Аран историческая прародина древних тюрков

Аран историческая прародина древних тюрков
Первоначально древние тюрки словом "аран" наазывали загоны для скота.
Российский археолог С. П. Толстов в книгах «Древний Хорезм» и «По следам древнехорезмийской цивилизации» подробно описывает как древнетюркские аран-агоны постепенно преобразуются в араны-жилища, через некоторое время –в араны-крепости, а затем и в средневековые города огузов. «Араны-загоны», фактически являются предшественниками будущих древнетюркских городов-крепостей. А впоследствии тюркское слово стало обозначать название страны тюрков.
 Вот что пишет С.П.Толстов о «городищах-загонах»: «Планировка их весьма своеобразна: все огромное внутреннее пространство городища совершенно лишено культурного слоя; всюду оно представляет собой обнаженную щебнистую материковую поверхность холма. Жизнь обитателей городищ была целиком сосредоточена в длинных, опоясывающих всю площадь памятниках. Никаких иных жилых помещений на городищах обнаружено не было…Огромное пустое внутреннее пространство городища, на первый взгляд столь непонятное, это загон для скота. Вся планировка крепости подчинена главной задаче: охране скота… Мы видим здесь в сущности один огромный, длинный дом, общим протяжением (если суммировать параллельные помещения) от 6 до 7 километров. Мощные, укрепленные поселения, свидетельствуют об эпохе бурных военных столкновений, причем —и на это также отвечает нам планировка наших городищ —основным объектом этих столкновений было главное богатство общин —скот, защитить который надо было во что бы то ни стало». Далее С.П.Толстов пишет, что к середине первого тысячелетия до н.э. происходит преобразование «городищ-загонов» в города-загоны». Основными типами поселения становятся, с одной стороны, город со сплошной внутренней застройкой, с другой —отдельно стоящий укрепленный дом-массив, выступающий как основная форма сельского поселения. Сельский дом-массив, пришедший на смену дому-загону, свидетельствует об изменении отношения удельного веса в хозяйстве скотоводства и земледелия в пользу последнего».
В «Энциклопедии Ислама» 1986 года Ричард Фрай пишет, что происхождение названия «Арран» и его эквивалентов: грузинского «Рани», греческого «;;;;;;;» и армянского «Алуанк», неизвестно. Ряд арабских источников использует название «al-Ran».
Роберт Хьюсен в работе 1992 года, отмечает, что все обозначения на других языках происходят из местного названия. Хотя это название остаётся неизвестным, оно должно быть близким к «Арран» и, предположительно, связано с кавказским корнем. Наряду с армянским, греческим и грузинским, Хьюсен приводит также латинское название «Албани», парфянское «Ардан» и персидское «Ран».
Э.М. Мурзаев «Словарь народных географических терминов»:
«- Аран - др.-тюрк. аrаn – «скотный двор»; «конюшня». Это слово в форме "варан" перекочевало в язык древних венгров.  Венг. слово var - "замок", "город". Сюда же венг. varos - "город"; молдавский- ораш». Варош, Вареш, Вариш - город, центр села (укр. диал. Закарпатья).
В современном марийском языке слово «ор» означает «крепость», «укрепление», в коми-зырянском «йор» - «загон для скота, «огороженный участок».

В «Этимологическом словаре чувашского языка» В.Г. Егорова:
«Выр;н -'местность'; уйг., туркм., тур., карач., кирг. орун; алт., хак., казах., к. калп., ног. орын, узб. урин, башк., тат. урын 'местность'; ср. монг. орон 'страна', 'государство', 'край', 'местность', сов.монг. орон зай-'площадь'».
В современном чувашском языке п;рт и в марийском — п;рт - означают «дом». В Чувашии населённый пункт Т;ватп;рт - "Четыре дома".

Этимологический словарь Фасмера: русское слово «варок»-"загон для скота".
В Закавказье до сих пор сохранились следующие топонимы: «Аран-дагы (гора Аран), Аран дюзу (равнина Аран), Аран гала (крепость Аран), село Аран, Арантепелери (Аранские холмы), ЙазыАран (Степь Аран), Бёюк тАран (Большой Аран), Аранбулаг (Родник Аран) и другие.
 В Крыму на берегу реки Бурульча сохранились развалины села Кой Аран – «овечий загон». Лаки Дагестана страну, заселенную кумыками, называли аран.
 В казахском языке древнетюркское слово аран сохранило несколько значений:
- (ловушка из наклонных остроконечных — деревянных, железных — кольев, старинный способ ловли зверей); аран;а ;рыну ; напороться на колья (ловушки); адыаран;аайдау ; загонять зверя в ловушку;
- воен. рожон; заостренный кол;
- загон (для скота, обставленный кругом вбитыми в землю кольями); мал арандатыр ; скот находится в загоне.

 Мусульманский учёный и писатель, филолог, путешественник, историк и географ Якут альХамави (1178-1229) в своём знаменитом топонимическом «Словаре стран» («Муджам альбулдан») пишет: «АРРАН — неарабское название обширной области со многими городами, в числе которых Джанза, а народ ее называет Ганджа, Барда, Шамкур и Байлакан. Между Азербайджаном и Арраном протекает река под названием Аррас (Аракc). Все, что находится западнее и севернее этой реки, относится к Аррану, а что находится восточнее ее, к Азербайджану… АЛ-КУРР (Кура) — река в Арране. Она протекает через город Тифлис и находится в двух фарсахах от Барды. Ниже ее ал-Курр сливается с рекой ар-Расе, а затем впадает в Хазарское море».

 Член-корр. АН СССР К. В. Тревер в статье «К вопросу о культуре Кавказской Албании» пишет:  «Происхождение названия "Албания" до сих пор окончательно не установлено… Допустимо предположение, именно что греки и римляне придавали названием "Албания" близкое к ихязыкам звучание местному самоназванию — "Аран". Это предположение подтверждается, как мне кажется, и тем фактом, что в надписях царя Шапура и жреца Картира (III в. н. э.) на КаабаиЗардушт в Накш-и Рустаме слову "Албания" в греческой версии соответствуют в парфянском тексте и в парсик слово "Аран". Как известно, это же название, в форме "Арран" носит страна со
времени завоевания ее арабами».

 Слово аран – «загон, ограждённое место», можно предположить, возникло в древнетюркском языке в период вхождения предков древних тюрков (прототюрков) в ностратическую общность. В языке современных осетин слово аран означает «граница». Часть ностратов (предки прототюрков), став скотоводами, заселили территорию Южного Кавказа и сопредельные территории Передней Азии. Некоторые другие скотоводческие ностратические племена заселили равнинные и предгорные территории Западной Европы.
 


Рецензии