей к потенциальным возможностям, перспективам и становлению новых задач, от категорий бытия к событию, от существования к становлению и сосуществованию в эволюционирующих структурах старого и нового, к быстрой эволюции через нелинейную обратную связь, в том числе информационную, от эволюции к коэволюции. В совместно создаваемой новой картине мира акцент падает на становление, самоорганизацию, когерентность, кооперативность элементов, нелинейность и открытость, позволяющую не только выбор оптимальных вариантов, но и перманентное коллективное сотворчество в процессе непрерывного взаимообучения и всестороннего совершенствования духовного и материального. И как практический результат мы получим эволюционное коллективное созидание единой научной картины мира и её сценария, по которому хочется жить.
 


Рецензии