Гипноз против лунатизма
«Стиляги», «Оттепель», «Большой», «Одесса» – это самое первое, что приходит на ум, когда слышу имя Большого режиссёра, продюсера, сценариста Валерия Тодоровского. И вот – «Гипноз».
Жанр заявлен как мистический триллер, но триллер всё-таки психологический. С первых же кадров мы попадаем в лабораторию при кафедре клинической психологии, занимающуюся вопросами сознания, подсознания и выявления границ личности. Тема, прямо скажем, актуальнее не придумаешь. И вопросы автор ставит животрепещущие: правомерно ли корректировать, исправлять, редактировать личность. Имеет ли человек на это право? А если имеет, то готов ли он к жертвам на пути – к человеческим жертвам?
Автор отвечает словами своего героя – гипнолога Волкова: да, готов, а если вы не готовы, то никогда вам не стать большим ученым, вы – «ссыкло». Ох, и горячится герой в финале на лекции, перед лицом студенческой аудитории и 16-летнего оппонента своего – Миши. Полина-то ведь (пациентка его) умерла, и не переживать этот факт он не может, хоть и утверждает, что к жертвам готов.
Однако перефразируем вопрос: стоят ли научные достижения (даже в такой прекрасной науке как психология) человеческих жертв. Этот вопрос напрямую пересекается с тем, что поднимал Ф.М. Достоевский: стоит ли красота слезинки хотя бы одного замученного ребенка? Обобщая, сформулируем иначе: стоит ли наука (или искусство) жертвы ни в чем не повинных людей? Ладно, если жертвой во имя науки становится сам исследователь – это его ответственный выбор, но может ли он выбирать за других?
Ответ не очевиден… Особенно в «Гипнозе». Тем более, что Мишу наш доктор таким методом излечил, а Полина, возможно, и без Волкова покончила бы собой. Но всё же он взялся лечить! И пациентка умерла в процессе лечения! С Мишей был случай попроще, но и тот чуть не спрыгнул – с 20-го этажа вниз головой. А всё потому, что методы гипнолога не очень-то в русле гуманистической психологии. Волков видит в пациенте объект. Или предмет, как хотите. Врач выстраивает Субъект-объектные отношения, а не интерсубъективные, с чем, впрочем, не соглашается один из его пациентов, утверждая что Волков отнюдь не стремится сделать его своим рабом, а напротив, ищет варианты сотрудничества… Также и с Мишей.
За Мишей профессор долго наблюдал. Удивлялся, почему «лунатик» негипнабельный – вроде бы нонсенс. Прощупывал почву, задавая вопросы о наркотиках и влюблённости (НЛП утверждает, что слово вызывает то состояние, которое обозначает. а наркотическое опьянение как и влюблённость весьма близки к гипнозу).
И вот доктор нащупал слабину: Полина! Полина эмоционально задела мальчика, и… бац! Двойной удар: «Не было, Миша, никакой Полины: я её выдумал и подселил к тебе в голову. Мир нормален, в этом мире Полины нет, и ты не ходишь во сне» (ну, чистое НЛП). Щёлк. Сработало. Сместилась точка сборки (о да, здесь психология граничит с мистикой). Миша потерял доверие к себе, а ведь он честно признавался до этого, что единственным непререкаемым авторитетом для него является он сам. Теперь авторитет подорван, почва выбита из под ног, границы реальности поплыли. Ребёнок (хотя можно ли его назвать ребёнком – по отношению к своим родителям он явно взрослый) перестал отличать правду от вымысла, иллюзию от реальности.
– Васёк, это ты?
– Васёк, это я?
Хорошо, что есть брат Васёк, который не то, что ущипнуть, а и нос до крови разбить может. А кровь из носа – это реально…
Но и Полина, оказывается, была реальной. Миша убеждается в этом, нечаянно обнаружив в кармане куртки пузырёк с нашатырём – Полина в метро обронила. С этой-то пахучей уликой Миша и врывается к Волкову: вы обманули! Тот философски задумался о природе случайностей… и рассказал парню о том, что Полина покончила с собой. Миша нашёл подтверждение его словам в интернете, и нет, чтобы водрузить обратно мир, и понять, что он гипнозу Волкова никогда не поддавался и в транс не входил, он, наоборот, продолжает накручивать. И донакручивался до того, что сам себя обвинил в убийстве девушки. Он-де, по внушению Волкова, в своём лунатическом состоянии пошёл и выкинул её с 20-го этажа. И ведь нашёл же кучу подтверждений этой безумной теории, в результате чего чуть сам с 20-этажки не скинулся, а Волкова чуть не сдал в полицию.
И здесь опять возникает вопрос. О безопасности методов такого лечения. Очень рискованно, очень. Но действенно. В последних кадрах фильма мы видим Мишу, спящего вторые сутки. Это очень похоже на окончательное излечение от лунатизма и прочих расстройств сна: герой за все годы своих хождений отсыпается.
Случилось с ним это как раз после катарсиса на лекции, когда орал на него гипнолог в присутствии целого потока студентов-психологов: «Да, есть творец, есть автор. Но любое сочинение нуждается в правке, и кто будет править, если кругом одно «ссыкло»?!». Хороший доктор. Убедительный…
Отношения Миши и родителей заслуживают отдельного внимания. Дети и родители и правда видятся как ровесники, а порой первые кажутся старше вторых (очень уж ответственные, серьезные и самостоятельные). Но почему-то не хочется обвинять родителей в неправильной расстановке сил. Дети-то хорошие получились. Такого не бывает в отсутствии любви и внимания.
Волков, кстати, и папу Мишиного «починил» мимоходом. Бросил ему: «когда он ходит по ночам, он пытается вас – родителей – вернуть, это такая форма протеста». Молодец, в общем, гипнолог. И режиссёр молодец. О прекрасной операторской работе, об этом снеге прекрасном и музыке говорить не буду – много уже сказали. Всё здесь совершенно. Всё.
14.04.21. Наталья Летаева
Свидетельство о публикации №221051501798