Люди с отклонениями

  Одна дама вообразила, что только она может составить счастье своей дочери, выдав её замуж так, как она это видит. Дама работала начальником отдела кадров на большом заводе, имела доступ к картотеке поступающих на завод молодых рабочих и вычисляла, кто годится в женихи. Потом обхаживала, приглашала домой, знакомила с дочерью.
    В действия дамы мог бы вмешаться муж, мол, зачем ты берёшь на себя роль свахи? Дочь тоже могла проявить характер и сказать: «Мама, не лезь в мою жизнь». Но муж и дочь уступили напору «железной леди», короче, сдались. Ведь она поступала из лучших побуждений.
   Обычно напористые люди не слишком умны; их позиции уязвимы. Наша дама, например, подбирала жениха по внешним признакам: росту, весу, цвету глаз и т.д. Так подбирают жеребца для кобылы.
   Что получилось? Ровным счётом ничего. Девушка работала медсестрой, парень – в кузнечно-прессовом цехе. От него пахло окалиной, от неё – поликлиникой. Сколько они могли жить в разных мирах? В одном-то люди не уживаются, а в разных? От этого брака остался ребёнок, а дочь возненавидела мать, потому что та сломала ей жизнь.
   Из лучших побуждений был устроен брак племянницы. По той же схеме, с заводским кандидатом. Странно, что и здесь никто не помешал. Этой семье повезло больше, она устояла, хотя несколько раз распадалась.
   Остановил поступь «железной леди» подросший внук. Его тоже хотели окультурить, но он воспротивился, сказав бабушке, чтобы та занималась своим делом.

   Ещё история. Младшая сестра говорит старшей: «Тебе надо почистить печень». Обе они учатся в финансово-экономическом институте, только на разных курсах. Говорит напористо, со знанием дела, будто всю жизнь занималась медициной. Старшая пугается: «Правда»? Младшая в ответ: «Я знаю, как это делается». Старшей бы сказать, мол, чисти свою печень, если тебе так приспичило, но она уступает жёсткому взгляду и безапелляционному напору.
   Рецепт очистки взят из интернета; шарлатаны продают снадобье, чтобы заработать.
   Что в итоге? В итоге – больничная койка, долгое лечение, академический отпуск, потеря жениха.
   Думаете, на младшую сестру такой результат повлиял? Ничуть. Рожать надо в ванной, детей закалять на морозе, а тебе ещё не обновили кровь? Ну так что же ты медлишь? А губы силиконом почему не наполняешь?
   Отклонисты есть и среди тех, кто работает в искусстве. Господь порой так одаривает талантом, что человек становится его жертвой, не знает, радоваться ему или огорчаться.
   Я как-то был приглашён на юбилей актрисы А. Она сама мне позвонила. Мы были в приятельских отношениях, ей нравились мои романсы, и один из них она попросила исполнить в её честь. Я пришёл с гитарой, меня отследила в вестибюле директриса драмтеатра и сказала, что желающих поздравить А. слишком много, и мне лучше выступить на фуршете.
    На фуршете? Когда твоя гитара становится частью жевательного процесса? Ну и ну…Короче, я огорчился, но что делать? Пришлось отправиться в ложу бельэтажа, и оттуда наблюдать за происходящим.
   И вот я устроился в ложе бельэтажа и стал смотреть на сцену. От однообразия поздравлений меня стало клонить в сон. Выходили чиновники, говорили стандартные фразы, клали пакеты к ногам А., кланялись и уходили. Запомнился лишь скетч, который разыграли молодые артисты драмтеатра: он был о пользе здорового образа жизни.
   Прошёл час. Прошло два. Прошло два часа сорок минут. Я задержал свой взгляд на А. Она благоухала. Опасения директрисы, что А. утомится, не оправдались. Она жила. Она жила сейчас, в этот момент, когда публика аплодирует, когда она почти вся скрылась за грудой подарков. Это не только удовлетворение тщеславия, а что-то большее, чему я пока не нашёл определения.
   Я вспомнил, как мы с писательской бригадой ездили в Вохму поздравлять с пятидесятилетием поэта Леонида Попова. Очень хороший поэт. Очень хорошие стихи выходили из-под его пера.
   Чествовали его в местной библиотеке. Как только библиотекарша произнесла: «Творчество Леонида Николаевича…», бедный Лёня закрыл лицо руками и просидел в таком положении битый час, пока я не отвлёк его своим романсом на его стихи.
   И тут меня осенило: актриса А. – заложница своего таланта. Хоть до утра её поздравляй, она будет цвести и пахнуть. А у Лёни Попова талант не связан с тщеславием, ему до фонаря вся эта трескотня.
   Вот и всё. Есть люди, зацикленные на себе, такие, как Блок, Чехов, Андрей Белый, актриса Гурченко, а есть не зацикленные, такие, как Пушкин, Рахманинов, Северянин. Пушкин мог бросить стихотворение к ногам понравившейся ему женщины или проиграть главу из «Евгения Онегина» в карты, а Блок бы этого никогда не сделал. Рахманинов посвящал время автомобилям и моторным лодкам, а Чехов не мог найти пяти минут, чтобы жениться на Лике Мизиновой. Сделать же из неё «Чайку» – это пожалуйста, здесь мы – великие мастера.
   В актрисе А. меня всегда поражало стремление превратить разговор в игру. Бывало, она скажет фразу и ждёт продолжения. Если я отвечал в её стиле, то получалась сценка, которой она радовалась. Она не жила, а играла в жизнь. Это и было её жизнью.
   Слава богу, я такой особенностью не наделён. Почему, спросите? Потому что жизнь и искусство несовместимы. Они живут по разным законам и подменять одно другим я никому не советую.


Рецензии