Конфуций и Эларий

  "Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу". Эта поговорка — весьма древнего происхождения. В связи с ней мне припоминается старинная китайская притча:

   «Однажды Конфуций любовался в Люйляне водопадом; струи которого спадали с высоты в три тысячи жэней (китайская мера длинны. 1 жэнь равен 0,34м.) в небольшое озерцо, обильно образуя в его водах пену и отпугивая кайманов, рыб и, даже, черепах. Заметив в бурлящих потоках, образованных ниспадающей с большой высоты водой человека, Конфуций подумал, что тот решил таким образом покончить с собой в эмоциональном порыве и призвал своих учеников немедленно спасти его. Но, к удивлению Конфуция, человек, с длинными, мокрыми распущенными волосами, легко преодолев бурлящие потоки, вынырнул из воды и легко шагая по её поверхности вышел на берег, при этом, как ни в чём не бывало, напевая что-то весёлое "себе под нос" он стал прогуливаться по берегу, отжимая воду из волос. Заинтригованный Конфуций приблизился к незнакомцу и убедившись, что перед ним живой человека, а не дух утопленника, обратился к нему с вопросом: Уважаемый, позволь узнать, как ты овладел способностью хождения по воде, если это конечно не секрет?
– В этом нет никакого секрета - улыбнувшись ответил мудрецу незнакомец. эта способность у меня была всегда. Вначале, от рождения, это проявлялось у меня как привычка, при возмужании, в юношеском возрасте, — стало характером, а в зрелости — судьбой. Вместе с волной я погружаюсь, вместе с пеной всплываю на поверхность, не чувствуя никакого страха и, не сопротивляясь течению, следую за ним, не навязывая воде ничего своего. Именно всё это и позволяет мне перемещаться по её поверхности, не погружаясь.
– Что означает «от рождения — это привычка, при возмужании — характер, в зрелости — судьба?» — спросил Конфуций.
– Дело в том, что я родился среди холмов и привык жить среди них. Это – привычка; я вырос на берегу водоёма, постоянно «общаясь» с водой и пребывая с ней в полной гармонии — отсюда мой характер; я не могу отказать себе в радости погружения в воду каждый день и то, что происходит со мной, когда я вхожу в неё – происходит само по себе, помимо моего желания и по неизвестной для меня причине — такова моя судьба».

                ——————

   Притча-поговорка содержит знание о том, что всё, что ты делаешь в своей жизни — имеет значение для неё в целом. Какой-либо поступок, который часто повторяется тобою, формирует привычку. Привычка — служит основой для формирования характера, а характер — оказывает решающее влияние на жизнь или, что то же самое, на судьбу человека в целом.
   Кроме всего прочего, поговорка позволяет понять, что всё в жизни взаимосвязано: одно вытекает из другого, а другое из третьего... Одним словом, жизнь — это цепь причин и следствий. Если ты хочешь чего-то добиться в жизни, то должен выстроить эту цепь причин и следствий. Например, если хочешь быть здоровым и выносливым, бегать на длинные дистанции и непременно с комфортом, то должен следовать такому правилу:
«Если хочешь бегать с комфортом пять километров — бегай десять; если хочешь бегать с комфортом десять километров — бегай двадцать; если хочешь бегать с комфортом двадцать километров — бегай марафон (42 км); если хочешь бегать с комфортом марафон— бегай сто километров».

(Из книги: Л.Е. Балашов. "Занимательная философия". М., 2008, в художественной редакции автора – Э.Т.).

                **************

   Немного подумав над притчей-поговоркой, я решил предложить вниманию читателя свою, как мне кажется, более современную квинтэссенцию древней мудрости:
" Желание жить – порождает страх смерти; страх смерти – порождает желание обладать и эгоизм; желание обладать – порождает мысль, поиск наслаждения и, как правило, страдание; мысль, жажда наслаждения и страдание порождают поступок; поступок, даровавший положительный результат порождает привычку; привычка, порождает характер; характер порождает устойчивый стереотип поведения на многие воплощения; стереотип поведения порождает судьбу!".
Эл. Топазов.


Рецензии