22 июня 9 мая. Семейный альбом

Так вот случилось, что рождением своим по дате я связан с войной…Мой дедушка Степан Степаненко, русский офицер, летчик, в будущем майор авиации, и моя бабушка Мария Антипова, прошедшая за дедом по всем военным аэродромам, зарегистрировали свой брак в ЗАГСе – 22 июня 1941 года, утром. О том, что началась Великая Отечественная война, они не знали. Как в художественном фильме, пошли гулять на реку в подмосковном Клину, отдыхать на солнышке, молодожены…вдруг, крики, слезы, услышали страшное слово, война … днем, в числе первых, дед уехал в свой лётный полк, уехал на войну. Какая уж тут брачная ночь…
Дитя войны – моя мама – родилась 1 августа 1942 года... Беременная мамой, моя любимая бабушка чуть было не погибла в печально знаменитых бомбежках под Воронежем, потом 40 дней врачи боролись за ее жизнь после практически фронтовых родов, милостью Божьей выжили, и мама и бабушка! Мама недавно написала про это так: «Бог дал жизнь мне и матери моей…но только долго думал…сорок дней», столько дней бабушка была в горячке и без сознания.
Дед рассказывал о том, как он провожал в полет сына Сталина – Василия, служившего в его летном истребительном полку, случилось такое пересечение судеб. Степан Степаненко, тогда лейтенант, он отвечал за техническую исправность самолета – можно себе представить его волнения.
В нашей семье никого не убили на фронте – это редкость. Но родной брат моей бабушки – Иван Антипов – тоже военный летчик, был сбит над вражеской территорией. Жизнь самоубийством покончить он не посмел, как это положено было по приказу – живым не сдаваться. Чудом он остался жив, но прошел через немецкий концлагерь, потом все соответствующее уже и на Родине… Я не помню, через какой лагерь он прошел, уточнять всегда было неловко, похоже через тот самый, самый страшный лагерь смерти в Польше… Рассказывая об этом, дядя Ваня всегда плакал. До самой кончины он боролся с огромным ворохом болезней, оставаясь настоящим русским воином – мужественным, добрым и необыкновенно мудрым.
Дедушка Степан ушел из жизни рано. Так угодно было Богу, что хоронили его, майора авиации, - 9 мая. Я никогда не забуду эти похороны. Играл гимн советского союза, солдаты из траурного караула дали залп в небо, тогда мне казалось что это и похороны моего детства.
Через двадцать три года после начала войны, 22 июня 1964 года, в день свадьбы бабушки и дедушки, в день начала войны родился я. А еще по церковному календарю в этот день праздновался День Святого Духа, второй день после Святой Троицы, дня рождения Церкви!
Бабушка Маша уходила из нашей жизни долго, готовила нас все последние 15 лет жизни, каждый раз крестила меня и прощалась как последний раз. Полагала на живот, главу и плечи мне охранный ровный крест… Моя вторая мама, няня, друг, тайный советник, защитник от родителей, ангел хранитель. Она всегда в моем сердце.
В День Победы, и на Радоницу, и когда получается в Храме Божьем по разным датам, я всегда их помню и вспоминаю, поминаю. Вечная память!


Рецензии