О сотворении души и о тайне времени!

Время и тайна его, остановись мгновенье, ты прекрасно, остановить ход времени или попытаться замедлить его неумолимое линейное течение в нашем пространственно-временном мире…много и много об этом сказано в мировой литературе…таинственная река времен, река времен…

Все кончилось, все совершилось –
Все начинается опять…
Сбылось, вернулось, повторилось…
Лишь тайны времени печать
Стара, священна и цела.
Лишь только жизнь моя мала.

Но так ли линейно время и его течение? Приоткрывают нам эту тайну жития святых, говорящие о вечном и вневременном…Вневременна и Божественная Литургия и особенно тот  главный и страшный и таинственный момент её, когда приносится Жертва Христова за весь мир, за всех и за вся…Присутствующие на Литургии не совершают символического воспоминания о том великом моменте Христовой Жертвы и Распятия, а присутствуют здесь и сейчас в этот момент у Креста вместе с Богородицей и учениками, более того в единой Чаше Евхаристии, омываясь кровью Христовой таинственно соединяются в поминовении в вечности и живые и усопшие, ушедшие из временного мира во вневременный. Все Божественные Литургии совершаемые во времени, в разные годы вселенской истории  в этот особый упоминаемый момент соединяются в одну Божественную Литургию,  в одно, то самое Крестное распятие Христа, Его Жертву – «едите, сие есть Тело Мое и пейте сия есть Кровь Моя Нового Завета за вас изливаемая»!
Правы были и наши предки, составляя древние карты планеты и ставя Крест Христов в центр карты земной поверхности, для них Христоцентричность мира сего была по-детски понятна и незыблема.  В сердечной простоте детской веры нашим бабушкам и дедушкам, нашим предкам было понятно, и они верили, веровали и говорили нам детям – «вот помрем,  и встретимся там с нашими родителями и предками» и прочее.. Народу церковному не надо было объяснять, что время существует только на Земле…А если там его нет, то там все мы современники Христовы за все века Земли! 
И вот тут еще одна тайна – до сих пор так и неразгаданная ни простецами, ни высокими богословами – когда и откуда посылается зародившемуся младенчику его беЗсмертная душа?? «Тайна ведомая одному Богу» - (Кирилл Александрийский).
На сегодня  мир догматического богословия делится на два мнения -  одна богословская  группа (Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин и др.)  предполагают, что душа каждого младенца творится Богом  и воплощается в тело на сороковой день после зачатия…
Вторая группа богословов (Тертуллиан, Григорий Богослов, Григорий Нисский и др.) – считают что (мнение, близкое моей душе) и душа и тело творятся одновременно в момент зачатия и совершенствуются  (защитники личности зачатого ребенка с момента зачатия  - это наши союзники). Причем важно, что по мнению этих богословов – родители  не только телесно участвуют в рождении, но и душевно творят – участвуют в создании души младенца в великом сотворчестве со Творцом всего сущего!
Вот мнение святого Иоанна Кронштадтского в его дневнике по этому таинственному вопросу: «Что такое души человеческие? Это одна и та же душа или одно и то же дыхание Божие, которое Бог вдохнул в Адама, которое от Адама и доселе распространяется на весь род человеческий. Все люди, поэтому все равно, что один человек  и одно древо человечества. Отсюда заповедь  самая естественная, основанная на единстве нашей природы: «Возлюби Господа Бога Твоего (Первообраз твой, Отца твоего) всем сердцем твоим и всей душою твоею (ибо кто ближе ко мне подобного мне, единокровного мне человека) яко самого себя. Естественная необходимость исполнить эти заповеди». («Моя жизнь во Христе»)
Позволю себе поделиться и моими мыслями по этому загадочному вопросу, рассуждениями, частного лица, не претендующего на богословское мнение. А именно мыслю я – послание души (всей целиком или Творцом в сотворчестве с родителями, созданной) из вневременного небытия во временный мир, в новообразованный клеточный прообраз будущего тела, сотворение души во времени земном соединяется таинственно и с сотворением души в вечности, душа беЗсмертна.  А если душа творится в вечности и отойдет в вечность после смерти тела, то можно ли сказать о такой душе, что она сотворена «предсуществующей»? Что значит в вечности этот миг земной жизни души? Миг и вечность… Да земное мироздание живет в линейном мире – от Сотворения Мира до Конца Света и Страшного Суда…Но после Страшного Суда для вселенского мироздания опять наступит вечность…и что значит это время от Сотворения до Конца времени  - такой же миг…Но принципиально важно, что за этот короткий для вечности миг – и  каждая человеческая душа и весь род человеческий Земли приобретают столь необходимые качественные изменения, души или преображаются,  приближаются и соединяются с Богом, или отдаляются от  Него! Вот что важно!
И еще важное замечание  - до появления собственно Человека разумного с его ощущением времени, с его временностью жизни на Земле  - собственно понятия времени то и не было! Творилось все в вечности и во вневременности…Что это за условный день первый, день второй творения Мира – сколько это лет, миллионов лет – мы не знаем…полагаю, что и библейское исчисление Сотворения Мира – начинается условно от сотворения Человека и его физического ощущения того, что время существует и движется неумолимо.. вне человека нет времени…собственно как и понимания греха вне человека нет. И борьба за спасение души проходит через сердце каждого.. И в конце времен – времени больше не будет и небо свернется как свиток.. 
Возвращаясь к таинственному вопросу сотворения души младенца, мы можем робко подумать, помыслить о том, что момент, миг в вечности создания души и ниспослание, воплощение  души в ново созданное  клеточное тело вполне сопрягается с мигом создания вневременным,  с моментом Сотворения всего сущего. А также и смерть - есть выход души из временного тела во вневременное существование, в вечность. Это  миг, когда душа сопрягается в вечности с тем мгновением, когда она душа была сотворена. Но, сопрягается она уже в новом, столь важном качестве когда, пройдя горнило временных земных испытаний, готова для существования вне времени в вечности! Или не готова!  Смысл жизни земной в стяжании духа святого для вечности  - по святому Серафиму Саровскому! 
Дерзну помыслить и о восстановлении некоей гармонии мироздания за счет душ людских, душ святых и праведников, гармонии,  порушенной при отпадении части созданных Творцом ангелов во главе с Денницей, отпадении от Творца и Его Мироздания, где все мы современники в вечности от начала творения до конца его…
Не это ли имел в виду несчастный и великий богослов Ориген, неточно говоря о «предсуществовании» душ человеческих... что есть «предсуществование» – если времени в вечности нет, и этот таинственный акт творчества Бога, сотворчества с Богом родителей существует во времени только по земным ощушениям и меркам времени…  Ориген, полагаю, основывался на том, что Бог сотворил все сущее и почил, и сказал,  что это всё хорошо!  И больше ничего не творил, далее творение Божье существовало и эволюционировало вполне по земным меркам под Божьим присмотром и Его Промыслом…есть великий смысл и в Дарвиновской теории, отвергая его происхождение человека от пресловутых обезьян…и вполне солидаризируясь с эволюцией дальнейшей всего сущего и живого…
Так ли был неправ несчастный Ориген, живший в эпоху, когда о машине времени и условности времени, о ноль-переходе и черных дырах Вселенной не говорили на уроках в школе, условность времени и возможность отмены линейности не рассматривалась как нынче… сегодня относительность времени более понятна и естественна. О великий и несчастный Ориген, осужденный через триста лет после своей смерти, из за своих горе последователей,  доведших его праведные мысли и личные частные предположения до греховных учений о реинкарнации и прочего еретического бреда…
А как обстоят дела на самом деле в этом и других таинственных вопросах – помрем и узнаем, в тот же миг с ослепительной ясностью!


Рецензии