Кстати, о памятниках

Кстати, о памятниках

В славном граде Томске есть памятник Сергею Мироновичу Кирову.

 - Подумаешь невидаль какая – скажете вы. В других городах полно памятников Кирову. И что с того?..
- Да собственно ничего. Памятники Кирову есть во многих городах. А в некоторых, как, например, в Каспийске, Кирове и Мурманске они как две капли воды, похожи на томский памятник. Но, как нигде, в Томске, понимают толк в памятниках. Потому что только в Томске вы найдете памятники: «Беременной», «Памятник счастью», «Камень скорби по жертвам политических репрессий», «Памятник деревянному рублю», ну и, естественно, Кирову, и Чехову, не считая еще нескольких десятков. 
Так вот в отличие от других горожан, томичи, рассматривают памятник не как статуй, поставленный украшать городскую среду, или прославлять знаменитую личность. Нет, они сами создают контекст, своим памятникам. Более того, они сами ставят памятники, персонам, имеющим, хоть какое-то отношение к Томску.
 Вот и с Антоном Павловичем поквитались через сто с лишним лет, за его отзыв о Томске: «Томск гроша медного не стоит… Скучнейший город… и люди здесь прескучнейшие… Город нетрезвый… Грязь невылазная… на постоялом дворе горничная, подавая мне ложку, вытерла её о зад… Обеды здесь отменные, в отличие от женщин, жестких на ощупь…».
Горожане на собственные деньги поставили памятник Чехову на берегу Томи, рядом с корчмой, где Антон Павлович изволили в 1890 годе откушать «отменный обед», который называется... памятник называется, а не обед: «Антон Павлович в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего «Каштанку».
 Этот памятник надо видеть. Это памятник из памятников, и самый знаменитый памятник Чехову. Здесь, в одном изваянии сложились: «Человек в футляре», сам Антон Павлович и пьяный мужик, лежащий в канаве.
Так, что будь, ты хоть трижды авторитетом и классиком, а не замай... наш, пусть и дальний, пусть и уездный, но любимый город.  Так разобрались томичи с Чеховым. А с Кировым?..
Вот и с Кировым... С самого начала: есть в Томске памятник Кирову - деятелю российского и советского коммунистического движения. Он стоит в городском парке, весь в белом, в гимнастерке и галифе. Правая рука поднята вверх, а левая, где-то прячется в кармане плаща. Почему весь в белом? Нет не потому, что он изваян из каррарского мрамора. Наоборот, он в бронзе или даже «отлит в мраморе», как изволили выразиться один наш бывший премьер-министр/президент. А белый, потому что его ежегодно красят белой краской. А событию обеления Сергея Мироновича, предшествует другое, не менее значимое событие.
Томск город студенческий. И вот, когда заканчивается летний семестр, перед тем как разъехаться на каникулы, до нового учебного года, есть у студенчества давняя традиция – начистить, Миронычу, сапоги ваксой. Так сказать, выявить, колорит эпохи и лично товарища Кирова.
Просыпается поутру город, а Сергей Миронович, уже сверкает начищенными сапогами, где блеск голенищ, затмевает цвет бронзы, или мрамора, остальной части статуи; теперь уже толком не разберешь, под слоем белой краски. 
Руководство города в бешенстве. Устраивает разнос правоохранителям. Почему не правоохраняли? Почему допустили вандализм? Почему не нашли виновных? И вообще, охренели, так нести службу, по охране общественного порядка. Следом вызывают на ковер коммунальщиков, и требует привести в изначальный и первозданный вид памятник. Те вооружаются стремянками, щетками, скребками и с помощью пасты «санита», пытаются вернуть обувь Мироныча в изначальное состояние. Но, получается только хуже, в пятнистых разводах гуталина и чистящей пасты, сапоги приобретают невообразимый вид. Тогда, коммунальщики, устав от этой невыполнимой задачи, посылают, сапоги, а с ними и самого их носителя куда подальше. Потом спустившись со стремянок, и оглядывая снизу плоды своего труда, и еще раз отправляют к такой-то матери, это невообразимое  изваяние и, едут за подмогой. На подмогу им приезжает разметчик дорожного полотна и струей белой краски, заливает этот скульптурный беспредел.
На следующий год повторяется то же самое. Слой белой краски растет, городское начальство не просто в бешенстве, а в полной истерике, менты грозятся убить на месте... если поймают, ректоры исключить немедленно... если попадутся. Но, наступает очередной год и все повторяется снова. Уже и менты сидят и караулят под каждым кустом, стерегут и бдят, глаз не смыкая, а утром все тоже, что и раньше, за исключением красителя. Теперь вместо гуталина, новые технологии - спрей из баллончика - технологичность и быстрота, пока менты устав на посту прикорнули слегка. 
И, главное, со временем и мода изменилась на цвет сапог. Не обязательно черного цвета, можно голубым, и даже розовым. Нет, это не дань сексуальной ориентации, товарища первого секретаря Ленинградского обкома коммунистической партии. Он был правильной ориентации... бабами и налево и направо увлекался. За что собственно и был убит, мужем одной из них.
  Наверное, это даже и к лучшему – не успел запачкать руки «по локоть в крови» в массовых репрессиях.  Хоть и не самый кровожадный, но все равно не место соратнику тирана в славном городе Томске. Здесь, нет памятников коммунистам-чекистам и этого, со временем не будет. Устанут власти, ловить студентов и ежегодно перекрашивать этот памятник, и посчитают за лучшее снести его к чертовой матери. Как уже до того, были снесены памятники знатным большевикам: Ленину, Сталину, Куйбышеву.
Но самое главное в этой истории, что в Томске никогда больше не появится памятник кровавому тирану Сталину. Ну не может он в принципе появиться в городе, где есть памятники: Домашним тапочкам, Дворнику и Ребенку в капусте.
А, пермякам и жителям славного города Липецка, на коих нашло временное помутнение разума (установили памятники тирану), пожелаем скорейшего выздоровления и хороших памятников. Ежели будет непонятно, какие памятники хорошие – пожалуйста, в Томск. Все в Томск!  Походите, посмотрите!
 Декабрь 2015


Рецензии
Может и соберусь)

Леся Великанова   24.05.2021 10:55     Заявить о нарушении
Да, Томск тот город, который стоит посмотреть.

Михаил Панюшенко   24.05.2021 12:05   Заявить о нарушении