Боровиковский - портрет Куракина

В рисунке парадного портрета в 18 - 19 веках использовалась определенная схема. Очень тонко использовал эту схему, достигая блестящих результатов, известный художник-портретист Владимир Лукич Боровиковский (1757 - 1825). В "Портрете А.Б.Куракина", знатного вельможи и государстаенного деятеля времен правления Павла Первого и Александра Первого - эта схема чрезвычайно прослеживается. Именно на этой картине мы сейчас и рассмотрим схему композиционно- живописного решения.
  В центре большого, вертикального формата полотна в полный рост изображена фигура князя Куракина. Его окружают аксессуары праздности: мраморная колонна, тяжелый бархатный занавес с золотой бахромой и кистями, спускающийся на колонну и приоткрывающий дальний план, роскошная мебель, создающая торжественный фон для фигуры князя. Параден и его костюм из золотой парчи, с многочисленными орденами, сверкающими бриллиантами и другими драгоценными камнями. Все эти пышные аксессуары призваны свидетельствовать о знатности и богатстве " бриллиантового" князя, как его называли. Есть здесь и наглядные намеки-символы, которые указывают на положение вельможи в государстве, - бюст Павла Первого и Михайловский замок на заднем плане говорит о его близости ко двору императора Павла. Эти элементы создают атмосферу величия и парадности, хотя в их использовании нет прямолинейной жесткости. Фигура князя чуть сдвинута вправо, но не нарушая впечатления занимаемого им центрального положения на полотне и ощущения спокойствия всей композиции. Это достигается уравновешенностью масс в правой и левой части картины (тяжелые складки скатерти и бюст Павла - справа, мальтийская мантия и вертикаль колонны - слева).
  Гармоничны и цвета: густые звучные темно-зеленые, темно-красные тона, сосредоточенные по краям полотна, как бы обрамляют, подчеркивая и выделяя золотистые тона в одежде князя, изображенного в центре полотна.
  Аксессуары написаны с таким мастерством, что зритель, как будто бы на ощупь чувствует холод мрамора, жесткость парчи, тяжесть и мягкость бархата и невольно любуется ими как красивыми предметами.
  Фигура князя Куракина в роскошном одеянии и пышном окружении производит торжественное впечатление, чем и должен характеризоваться парадный портрет. Но если внимательно присмотреться к изображению князя, то увидишь человека стареющего, с полнеющей фигурой, с одутловатым лицом. Художник наблюдателен и правдив. Он не идеализирует модель, но и не останавливается на внешнем правдоподобии. Он идет значительно дальше и тонко раскрывает характер русского вельможи, уверенного в себе, пренебрежительно-снисходительного к окружающим, умеющего пользоваться и наслаждаться жизнью, что так легко читается в его холеном надменном лице, в его спокойной фигуре.
  Итак, на примере этой знаменитой картины, мы рассмотрели один из видов портретной живописи - парадный портрет. Здесь была представлена академическая школа 18 века, которая во многом отличалась от современной портретной школы как схемой, так и стилем написания. Более поздние образцы мы будем рассматривать на работах известных мастеров 20 века уже в других разделах.


Рецензии