Подводные крейсера ОГПУ

                ПОДВОДНЫЕ  КРЕЙСЕРА  ОГПУ

В  «шарашку»  Остехбюро  при  ОГПУ  Алексей  Николаевич  Асафов  попал  после  ареста  по  так  называемому  «делу  Промпартии», сфабрикованному  на  подозрениях  о  вредительстве, предательстве  и  диверсиях  в  промышленности  и  на  транспорте  СССР. Он  занимал  рад  руководящих  должностей, в  том  числе  был  главным  инженером  Сестрорецкого  оружейного  завода, начальником  Севзапвоенпрома, хотя  по  специальности, после  окончания  Петербургского  политехнического  института, занимался  проектированием  и  строительством  кораблей  и  подводных  лодок, сотрудничал  с  известным  профессором  И. Бубновым. Как  и  многие  другие  представители  талантливой  технической  интеллигенции, оказавшись  в  заключении  в  ленинградском  отделении  Остехбюро, связанном  с  морской  тематикой, работал  над  созданием  новых  проектов  для  флота.

Руководство  Военно -морских  сил  РККА, обеспокоенное  постройкой  на  западе  новых  подводных  лодок  для  боевых  действий  в  океане, оснащённых  мощным  вооружением, таких  как  французский  проект  «Сюркуф», английский  подводный  крейсер  «Х – 1»  и  другие, ставило  перед  инженерами  и  конструкторами  задачу  создания  больших  эскадренных  подводных  кораблей.

Имевший  опыт  проектирования  подводных  лодок  в  конструкторском  бюро  И. Бубнова, А. Асафов  уже  мысленно  представлял  подводный  крейсер  своей  конструкции – длинный  корпус  с  узкими  обводами  и  высокими  бортами, на  верхней  палубе, помимо  обычной  рубки – два  грозных  орудия. Этот  корабль  должен  обладать  высокой  скоростью  и  огромным  запасом  плавучести.
В  1930  году  Алексей  Николаевич  начал  разработку  своего  замысла – новой  большой  субмарины, получившей  обозначение  IV  серия. Его  проект  был  одобрен  в  Управлении  Военно – морских  сил  под  началом  Р. Муклевича, утверждён  Реввоенсоветом  СССР  и  21  мая  1931  года  на  Балтийском  заводе  в  Ленинграде  заложили  первый  подводный  крейсер, а  19  декабря – ещё  два. Решено  было  дать  наименования  этим  новым  подводным  кораблям  в  честь  популярных  в  стране  центральных  газет – «Правда», «Звезда»  и  «Искра», несколько  позже  добавили  обозначения – «П – 1», «П – 2»  и «П – 3», соответственно.

Ещё  на  стадии  проектирования, а  затем  и  в  ходе  строительства  крейсеров, группа  опытных  инженеров – кораблестроителей, в  том  числе  и  Б. Малинин, подвергла  детище  Асафова  серьёзной  критике, а  после  рассмотрения  специальной  комиссией, обнаружившей  многочисленные  недостатки  в  конструкции, последовала  переработка  проекта, а  затем  и  переделка  строящихся  кораблей, что  повлекло  задержку  их  выпуска. Однако, крейсера  были  всё  же  построены, но  ходовые испытания оставляли  желать  лучшего, лишь  первое  погружение  «Правды»  без  экипажа  на  глубину  более  70  м  оказалось  успешным, что  порадовало бы  её  создателя. Дальнейшее  строительство  лодок  этой  серии  было  прекращено, а  три  уже  существующих  корабля  23  июня  1936  года  зачислили  в  состав  Балтийского  флота.


Осенью  1935  года  подводный  крейсер  «Звезда» («П – 2»)  удостоил  своим  посещением  Нарком  обороны  К. Ворошилов, секретарь  ВКП (б)  А. Жданов. Эта  же  лодка  весной  1937  года  некоторое  время  сопровождала  линкор  «Марат», следовавший  в  Англию, даже  выдержала  девятибальный  шторм. В  1940  году  все  три  лодки  совершили  поход  по  Балтийскому  морю.
Подводные  крейсера  А. Асафова  успешно  использовались  во  время  Великой  Отечественной  войны  для  перевозки  грузов, как  транспортные  суда. В  1941  году  погибнув, не  дошла  до  базы  «П – 1», «П – 2»  обстреливала  занятые  противником  побережья, доставляла  топливо  в  осаждённый  Ленинград, за  время  службы  получила  многочисленные  пробоины  от  снарядов, поэтому  даже  не  ремонтировалась  и  использовалась  как  опытная. «П – 3»  прослужила  дольше  всех, усиленная  дополнительным  зенитным  вооружением  находилась  в  системе  ПВО  на  Неве, заряжала  аккумуляторы  других  подводных  лодок, уходивших  на  боевое  задание. В  1944  году  перешла  в  ведение  Высшего  Военно – морского  инженерного  училища  им. Ф. Дзержинского, став  учебной, затем  была  исключена  из  состава  флота  и  разобрана  на  металл.

Алексей  Николаевич  Асафов, создавая  свои  подводные  крейсера, столкнулся  с  решением  совершенно  новых  в  подводном  кораблестроении  проблем, возможно, ему  не  хватило  знаний, да  и  нельзя  полностью  утверждать, что  построенные  по  его  проекту  корабли  сплошь  имели  лишь  одни  недостатки: были  и  новшества – так  впервые  использовался  электропривод  для  управления  клапанов  кингстонов  балластных  цистерн, оригинальным  явилось  расположение  шпангоутов, охватывающих  корпус  снаружи, что  значительно  экономило  места  для  размещения  внутренних  отсеков. Эти  корабли  стали  тогда  самыми  быстроходными  в  советском  флоте, в  надводном  положении  развивали  до  18 – 20  узлов.
В  1932  году  А. Асафова  освободили  и  назначили  главным  инженером  Техбюро  № - 4, там  он  занялся  разработкой  других  подводных  лодок, которые  из – за  своих  небольших  размеров  можно  было  перебрасывать  по  железной  дороге  на  Дальний  восток  страны. Первые  «Малютки»  тоже  были  неудачными, опять  Алексея  Николаевича  обвинили  во  вредительстве  и  арестовали. В  1933  году  его  не  стало.
КОРОТКАЯ  ЖИЗНЬ  А. АСАФОВА  ПРИШЛАСЬ  НА  ТРУДНОЕ  ДЛЯ  НЕГО  И  СТРАНЫ  ВРЕМЯ  ВСЕОБЩЕЙ  ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТИ  И  РЕПРЕССИЙ, ОДНАКО, НЕ  СМОТРЯ  НА  ЭТО  ОН  РАБОТАЛ  И  ТВОРИЛ, ПУСТЬ  НЕ  ВСЕГДА  УДАЧНО, ШЁЛ  ТЕРНИСТОЙ  ДОРОГОЙ  СОЗДАНИЯ  НОВОГО  ПОДВОДНОГО  ФЛОТА  СТРАНЫ.

15  мая  2021  года.                Вячеслав  Прытков


Рецензии