Добромила Иванова. 216 Жемчужина

…- Дорогая Радосвета, расскажите, пожалуйста, о функции и способности человеческого сознания в психологии? - Это была Светлана.
- Качественной особенностью человеческой психики является наличие сознания, самосознания.
Они выполняют целый ряд функций, определяющих отношение человека к самому себе и к окружающей действительности.
Сознание — это высшая функция человеческого мозга.
Она позволяет отражать окружающую действительность, трактовать все происходящие явления и события, планировать предстоящие действия и предвидеть их результаты.
Сознание помогает контролировать свое поведение, регулировать деятельность.
Основными его компонентами являются: внимание, память, воля, эмоции и чувства.
Внимание — способность к восприятию окружающей обстановки и концентрации на отдельных предметах. Внимание помогает человеку в познавательной деятельности.
Память — это способность фиксировать усвоенные образы и воспроизводить их при необходимости в будущем.
Эмоции и чувства — высшие ступени развития сознания, благодаря которым становится возможным построение межличностных отношений, проявление испытываемых внутренних ощущений.
Самосознание — это высшая ступень сознания, которая отражает восприятие человеком себя как личности. Оно формирует представления о своем теле, о характере, о взаимоотношениях с людьми, о месте в обществе, о достижениях и т.д.
Существует три основных уровня самосознания:
Первый. Представления о теле и его месте в окружающем пространстве. На этом уровне складывается понимание того, что наше тело — отдельное самостоятельное явление, которое в определенной степени включено в существующий порядок вещей.
Второй. Отношение себя к определенной социальной группе, сообществу. На этом уровне индивид воспринимает себя через призму его социальной жизни.
Третий. Самый сложный и важный уровень, который позволяет выявить собственное «Я». Человек воспринимает себя как полноценную личность с набором качеств, эмоций, чувств, способностей. Он полностью понимает свои душевные, эмоциональные и интеллектуальные потребности и способности. Он несет ответственность за собственные поступки, желания и за свое будущее.
Можно выделить следующие основные свойства, присущие сознанию индивида с психологической точки зрения:
Активность. Только в условиях активной мозговой деятельности становится возможным достижение поставленных целей, получение желаемых результатов. Мозг постоянно находится в состоянии готовности. Любая ситуация анализируется, любая возможность рассматривается и используется для достижения целей.
В стремлении достичь заветного результата обычно человек способен на многое и не останавливается перед трудностями.
Динамичность. Внимание всегда меняется и переключается. Когда возникает необходимость сконцентрироваться на каком-либо объекте или воспринять важную информацию, индивид полностью мобилизует свои ресурсы и направляет на конкретный объект. Если ситуация изменяется и возникает необходимость в проявлении внимания к другому объекту, сознание тут же перестраивается. Такая динамичность позволяет гарантированно погружаться в сущность явлений и процессов, имеющих актуальность на текущий момент времени.
Рефлексия. Под рефлексией понимается склонность к постоянному самоанализу, к размышлениям о собственной жизни. Каждый индивид периодически задумывается о собственных удачах и неудачах, о достижениях и провалах. Он анализирует себя в прошлом и в настоящем, предъявляет себе претензии и намечает план дальнейшего развития. Рефлексия позволяет эффективно наблюдать за собой и своими переживаниями в течение всей жизни, делать важные выводы и стремиться поменять ситуацию в лучшую сторону.
Ценностная ориентированность. Нравственные установки и принципы, которые свойственны людям, преимущественно определяют их поведение. Человек редко действует несообразно своим внутренним установкам, поскольку это приводит к серьезным внутриличностным конфликтам и психологическим проблемам в будущем. Как правило, любая мыслительная деятельность формируется именно на основании анализа существующих ценностных установок.
Уровень развития компонентов сознания влияет на степень выраженности его функций.
Все люди обладают разными способностями, поскольку особенности памяти, воли и внимания у них отличаются.
Основные функции сознания:
Познавательная. В процессе всей своей жизни человек познает окружающую его действительность. Это выражается в приобретении знаний о природе, о мире, об обществе, о самом себе. Познавательная функция начинает проявляться с первых дней появления ребенка на свет по мере развития его интеллекта и получения элементарных представлений о мире. В течение всей жизни этот процесс продолжается. Получение образования, усвоение моральных и ценностных норм в семье, саморазвитие — все это приводит к постоянному познанию действительности.
Конструктивная. Человек способен самостоятельно представлять какие-либо объекты, используя имеющиеся знания и собственное воображение. Он может прогнозировать развитие событий, создавать несуществующие ранее предметы. Именно благодаря этой функции стал возможен научный прогресс. Люди не останавливались на восприятии тех образов и явлений, которые уже существовали на данный момент. Они всегда стремились к новым достижениям и создавали самостоятельно предметы, которых раньше не было.
Функции воображения. Воображение является мощным стимулом активности. Когда-то люди считали, что невозможно подняться в небо или попасть в космос. Но конструктивная способность сознания лиц, занимающихся изучением данных вопросов, позволила изменить существующие представления и достичь поставленных целей.
Регулятивная. Это способность к самоконтролю, к самодисциплине. Если бы мы не умели контролировать свои эмоции, свои желания и поведение, то жизни в обществе представляла бы собой сплошной хаос. Человек способен управлять своим поведением и даже своими мыслями. Это позволяет ему при взаимодействии в обществе действовать в соответствии с существующими правилами и нормами.
Прогностическая. Люди стремятся предвидеть свое будущее, насколько это возможно. Они всегда строят планы, ориентируясь на собственные представления, желания, жизненный опыт. Невозможно спрогнозировать всю свою жизнь, поскольку в ней часто происходят незапланированные, непредсказуемые события. Но отдельные моменты до определенного предела предвидеть можно.
Самосознание выполняет следующие функции:
Регулятивная. Человек контролирует и организует свое поведение, руководствуясь внутренними установками и представлениями о себе. Регулятивная функция позволяет выстроить не только взаимоотношения с самим собой, но и с окружающими.
Самосовершенствования. Каждый из нас имеет определенный потенциал, который может быть реализован в полной мере или только в некоторой части. Степень стремления к самосовершенствованию и развитию напрямую определяется целеустремленностью личности, ее заинтересованностью в самом процессе развития. Личности, стремящиеся к самореализации, к расширению своего жизненного пространства, всегда стараются совершенствовать себя.
Экзистенциальная. Любой человек, независимо от уровня его развития, задумывается периодически о смысле жизни. Это могут быть размышления о существовании мира в целом или же мысли о собственном предназначении.
Интегративная. Способность эффективно совмещать собственные индивидуальные установки с общественными нормами. Личные ценности формируются во многом под влиянием общечеловеческих ценностей (усвоенных из традиций, культуры, истории), что позволяет установить гармонию между социализацией и индивидуализацией. Человек чувствует свою причастность к обществу, в котором он живет, но при этом не отказывается от собственных черт.
Защитная функция
Защитная. Осознавая собственное «Я», индивид всегда стремится защитить его от внешнего вмешательства. Он не позволяет мнениям и установкам других членов общества пошатнуть его представления о самом себе, изменить его восприятие собственной личности.
- Какие потребности человека можно назвать духовными? -Это была Любовь.
- Низшие потребности, которые также называются физиологическими, есть у всех живых существ.
У обширной части животных присутствуют и более высокие потребности: нужда в безопасности, в социальных взаимодействиях.
Но только человек имеет духовные потребности, такие как стремление познать себя и мир вокруг, желание достигать успехов в выбранных областях знаний. Духовные потребности человека являются одним из ключевых двигателей развития человеческого общества.
Потребности — определенные нужды человека или животного, которые необходимо удовлетворять для создания чувства комфорта, уверенности, спокойствия.
Физиологические потребности являются опорой для все остальных, поскольку их недостаточное удовлетворение подрывает жизнедеятельность.
за физиологическими потребностями следуют социальные: необходимость общаться, ощущать общность, быть принятым окружающими, быть любимым и защищенным. И лишь после них идут духовные. Духовные потребности — наиболее высокие потребности человека, которые можно должным образом удовлетворить только в том случае, если нужды более низшего уровня удовлетворены хотя бы относительно.
Список духовных потребностей: потребность в познавательной активности;
стремление самосовершенствоваться, развиваться; потребность иметь одну или несколько любимых сфер деятельности; необходимость понять смысл собственного существования и четко определить жизненные цели; потребность реализоваться в определенных сферах деятельности, стать значимым, раскрыть свои возможности в полной мере; потребность получать эстетическое удовольствие.
Главные проблемы, препятствующие человеку реализовывать духовные потребности, — это неудовлетворенность более низших нужд, психические и физические заболевания.
При неудовлетворении духовных потребностей человек не умирает, его соматическое состояние здоровья не страдает, а в отдельных случаях это не влияет и на психическое здоровье, особенно если человек имеет различные врожденные либо приобретенные интеллектуальные отклонения.
При этом большинство людей все равно нуждается в удовлетворении духовных потребностей в той или иной мере. Какие потребности можно назвать духовными, что к ним относится?
Даже в стародавние времена люди стремились к познанию окружающего мира, пытались понять, как работает то, что их окружает, как можно объяснить те или иные явления. Их умозаключения приводили к появлению первых верований и суеверий, поскольку наиболее простой способ объяснить происхождение обыденных для нынешних людей, но совершенно необъяснимых для древних явлений (грозы, огня, дождя) — это связать их с деятельностью потусторонних сил, богов, духов, магии. Эта потребность имеет тесную связь с другими духовными нуждами и является ключом к достижению важных для большинства людей целей.
Как удовлетворить эту потребность?
Каждому человеку важно найти свой путь к познанию и определить, какие сферы ему наиболее интересны.
Кому-то подойдет чтение книг, а кому-то общение с друзьями.
Чтобы информация была должным образом усвоена и принесла пользу, важно регулярно использовать ее для достижения практических целей, совершенствовать навыки.
Самосовершенствование тесно связано с предыдущей, но не во всех аспектах, поскольку самосовершенствование включает в себя не только развитие, связанное с увеличением объема знаний и количества навыков, но и интеллектуальное (нельзя оценивать ум человека лишь по объему знаний в памяти, есть и другие критерии), физическое, моральное.
Под моральным развитием подразумевается совершенствование своих взглядов на окружающий мир: человек в процессе существования сталкивается с моральными задачами и, решая их, растет духовно, увеличивает силу воли, становится мудрее и доброжелательнее.
Под высоким интеллектом можно подразумевать ряд различных вещей, таких как:
Самосовершенствование человека умение быстро и правильно принимать решения;
способность быстро находить в памяти ответы на нужные вопросы; высокая способность к запоминанию информации; значительная развитость разных видов мышления; умение длительно концентрироваться и быть продуктивным в течение этого времени.
И, разумеется, наличие багажа знаний, умений и навыков. Поэтому, говоря об интеллектуальном самосовершенствовании, есть смысл подразумевать нацеленность на развитие всех этих способностей или их части.
Люди, регулярно занимающиеся различной физической активностью, в среднем более здоровы (за исключением профессиональных спортсменов) и живут дольше.
Как удовлетворить эту потребность? Могут помочь удовлетворить нужду в моральном самосовершенствовании духовные книги, игры, общение.
Также важно смело идти навстречу трудностям, чтобы получить моральный опыт.
Чтобы стать сильнее и умнее, важно регулярно уделять время для саморазвития: тренироваться, изучать научные публикации, применять навыки, связанные с активным использованием мышления, на практике и так далее.
Большинство людей стремятся добиться большего в деятельности, которой занимаются.
Этой деятельностью может быть как работа, так и увлечение.
Не у всех есть возможность зарабатывать деньги, выполняя ту работу, которая вызывает теплые чувства, поэтому значительная часть людей вынуждена трудиться в сферах, которые им не слишком нравятся.
В таких случаях потребность реализоваться через работу способна снизиться, и человек может попытаться компенсировать это за счет увлечений.
Реализация важна в плане удовлетворения не только духовных, но и социальных потребностей: если тебя ценят на рабочем месте, у тебя появятся друзья, чувство общности, безопасности.
Как удовлетворить эту потребность? Уделяйте работе столько времени и сил, сколько можете, но при этом следите, чтобы Ваше психическое и физическое здоровье не страдали.
В процессе достижения трудовых целей человек самосовершенствуется, получает новые навыки и знания, начинает ощущать собственную значимость, лучше понимает, чего хочет от жизни.
Старайтесь больше узнать о сфере, в которой работаете, повышайте собственную компетентность, общайтесь с опытными коллегами, развивайте когнитивные способности.
Стремление находиться в красивых интерьерах, любоваться красотой окружающего мира и общаться с привлекательными с точки зрения общества людьми крайне развито у человека.
Также эстетические чувства и желание нравиться окружающим толкают людей на коррекцию собственной внешности при помощи косметики, украшений, одежды, физической активности и даже пластических операций.
У человека, длительное время находящегося в однообразной обстановке, лишенной привлекательных с его точки зрения элементов, увеличивается вероятность развития депрессии.
Чаще гуляйте на свежем воздухе и в процессе прогулок присматривайтесь к разным элементам природного мира. Держите свой дом и свое тело в чистоте и порядке.
Философские вопросы часто терзают людей, особенно тех, которые находятся в кризисных периодах. Время от времени каждый может испытывать потребность переосмыслить собственную жизнь и найти новые цели.
Потребность отыскать смысл жизни - в чем выражается?
Это важный процесс, и, если человек не найдет ответы, устраивающие его, у него могут возникать внутренние конфликты, психические заболевания.
Как удовлетворить эту потребность?
Важно уметь прислушиваться к себе, анализировать жизненную ситуацию, задавать правильные вопросы в процессе рассуждений.
На процесс формирования духовных потребностей влияет ряд факторов, таких как:
Семья. Родители — первые люди, с которыми активно контактирует ребенок. Их представления о нормах, потребностях и ценностях повлияют на него.
Общество. В социуме уже давно сформированы представления о том, какие должны быть ценности у каждого человека.
Друзья, коллеги. Когда человек становится старше, на него начинает влиять более широкий круг людей.
У серьезно больного человека представления о потребностях могут отличаться от тех, которые присутствуют у здорового. А люди со значительными интеллектуальными дефектами в принципе могут не иметь ярко выраженных духовных потребностей.
Образование. Многое зависит от его качества и доступности, а также от компетентности преподавателей и руководства.
Духовные потребности начинают формироваться еще в раннем детстве.
К примерам удовлетворения духовных потребностей можно отнести любые ситуации, когда человек стремится к познанию, саморазвитию ради достижения удовольствия и гармонии, а не ради прямой выгоды. Духовные потребности, или потребности в самореализации, - это стремление к самореализации, выразить через творческую активность все, на что способен человек, осуществить себя. Духовная потребность представляет собой не что иное, как определенное состояние сознания и проявляется как осознанное побуждение человека к духовному творчеству, к созданию и потреблению духовных ценностей.


Рецензии