Колокола Ипатия

  Была такая должность: уполномоченный по делам религии при исполкоме областного совета депутатов трудящихся. Человек на этой должности вычислил меня и посвятил в суть проблемы. Она состояла в том, что на звоннице Ипатьевского монастыря появилось несколько новых колоколов, а правильно ли их развесили, никто не знает. Надо развесить правильно, тем более, по воскресным дням разрешили звонить.
   - По убыванию частоты, – сказал я уполномоченному.
   - Согласуйте это с батюшкой.
   Поехал я с неохотой, потому что проблемы там не было; меня встретил старенький батюшка и молодой звонарь. Мы поднялись по деревянной лестнице на колокольню.
   Сначала проверили колокольчики, потом средние колокола, осталось несколько больших. Развеску средних колоколов мы приняли единодушно, а развеску колокольчиков – нет. Вмешивался батюшка, показывая, что нужно так, а не так. Я задумался над тем, почему он «не слышит», и вспомнил, что под старость у человека звук искажается. Поступает в ухо с одной частотой, а преломляется с другой, более высокой. Не зная, как переубедить старика, я сослался на свой опыт. То есть, если мы сейчас спустимся, то с земли услышим то, что хотим. Батюшка согласился: спускаться ему не хотелось.
   Больших колоколов осталось три. Я сразу понял, что один из них придётся перевесить, а звонарь возражал. Ему не хотелось ничего менять. Тогда я спросил, как он определяет убывание частоты.
   - По слуху, – ответил он.
   - Простите, уважаемый, но у вас слух любителя, а профессиональный слух различает обертоны.
   Я не удержался и прочёл небольшую лекцию о том, что звуки низкой частоты распадаются на составляющие (обертоны) и купиться на них ничего не стоит.
   Батюшка понял, что со мной лучше не спорить, и захотел услышать всю наработанную нами гамму.
   Голова была переполнена звоном, и я попросил сделать паузу. В возникшей тишине мы услышали ропот, доносящийся снизу. Я глянул и не поверил своим глазам: внизу стояла толпа. Это были экскурсанты, в основном, женщины. Их внимание привлёк колокольный звон. Они стояли, запрокинув головы. Завидев меня, одна из женщин попросила:
   - Ещё.
   - Что? – не понял я.
   - Давно не слышали.
   - Да мы тут проверяем…
   - Подольше проверяйте.
   Звонарь захотел-таки узнать, как я различаю основной звук и обертоны, и я ему подробно растолковал. При этом мы, не щадя сил, пускали в ход языки больших колоколов и делали это до тех пора, пока не возникла фигура уполномоченного, замахавшего на нас руками.
   - Вы с ума сошли. Там полгорода собралось!
   - Спасибо за специалиста, – поблагодарил батюшка, – а теперь попрошу в трапезную отведать нашего кушанья.
   Мы прошли сквозь расступившуюся толпу. Женщины непрерывно кланялись и крестились. Я уже не жалел, что мне довелось участвовать в таком мероприятии.


Рецензии