Зеркало, бытие и ничто
неописуемый смысл затаен;
зеркало, ты представляешься ситом,
в чьих ячеях промежутки времен.
(Р.М.Рильке, пер. В.Микушевича)
1.
Изображение (образ) в зеркале может поначалу казаться точной копией оригинала (образца). Однако уже давно заметили, что зеркало меняет местами правое и левое. И поскольку, например, черты лица в разной мере асимметричны, образ не совпадет точно с образцом. Неизбежно отличие и в том, что образ всегда плоский, двумерный.
По детективным фильмам широко известно стекло, прозрачное при наблюдении с одной стороны и действующее как зеркало – с другой. В физике используют полупрозрачные-полуотражающие стекла, раздваивающие поток света (причем это приводит к головоломным ситуациям, если поток очень слаб, так что речь идет о поведении отдельных частиц - фотонов).
Таким образом, приходится признать, что посредник между образцом и образом – зеркало (возможно, в обобщенном смысле), – является активным участником процесса.
Иными словами, отражение - не однозначный автоматический акт, но событие. Или, как предложено в (1), со-бытие, совместное бытие всех трех составляющих процесса, понимание и осмысление которого зависит от каждой их них.
Здесь уместно вспомнить, что слова МИР (как все окружающее, Вселенная, а не покой) и английское MIRROR – зеркало происходят от одного индоевропейского корня. И тогда можно помыслить так: всё, что мы видим и в чём живём, есть отражение – образ чего-то бОльшего, иного, недоступного нам в целом. В разных умозрениях оно может называться по-разному. Скажем, бытием.
В качестве яркого примера подходит иранское представление о Мире образов, Алам аль - митхаль, промежуточном между реальным окружающим и идеальным высшим миром. Этот Мир образов (2) у каждого человека свой, так как определяется не только обеими упомянутыми составляющими, но и ментальностью, содержанием ума человека – посредника между ними.
2.
Общеизвестен способ представления какой-либо детали нашего трехмерного мира на плоскости-чертеже: приходится чертить несколько двумерных проекций, чтобы по их совокупности составить представление о трехмерном предмете. При этом требуется немалое воображение, если образец имеет сложную конфигурацию. Возможно, не каждому такое доступно.
Соответственно, предмет-образец в математическом четырехмерном пространстве может быть представлен несколькими трехмерными проекциями. Но сложить из них целостный образ уже гораздо сложнее; только редким математикам удается это.
Вышесказанное является аналогией, или наводящим соображением, для понимания
приведенного в (1) толкования хайдеггеровской «зеркальной игры четверицы: небо, земля, боги, сметные». При всей туманности этой совокупности главное, видимо, в том, что в разные периоды истории и при разных подходах триада «образец – зеркало – образ» содержит лишь часть четверицы, в разных комбинациях.
Например, в античности «смертные» – человек, как мера всех вещей – видится как опосредующее звено – зеркало – между «землей» - чувственно воспринимаемым космосом и «небом» - умопостигаемым миром, скажем, платоновым миром идей.
Важно, что каждый вариант триады оставляет в стороне одну из составляющих четверицы, то есть мы как бы видим и осознаем разные проекции бытия, которое по-разному открывается-скрывается, но вместить сразу всю полноту «четырехмерной», условно говоря, картины мы не в силах.
3.
В том же стихотворении Рильке есть и такие слова о зеркале:
Живописью не брезгуешь ты,
но для одних твои бездны – магниты,
а для других стена пустоты.
Можно подумать, что автор знал о выставке старинных зеркал в Царском селе (г. Пушкине) в самом начале девяностых. Правда, насколько известно, тогда эту пустоту наблюдали все зрители. Я помню в газетах той поры, а сейчас встречаю в некоторых «Неформальных путеводителях» утверждение: все зеркала вдруг перестали что-либо отражать, и после краткого замешательства выставку срочно закрыли.
В (1) , среди прочего, приведена и предполагаемое соответствие триады «отражаемый образец – зеркало – отраженный образ» онтологической триаде «бытие – ничто – творение». Конечно, НИЧТО понимается здесь в одном из глубоких философских смыслов. Но, опять-таки, как удивительно уместно в данной ситуации самое примитивное понимание ничто, хуже, чем у короля Лира: из ничего и выйдет ничего. Ведь в то фантастическое время именно такое негативное НИЧТО бешено и небезуспешно рвалось в мир.
-----------
1. О.Чулков. Зеркальная игра мира.
2. Мир образов - https://stihi.ru/2019/08/27/2941
Свидетельство о публикации №221051500482
Татьяна Беклемышева 25.09.2022 10:10 Заявить о нарушении
Пришла ли к Вам яркая осень? у нас еще почти лето.
Николай Старорусский 25.09.2022 17:45 Заявить о нарушении
Татьяна Беклемышева 25.09.2022 19:38 Заявить о нарушении