Забайкалье. Часть 1, быт и нравы

На фото цветок, саранка

Посвящаю памяти моей мамы.

Рудник Запокровский, Калганский район, Читинской области.
На руднике все женщины умели «стряпать». Так называлась выпечка, стряпня. Пекли много, это была ежедневная еда.

Шаньги с разными начинками, это такие большие, плоские ватрушки, начинка сверху по всему кругу. Их пекли, с начинкой из творога на яйцах, запаренной на сливках гречкой, с груздями, с картошкой, толченой на сливках. Шаньги всегда несладкие.

Сладкие, тарки или тарочки. Это такие булочки в форме полумесяца, с толчёными с сахаром, ягодами черники, голубики и брусники или с повидлом, с небольшими надрезами по краю. Пекли в печи заварные «калачи на блюдцах».

Они получались слоеные, пышные. Пекли пресные калачики, колоба - толстые заварные блины. Бабушка на праздник пекла пирог «микадо». Много испеченых тонких коржей, промазывали брусничным или черничным вареньем и ставили под гнёт на ночь. Пирог получался красивый: разноцветный, слоеный и очень вкусный. Воздушный хворост пекли на праздник тазами.

    Еда была простая, но вкусная и сытная. На руднике не принято было варить супы и тем более борщи. Борщи варили «западные», так называли переселенцев с Украины. Бабушка рассказывала, как новая соседка, ее семья были переселенцы с Украины, попросила у неё чугунок, сварить борщ. Бабушка дала. Потом зашла к ним, а она из чугунка помыла посуду и собирается мыть пол. Так и сказала, что пол сейчас домоет, сполоснет чугунок и отдаст. Бабушка сказала, чтобы себе оставила, мол, вы только приехали, обустраивайтесь. Та радостно согласилась. А причина была в том, что у нас вся посуда строго разделялась по прямому предназначению. Кухонная утварь только для еды, хозяйственная для уборки. Даже для питья воды, для своих был ковшик, а для посторонних кружка алюминиевая, хранившаяся в сенях и накрытая полотенцем. Все тогда жили небогато, но бабушка нашла кухонную миску, напекла шанег, положила в нее и отнесла соседке, миску тоже им отдала. Та очень благодарила и шаньги им очень понравились, они такие не пекли. Они, переселенцы жили очень бедно, бабушка говорила, что помогали соседям, чем могли, угощали их, особенно детей.
Бабушкина семья жили небогато, как и все, но они никогда не голодали, дед был охотник и рыбак, приносил дичь и рыбу.
Делали заготовки на зиму из лесных ягод, бруснику моченую, папоротник, дикий лук, черемшу, собирали грибы, солили их, держали корову, свиней и кур, огород.

Так вот, борщи не варили, иногда варили зеленые щи или похлебку с мясом и картошкой. Наши - "гураны", пили чай. Пили по пять, шесть и более стаканов, крепкий, с молоком или сливками. В фильме «Приходите завтра», сибирячка Фрося Бурлакова, заказала в ресторане шесть стаканов чая, как пили в Сибири и в Забайкалье. К чаю на стол ставили: тарелку вареных вкрутую, яиц, их варили в самоваре. Сало соленое, замороженное, с прослойкой, порезанное на кусочки. Вазочку пиленого сахара с кусачками, сметану, творог, молоко или сливки.
Если летом, то перья зеленого лука «мангыра». Мангыр-это забайкальский дикий лук, у него зеленые, мясистые, сочные перья. А в центр стола ставили большую миску со стряпней, обычно порезанную на половинки.
 
Такой был завтрак и обед и ужин, так ели, в будни, в основном, женщины и дети. Для мужчин еще жарили картошку на сале, "яишню" с салом, или готовили жирную похлебку с мясом. Когда кололи свинью, то готовили «свежинину». Это, когда много больших кусков мяса с картошкой и луком, тушится в большом чугуне в печи, густо, с бульоном. Тогда подавались к столу и соленые грузди, моченую бруснику, квашеную капусту и соленые огурцы. Очень вкусно.

     В Запокровском, дедушка, когда колол бычка, то наливал себе стакан свежей бычьей крови и пил. Гематоген натуральный. А еще он жарил на сковороде свежую бычью кровь. Еда эта называлась-шикша. Меня, маленькую тоже этим кормили. Я до сих пор помню вкус. Нежный, мягкий, похож на фуагра. Так ели  многие в поселке. А еще, он был охотник и, в сезон охоты приносил уток, ели и курятину, кур тоже держали. Зимой лепили пельмени, крепкие семьи, где был мужчина работящий, как у нас. Лепили много, по две, три тысячи штук. Замораживали на морозе и в мешках из ткани, хранили в леднике. А зимы там, в Забайкалье очень суровые, до -50. Кстати, зимой стряпню тоже сразу после выпечки выносили на мороз, а потом так же складывали в мешки и хранили в сенях. Потом с мороза, отогревали в печи и, они как будто только испеклись, еще вкуснее становились.
 
     По праздникам все ходили друг к другу в гости. За застольем всегда пели песни. Обязательно был гармонист в деревне. Мой дядя Саша играл на гармошке, самоучка, играл на слух. До сих пор слышу  «Подгорную».

Ты, подгорна, ты, подгорна,
Широкая улица,
Почему, скажи, подгорна,
Сердце так волнуется?
Через речку быструю,
Да я мосточек выстрою.
Ходи, милый, ходи, мой, да
Ходи летом и зимой.

 Под «Подгорную», обычно плясали, и по очереди бабы пели по куплету.
Вообще, в поселке были самородки, самоучки. Один парень очень красиво рисовал картины, его отправили учиться в Москву. Много было людей, которые умели что-то делать хорошо. Мой дядя и его друг  играли на гармошках, сами научились, на слух. Особенно талантлив был его друг. А дядя тоже красиво играл на гармони, на слух и еще фотографировал всех. Люди были харизматичные, у каждого была своя яркая особенность.

У моей бабушки, а потом и у мамы, была самая вкусная выпечка, никто не мог так, хотя вроде все делали одинаково. Тётка Тая, так её называли, знала всё обо всех, такой у неё был талант. Бабка Аганя имела властный сильный характер, её мужики даже побаивались, могла враз утихомирить буяна. Еще одна соседка была очень жадная, снега зимой не выпросишь.

А родственники, дед с бабушкой, были очень добрые, в гражданскую войну приютили красноармейцев, их уложили спать в избе, а сами спали в сарае. И отдавали последнее. Никогда не ругались. А баба Аганя в войну приняла троих чужих детей, хотя у самой было четверо и всех вырастила.

Мама рассказывала, у моей бабушки была цинга и она рано осталась без зубов. Ей сделали зубные протезы, но она очень переживала по этому поводу, не хотела их надевать и всё-время плакала. Так, молва распространилась, и из соседней деревни пришла женщина её поддержать, у нее тоже были зубные протезы. Она бабушку успокоила, показала все и рассказала и бабушка успокоилась и надела "новые зубы" и всю жизнь их носила. Хотя, местные бабушки говорили, что это не цынга была, а наведенная порча из-за деда.

Дед был красивый и справный хозяин, кто-то бабушку "портил", чтоб она все время болела, чтоб дед гулял, так она всю жизнь и болела, то одно у нее, то другое.
Если у кого-то корова не доилась, соседки давали молоко от своих коров. Если хозяйка заболевала, помогали по хозяйству, варили еду, кормили детей и скотину. Сельчане помогали друг другу, если к кому-то приезжали гости издалека, то к вечеру в доме собиралась вся деревня, поздороваться и посмотреть.

Все приносили с собой гостинцы, кто в сите куриные яйца, кто молоко и сметану, кто головку масла, а кто и бутыль самогона. С пустыми руками не ходили. Всех хозяева приглашали к столу.
Однако, на руднике, было принято держать посуду для чужих, она хранилась отдельно, где-то в сенях, на полке, чистая,накрытая полотенцем. Если кто-то чужой просил попить воды, то подавали в ней.

Свои, этой посудой не пользовались. Она считалась «скоромной». И полотенце было для чужих. Хотя забредшего путника всегда кормили, если попросит, или давали еды с собой.


Рецензии
Про выпечку особенно интересно. Не отказалась бы от подробных рецептов пирога "микадо" (титул императора Японии как-никак), пресных калачиков, заварных калачей на блюдцах. :-)

С добрыми пожеланиями.

Вера Вестникова   12.11.2023 21:16     Заявить о нарушении
Спасибо большое! Что-то из рецептов есть в интернете.

Нинель Розова   13.11.2023 05:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.