Уроки ИЗО. Портрет
Портрет парадный (или официальный) изображает человека в официально представительном виде.
В 18 веке, когда портретный жанр завоевал ведущие позиции в русском искусстве, были созданы как формы камерного, интимного, так и парадного портрета. Была выработана схема композиционно-живописного решения парадного портрета, которая предписывала определенные размеры и формат полотна, возможные варианты размещения в нем модели и ее окружения, предусматривала целый набор аксессуаров, которые должны искусственно усилить парадность изображения, значительность самой модели. Этой схемой пользовались многие русские художники 18 - начала 19 века.
В русском искусстве 20 века парадного портрета в его старом пониманиии не существует, в нем отпала необходимость. Однако и в это время художники создают торжественные портреты современников, которые за свои дела на благо народа удостоены высоких званий и наград, заслужили всеобщее признание. Например портрет маршала Жукова, написанный Павлом Кориным.
В искусстве 20 века родился и совсем новый тип портрета, увековечивающий современника не в официально-парадном виде, а раскрывающий его заслуги перед обществом непосредственно в труде, воссоздающий образ человека-творца. В такого рода портретах человек изображается в действии, в минуты творчества.
Но во все времена художников-портретистов больше и чаще всего привлекала человеческая личность сама по себе, независимо от ее социального положения или от рода занятий. В лице модели художник как бы читает мысли и чувства человека, им владеющие. Такой портрет в отличие от парадно-официального стал называться интимным. Все в такого рода портретах в основном сосредоточено на лице портретируемого, отражающем его внутренний мир.
Иногда художники изображают свою модель на природе или в домашней обстановке, то есть воспроизводят в портрете конкретную среду, повседневно окружающую человека, где он чувствует себя привычно, где наиболее непосредственно проявляется его натура. Часто эта среда - пейзаж, интерьер - создает особую эмоциональную атмосферу, помогающую раскрыть перед зрителем внутренний мир человека, его душевный настрой в данный момент. Это портрет лирический, портрет настроения по своему содержанию, а по форме - портрет-картина, где художник решает сложные живописные задачи, композиционные и колористические. К такого рода портретам принадлежит знаменитая "Девочка с персиками".
Остановимся еще на одном виде портретного искусства - на портрете-типе. Сугубо индивидуальные, неповторимые черты характера, психология, что делает человека непохожим на других, здесь как бы отступает на второй план. Художника привлекают в модели черты внешнего облика и духовного склада, которые подчеркивают ярко выраженный национальный характер, сословное или общественное положение, то есть черты - свойственные определенному кругу людей, многим, а не одному конкретному человеку. Эти черты, подмеченные художником и заостренные им в изображаемом человеке, превращают портрет конкретного лица в обобщенный образ, в портрет-тип. Знаменитый русский исторический живописец Василий Суриков написал немало таких портретов. Над портретом-типом работают и живописцы 20-30 годов 20 века, создавая образы своих современников.
Еще одна очень интересная область портретного искусства - автопортрет, где моделью является сам живописец. Автопортреты интересны не только тем, что доносят до потомков облик художника. Автор не только всматривается в черты своего лица, но и анализирует себя, вопрошает у самого себя, что его волнует, что он думает о себе и как о человеке, и как о художнике, а следовательно, о своем назначении в искусстае и в жизни вообще. И автопортрет отвечает на эти вопросы. Познавая через автопортрет личность живописца, мы лучше понимаем его творчество. Автопортрет в значительной степени выражает философию творчества художника.
Необыкновенно разнообразны автопортреты художников, как различны их творческие индивидуальности, их темпераменты, их понимание роли искусства, а следовательно, и своей роли в жизни общества.
Одного художника интересует свое общественно-гражданское лицо. Другой прежде всего ценит в себе творца, свое служение музам, свой профессионализм. Третий чутко прислушивается к малейшим душевным движениям, к малейшим изменениям в своем настроении, вызванным, быть может, преходящими жизненными обстоятельствами, и тогда, как правило, он пишет не один, не два, а много автопортретов, запечатлевая себя в разные периоды жизни, фиксируя возрастные изменения, различное душевное состояние. Рассматривая их в совокупности, можно проследить эволюцию не только творчества, но и самой личности художника.
Иногда автопортрет создается в переломные периоды жизни художника, когда он оглядывается на уже пройденный путь, размышляет над тем, что позади, что есть сейчас и что должно быть дальше. Обычно такие автопортреты пишутся в минуты глубокого раздумья и проникновения в самые дальние тайники своей души. Это портреты-исповеди. Автор не фиксирует свое состояние в данный момент, он дает себе оценку, и не столько как художнику, сколько как человеку вообще. Во многих автопортретах проникновение в общечеловеческую сущность самого себя, самоанализ тонко и неразрывно переплетаются с раздумьями о творчестве, о роли в искусстве. Но это очень большая тема. Для отдельной статьи и конкретного раздела. Здесь же речь шла только о видах и типах портретного жанра.
Свидетельство о публикации №221051601340