Зеркало, бытие и ничто

Так не в твоем ли пространстве несытом
неописуемый смысл затаен;
зеркало, ты представляешься ситом,
в чьих ячеях промежутки времен.
            (Р.М.Рильке, пер. В.Микушевича)


                1.

Изображение (образ) в зеркале может поначалу казаться точной копией оригинала (образца).  Однако уже давно заметили, что зеркало меняет местами правое и левое. И поскольку, например, черты лица в разной мере асимметричны,  образ не совпадет точно с образцом.  Неизбежно отличие и в том, что образ всегда плоский, двумерный.

По детективным фильмам широко известно стекло, прозрачное при наблюдении с одной стороны и действующее как зеркало – с другой.  В физике используют полупрозрачные-полуотражающие стекла, раздваивающие поток света (причем это приводит к головоломным ситуациям, если поток очень слаб, так что речь идет о поведении  отдельных частиц - фотонов).

Таким образом, приходится признать, что посредник между образцом и образом – зеркало (возможно, в обобщенном смысле), – является активным участником процесса.

Иными словами, отражение - не однозначный автоматический акт, но событие. Или, как предложено в (1), со-бытие, совместное бытие всех трех составляющих процесса, понимание и осмысление которого зависит от каждой их них.

Здесь уместно вспомнить, что слова МИР (как все окружающее, Вселенная, а не покой) и английское  MIRROR – зеркало  происходят от одного индоевропейского корня.  И тогда можно помыслить так: всё, что мы видим и в чём живём, есть  отражение – образ чего-то бОльшего, иного, недоступного нам в целом.  В разных умозрениях оно может называться по-разному. Скажем, бытием.

В качестве яркого примера подходит иранское представление о Мире образов, Алам аль - митхаль, промежуточном между реальным окружающим и идеальным высшим миром.  Этот Мир образов (2)  у каждого человека свой, так как определяется не только обеими упомянутыми составляющими, но и ментальностью, содержанием ума  человека – посредника между ними.

                2.

Общеизвестен способ представления какой-либо детали нашего трехмерного мира на плоскости-чертеже: приходится чертить несколько  двумерных  проекций, чтобы по их совокупности составить представление о трехмерном предмете. При этом требуется немалое воображение, если образец имеет сложную конфигурацию.  Возможно, не каждому такое доступно.

Соответственно, предмет-образец в математическом четырехмерном пространстве может быть представлен несколькими трехмерными проекциями.  Но сложить из них целостный образ уже гораздо сложнее; только редким математикам удается это.

Вышесказанное является аналогией, или наводящим соображением, для понимания
приведенного в (1)  толкования хайдеггеровской «зеркальной игры четверицы:  небо, земля, боги, сметные». При всей туманности этой совокупности главное, видимо, в том, что в разные периоды истории и при разных подходах триада «образец – зеркало – образ» содержит лишь часть четверицы, в разных комбинациях.

Например, в античности «смертные» – человек, как мера всех вещей – видится как опосредующее звено – зеркало – между «землей» - чувственно воспринимаемым космосом и «небом» - умопостигаемым миром, скажем, платоновым миром идей.

Важно, что каждый вариант триады оставляет в стороне одну из составляющих четверицы, то есть мы как бы видим и осознаем разные проекции бытия, которое по-разному открывается-скрывается, но вместить сразу всю полноту «четырехмерной», условно говоря, картины мы не в силах.

                3.

В том же стихотворении Рильке есть и такие слова о зеркале:

Живописью не брезгуешь ты,
но для одних твои бездны – магниты,
а для других стена пустоты.

Можно подумать, что автор знал о выставке старинных зеркал в Царском селе (г. Пушкине) в самом начале девяностых.  Правда, насколько известно, тогда эту пустоту наблюдали все зрители.  Я помню в газетах той поры, а сейчас встречаю в некоторых «Неформальных путеводителях» утверждение:  все зеркала вдруг перестали что-либо отражать, и после краткого замешательства выставку срочно закрыли.

В (1) , среди прочего, приведена и предполагаемое соответствие  триады «отражаемый образец – зеркало – отраженный образ» онтологической триаде «бытие – ничто – творение». Конечно, НИЧТО понимается здесь в одном из глубоких философских смыслов. Но, опять-таки, как удивительно уместно в данной ситуации самое примитивное понимание ничто, хуже, чем у  короля Лира: из ничего и выйдет ничего. Ведь  в то фантастическое время именно такое негативное НИЧТО бешено и небезуспешно рвалось в мир.


-----------
1. О.Чулков. Зеркальная игра мира.
2. Мир образов - https://stihi.ru/2019/08/27/2941




 


Рецензии
Здравствуйте, Николай. Вчера заходила, читала. Сегодня перечитала ещё раз... Отвыкла, наверное, сразу воспринимать))). А тема очень интересная. И многоплановая. И всё ж таки главный герой - ВРЕМЯ Ваше... Никуда от него не скрыться, даже в Зазеркалье! Улыбаюсь. Спасибо. Пишите. А я буду снова учиться думать... С улыбкой -

Татьяна Беклемышева   25.09.2022 10:10     Заявить о нарушении
Благодарен Вам, Татьяна, и за отклик, и за повод снова прочесть и с удивлением вспомнить свое же, наверно, с новыми аспектами и нюансами...
Пришла ли к Вам яркая осень? у нас еще почти лето.

Николай Старорусский   25.09.2022 17:45   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Николай! Бабье лето у нас постояло не полную недельку. Но красоты не было... После жары на сильном ветру почти все листья облетели сразу. А сейчас пасмурно. Ливней нет, но и солнышко редко выглядывает. Всего доброго Вам! Отдыхайте и любуйтесь на осень, пока она добрая... Здоровья Вам и семье.

Татьяна Беклемышева   25.09.2022 19:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.