Ну, чем не наперсточники? Бал-маскарад, опера Верд

 "Бал-маскарад", опера Верди,  Новая сцена Мариинского театра,  15 мая 2021 года

Наконец-то отпустило! Клин удалось вышибить клином! Самарский "Бал-маскарад" подлецов, после которого долго отставалось ощущение,  что нахлебался помоев, вытеснил прекрасный "Бал-маскарад" Мариинского театра. Но!!! Как очевидны, мягко говоря, сценические заимствования золотомасочного господина  режиссера Самарского спектакля Филиппа Разенкова, в частности, из спектакля Мариинского театра (режиссер Андрей Кончаловский, экскизы декораций - Эцио Фриджерио, совместная постановка театра Реджо, Парма, Фестиваль Верди и Мариинского театра, 2001 год). На фотографиях видно, что общий план декораций, их элементы (остов корабля), введение персонажей (карлика) похожи в постановках разных режиссеров в разных театрах,  как родные братья. Это даже не анализ, а просто лежащие на поверхности бросающиеся в глаза факты.  Первые три фотографии  - фрагменты спектакля Мариинского театра (2001 год), вторые три - Самарского (премьера 2021 года). Вообще-то такое подобие тянет, если не на плагиат, то на абсолютно недобросовестное использование чужих идей, что для режиссера, позиционирующего себя как обладателя "Золотой  маски", странно!
И еще одно поразившее меня наблюдение. В Самаре крайне некорректно, очень вольно переводили либретто в титрах. "Босс" вместо "графа" - это мелочь! Полностью  переврали  смысл арии Амелии в объяснении с Ренато, когда она просит перед смертью позволить ей повидаться с сыном.  В самарской версии Амелия спекулирует сыном и умоляет Ренато позволить ему закрыть глаза мертвой матери, которую убил отец. Хороша мамочка! Такой дикий стресс  обеспечить ребенку! На самом деле, она просит дать  возможность обреченной отцом на смерть матери обнять сына, ведь он ее больше никогда не увидит, и пусть он протянет к ней ручку перед тем, как закончится ее короткая жизнь. Согласитесь, совсем разный смысл получается. Это даже не неточный или сверхвольный перевод,  а какое-то интеллектуальное мошенничество и вмешательство в либретто. Что еще нам могут преподнести как Верди в следующий раз? Как-то все это плохо пахнет!
Именно поэтому самарский спектакль оставил  в душе такое долгое и неприятное  впечатление!
И сегодня его тлетворное воздействие было нейтрализовано потрясающим "Балом-маскарадом" в постановке Андрея Кончаловского! Какое наслаждение!


Рецензии