Тачанка древности

                Эссе
                А.Г. Никулин

В интернете наткнулся на статью, в которой боевую колесницу назвали тачанкой древности. Это достаточно точное сравнение, хотя в древности легкая колесница с возницей и стрелком из лука была даже страшнее тачанки времен Гражданской войны. Связано это с тем, что колесница была более неуязвима, чем тачанка.
Мне кажется, что профессиональные историки недооценивают роль, которое сыграла легкая колесница со стрелком из лука в истории человечества. Возможно, это связана с тем, что колесница ассоциируется с колесницами любимыми представителями кино. Огромные колымаги, украшенные навесными орнаментами, с торчащими из осей лезвиями, которые влекут огромные кони.
Если посмотреть на древние барельефы с изображениями колесниц, то видно, что кони в них не большие. Это не желание возвеличить большого роста людей на тех же барельефах. Современные лошади потомки тарпанов, которые окончательно исчезли в XIX веке. Из современных лошадей они скорее схожи с лошадью пржевальского.
Маленькие лошадки не могли быстро везти тяжелую колесницу, поэтому ее делали предельно легкой, часто кузов напоминал плетеную из веток корзину. Появиться такая боевая колесница смогла только после изобретения колеса со спицами, что существенно уменьшило их вес. Колесница должна была развить скорость превышающая скорость бегущего человека.
До появления колесниц сражения в основном происходило пешим образом одна толпа на другую. С колесницы, из усиленного лука, стрелок мог безнаказанно расстреливать врагов. В отрядах чаще всего не было мощных луков сравнимых с тем, что был у стрелка на колеснице. Если колесницу пытались догнать она просто отъезжала, при этом стрелок продолжал стрелять.
Предположительно, колесницы появились около двух тысяч лет до нашей эры, в степной зоне. Отряды на колесницах быстро продвинулись на запад и восток.
Наиболее вероятно, что первую историческую имперскую династию в Китае основали именно воины на колесницах. До этой династии в Китае ни лошадей ни повозок не было.
В Малой Азии колесницы появились в державе хеттов и в государстве Митанни. Это XVIII – XVII века до НЭ. Примерно в это же время южнее на территории современной Сирии создается союз племен или народов, получивший в Египте название гиксосов. Они на колесницах врываются, в непобедимый до этого Египет, и создают в Нижнем Египте свое государство, просуществовавшее практически два века.
Скорее всего это были индоевропейские народы.
Но тачанка древности не только помогла осуществить завоевания, она стала своеобразным «двигателем» военного прогресса, возможно и не только военного.
У народов подвергнувшихся нашествиям или находящемся под его угрозой, возник вопрос как защищаться от стрелков на колесницах. Вполне очевидными были три варианта.
Самый простой самым обзавестись такими же колесницами.
Защитить воинов от стрел.
Догнать колесницу.
Все они были решены.
В знаменитой битве хеттов с египтянами при Кадашах участвовала с обеих сторон более пяти тысяч колесниц.
Для зашиты от стрел появляются большие шиты и медные доспехи, появляется знаменитая в древности тяжелые пехотинцы с большими шитами и в панцирях — гоплиты. Появляется стратегия - уже не толпа, а военный строй.
Выводятся более рослые породы лошадей, на которых может скакать всадники, то есть появляется конница. Первые конники не могли еще сражаться на конях, но всадник мог догнать колесницу и метнуть в людей или лошадей дротик.
С появлением более рослых лошадей начинают появляться тяжелые колесницы, с пиками и косами. Они используются для прорыва вражеского строя. Но это совсем уже другая история.
 


Рецензии