Материнский Комплекс в Процессе Развития Личности
---------------
Многие вещи в жизни вдруг на каких-то этапах освещаются новым светом и показывают новые пути и дорогию На мою жизнь сильно повлиял НЕГ Матери нский Комплекс и похоже влияет до сих пор и сейчас рассматриваю многое в жизни с этой перспективы
----------------
Материнский комплекс: роль и значение в процессе личностного развития (юнгианский подход)
Констелляция материнского комплекса имеет различные результаты в зависимости от того, появляется он у сына или у дочери.
Гомосексуальность, донжуанство, а в некоторых случаях и импотенция – типичные воздействия данного комплекса на сына, у которого не бывает комплекса матери в чистом виде. Половое различие приводит к тому, что в комплексе матери у мужчины значительную роль играют не только архетип матери, но и архетип сексуального партнера, то есть Анимы. Вместе с тем, как полагал К. Г. Юнг, комплекс матери имеет и положительное значение для сына, так как способствует дифференциации Эроса, развитию вкуса и эстетического чувства, проявлению любопытства, настойчивости и непреклонности воли.
-------------------
Хотя мы с братом воспринимали мать одинаково и оба были сфокусированы на её Лжи и Лицемерии комплекс развивался по разному.
Брат играл роль хорошего заботливого сына,что больше было тоже для показухи,для создания собственного положительного Образа. сфокусированный на Эгоизме . Пытается помогать другим,но больше приносит вреда,так как помощь другим у него превращается в какой-то момент в помощь себе любимому. Похоже что это происходит безсознательно,потому что как ни показывай вред от его действий он признать это не способен-точно как мать.
---------------
В понимании К. Г. Юнга у дочери комплекс матери может вести к формированию четырех женских типов, связанных с гипертрофией матери, преувеличением Эроса, идентичностью с матерью, защитой от нее.
ПЕРВЫЙ тип характеризуется усилением материнского инстинкта, когда женщина видит цель своей жизни исключительно в рождении детей. У такого типа женщин материнская связь преобладает над Эросом, который проявляется в форме власти, в результате чего происходит утрата как собственной личности, так и частной жизни ребенка.
ВТОРОМУ типу свойственно затухание материнского инстинкта, замещение его в качестве суррогата чрезмерным Эросом, приводящим к бессознательному инцестуозному отношению дочери с отцом. Следствием такого проявления материнского комплекса у дочери является излишняя ревность к матери, повышенный интерес к женатым мужчинам не ради их благополучия, а с целью разрушения их брака (в случае достижения своей цели интерес к женатому мужчине утрачивается из-за поврежденности материнского инстинкта).
Для ТРЕТЬЕГО типа характерна идентичность с матерью и паралич собственного женского начала. У дочери с материнским комплексом подобного рода наблюдается проекция собственной личности на мать. Материнство, ответственность, личная привязанность и эротическое притязание вызывают чувство неполноценности и бегство к матери как к сверхличности. Дочь цепляется за мать и бессознательно, под маской преданности, становится ее тираном.
ЧЕТВЕРТЫЙ тип характеризуется не усилением или ослаблением женского инстинкта, а защитой от сверхвластной матери. В этом случае наглядно проявляется [b]негативный материнский комплекс, когда дочь хотела бы стать кем угодно, но только не такой, как ее мать. Все инстинкты дочери выступают в форме защиты от матери и оказываются неприемлемыми для обустройства собственной жизни.[/b]
Все положительные черты матери отвергались и фокус был на негативных. Всё время хотелось развенчать этот Положительный Лживый Образ,залезть под Маску и добраться до настоящего внутри
Например -идем навещать любимую мою родственницу умирающую от рака. Мать там заливается соловьём как она скоро поправится и придет к ней посмотреть её ремонт ...А когда уходим с облегчением говорит "Ну вот как хорошо, что навестили"как будто это самое главное. А я внутри её ненавижу потихоньку. тетя -то мужественно играла в "скоро поправлюсь" для своих родных, а под матрасом нашли статьи про рак ,когда она умерла. В Союзе об этом открыто не говорилось.
Для моей дочери негативный Образ матери был создан искуственно родичами и психологами. Сначала она сопротивлялась и начала ненавидеть себя,потом ненависть перешла на мать. Психологи нашли эту ненависть полезной, так как она освобождает от зависимости от матери. Но это "освобождение" не настоящее,оно лживое, поэтому форумные "освобожденные" дочки приходили в мои темы меня наставлять и изменять из-за того, что творилось там у них внутри или в безсознательном куда они загнали свои чувства "освободившись" от матерей"
К современным психоаналитическим концепциям относится комплекс «мертвой» матери, представляющий собой феномен, (детально до Андре Грина, французского психоаналитика не исследованного меж тем ситуация, приводящая к его формированию, является достаточно распространенной в современной жизни. Комплекс возникает не из-за реальной потери матери, на первом плане здесь находится грусть матери и уменьшение ее интереса к ребенку. Мёртвая мать здесь – это мать, которая остаётся в живых, но в глазах маленького ребёнка, о котором она заботится, она, так сказать, мертва психически, потому что по той или иной причине впала в депрессию. В психической реакции человека, находящегося под властью комплекса «мертвой матери» имеет место преждевременная диссоциация между телом и душой, между чувственностью и нежностью и блокада любви.
Это переживается человеком как неспособность поддерживать длительные объектные отношения, выдерживать постепенное нарастание глубокой личной вовлечённости, заботы о другом. Женщины, находящиеся под влиянием данного комплекса, останавливаются в своей способности любить, и стремятся только к автономии, а супружеские отношения сопровождаются возрождением конфликтов и, как следствие, серьезными нарушениями]. Можно с уверенностью сказать, что синдром "мертвой матери" остается одной из наиболее трудных проблем, с которыми можно встретиться при психотерапевтической работе с пациентами.
Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что комплексы – это психические установки, которые окрашивают и определяют наш психологический взгляд на мир. Именно комплексы являются либо следствием, либо причиной конфликта, шока, потрясения, неловкости. Они содержат воспоминания, желания, опасения, обязанности, мысли, от которых никак не удается отделаться, и потому постоянно мешают и вредят, вмешиваясь в нашу сознательную жизнь. Осознание бессознательных комплексов, их «именование», делают возможным органичный переход от одной установки к другой без утраты бессознательного. Восстановление жизненно важной связи между сознанием и бессознательным – процесс напряженный и болезненный, и борьба, связанная с таким восстановлением, – это путь индивидуации
Индивидуация – это процесс, обусловленный стремлением к архетипическому идеалу целостности. Если бы мы знали, что для нас «правильно», каков наш «истинный» путь, то жили бы в полной внутренней гармонии, в мире с самими собой, следуя дао. Такой является наша цель, по сути, для нас недостижимая, но сама привлекательность этой цели часто заставляет человека слепо верить в ценность и необходимость процесса, которой ведет к ее достижению
В естественном процессе индивидуации первой видится потребность в образовании сильного и надежного эго, с которым надлежит обустраиваться в мире.
Мне кажется что Нег МК этому препятствует
Обычно этого не происходит до тех пор, пока эго не начнет испытывать потребность в установлении связи с архетипическими силами, лежащими в основании как коллективной культуры, так и личной психики.
Пока не произойдет хотя бы частичная интеграция отцовского и материнского комплексов в личностную идентичность, человек не сможет действовать осознанно и ответственно.Напротив, человек будет проявлять все большую зависимость от бессознательных комплексов и склонность к отыгрыванию архетипических значений этих комплексов. Личностная идентичность (юнговский «эго-комплекс») развивается постепенно, через дезинтеграцию и реинтеграцию психологических комплексов.
РАБОТА с МК
Необходимо отметить несколько основных аспектов, обязательных для рассмотрения при работе с материнским комплексом.
Это, во-первых, вопрос обеспечения матерью безопасности и формирования у ребенка чувства базового доверия к миру и зависимость от этих факторов уровня личностной тревожности. Имеется в виду насколько были развиты эти чувства, в той же степени ребенок склонен ожидать от жизни поддержку или боль, холодный или теплый прием. Т. е. в этом заключается степень тревожности, лежащая в основе всех наших установок и особенностей поведения.
Во-вторых, детско-родительские переживания явились местом первого столкновения ребенка с властью и авторитетом. Вопрос заключается в том, чьими нормами, правилами мы руководствуемся, кто фактически определяет нашу жизнь, чей авторитет более весом – родительский или наш собственный?
Следующим аспектом, необходимым для обязательной проработки, является сфера межличностных отношений. Именно влияние опыта родительских взаимоотношений детерминирует нашу модель отношений с другими людьми. Зачастую, «пока активны родительские комплексы, выбор партнера будет основываться либо на родительской модели, либо следуя законам гиперкомпенсации, на прямо противоположных образцах. Таким образом, в среднем возрасте человек вдруг испытывает потрясение, осознав, что он гораздо больше похож на своего родителя, чем ему казалось раньше, и что его отношения следуют в русле определенных семейных стереотипов».
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что значимость влияния материнского комплекса во всех его проявлениях на личностное развитие трудно переоценить – комплекс мотивирует человеческое поведение, а его сила свидетельствует о силе власти бессознательного над сознательными процессами.
Присутствующее в каждом из нас чрезвычайно сильное стремление к зависимости от материнской фигуры требует осознанного эмоционального преодоления.
Проиллюстрировать влияние материнского комплекса на личностное развитие нам помогут несколько примеров.
ПРИМЕРЫ
Итак, клиентка – молодая женщина 30 лет, уверенна в себе, спокойна, сдержанна, склонна к рефлексии, самоанализу. Она довольно успешна в профессиональной жизни и обеспокоена развитием своей карьеры, всячески подчеркивает свою независимость и самостоятельность. Поводом для обращения за психологической помощью стали недавние события в жизни клиента – смерть родных (бабушки, и через некоторое время дяди). Аффективные переживания, связанные со страхом смерти всколыхнули все негативные эмоции, чувства тревоги, опасности, гнева, которые были так тщательно скрыты до недавнего времени. Необходимо отметить, что воспоминания клиентки о своем детстве практически отсутствуют. Во время анализа было выяснено, что все эти эмоции относятся к фигуре «внутреннего ребенка», чувствующего свою беззащитность и уязвимость. Описывая один из самых травмирующих образов детства, доступных для воспроизведения, клиентка рассказывает следующее: «Мне 2,5 года. Я сижу дома одна, сижу на окне и жду маму… Как они (родители) - прим. автора) могли меня оставить одну?!». Несомненно, влияние такого сильного негативного материнского комплекса ощущается и в зрелой жизни клиентки: проблемы в межличностной сфере связаны, как показал анализ, именно с отсутствием доверия к партнерам, а в целом, можно сказать и доверия к миру. Т. е. материнская функция, призванная сформировать у ребенка чувство базового доверия и чувства безопасности, не сформирована. С этим же связана, по всей видимости, и боязнь материнства. Женщина осознает, что рождение ребенка – это тот шаг, на который она еще не готова и не готова именно психически: «Как я смогу заботиться о ребенке, таком беззащитном, когда я сама нуждаюсь в заботе…». Она до сих пор находится в поиске источника – источника силы, энергии, жизни. Если история этой женщины, несмотря на ее драматичность, все же внушает надежду на успешное разрешение – клиентка готова работать над своими бессознательными комплексами, то следующий пример не вселяет таких надежд.
ИСТОРИЯ №2
Ольга С., тридцатичетырехлетняя женщина, находится в разводе и воспитывает дочь. В первую очередь, в общении обращает на себя внимание концентрация эмоциональных переживаний клиентки на прошлом – периоде детства и юности. Именно там, в этих воспоминаниях протекает аффективная жизнь женщины. Проблемы же настоящего раздражают и вызывают внутреннее напряжение. В характеристиках настоящего превалируют принципы генерализации и стереотипных оценок. Именно фигура матери и становится главной в процессе терапии. В конечном счете, все эмоции обращены к матери – и презрение, и уважение, и страх потери. Фактически в жизни женщины ее мать продолжает выполнять свои функции, как это было в детстве – это и забота о доме, о самой клиентке и о ее дочери, т. е. о внучке. В данном случае можно с уверенностью сказать, что процессы сепарации так и не произошли и мы имеем дело с поглощающим материнским комплексом, при котором происходит идентификация с матерью. Возможно, что причина появления данного комплекса связна с тем, что мать Ольги ушла из семьи, когда та находилась в подростковом возрасте. Интересно, что этот этап своего взросления женщина эмоционально не воспринимает, несмотря на его явную травматическую окраску. Необходимо так же отметить присутствие трансгенерационной связи, проявляющейся и в разводе клиентки – тот же уход из семьи, и во взаимоотношениях с дочерью-подростком. Отсутствие признаков самостоятельности и ответственности маскируются преданностью матери и заботой, граничащей с тиранией – девочка отчаянно пытается удержать контроль над матерью. Таким образом, клиентка находится в зависимости и от собственной матери и от дочери.
Юнг писал: «Каждый человек склонен не замечать собственные проблемы; о них по возможности не упоминают или же, еще лучше, отрицают их существование. Хочется, чтобы жизнь была простой, надежной и ровной, и потому проблемы – это табу».
Однако для аналитической психологии характерен взгляд на личность как на результат некоего усилия, достижения, а не просто как нечто дарованное. Уделяя внимание голосу, идущему изнутри, человек обретает новое единство сознания и бессознательного, которое Юнг назвал "Индивидуацией", а путь Индивидуации – это непременно духовное путешествие; "только тот, кто сознательно внемлет силе внутреннего голоса, становится личностью
Свидетельство о публикации №221051601687