Художник в изгнании

Вольный отзыв на фильм «Спиридон» (реж. Константин Абаев,  22 мин., 2016)

Фильм «Спиридон» о месте художника в ситуации современного мира, и даже шире – о месте культуры в нём.
Крепкое некогда (больше двух веков ему) здание фаянсового завода (и «живописного цеха» в нём) запустело, оказалось брошенным, пришло в аварийное состояние. И художник в нем одинок и заброшен «Ты царь: живи один, дорогою свободной иди, куда влечёт тебя свободный ум» (А.С. Пушкин), но Пушкин-то был обласкан царём, а о нынешних поэтах-художниках-музыкантах, порой, вообще никто не знает. И очень они удивлены бывают, когда кто-то даёт им копейки за труд (можно позволить себе хлеб и кефир), однако и тут их жмут – даже в этом аварийном состоянии: перекрывают последний кислород – обрезают электрический провод.
Как художнику-керамисту без тока, без станка и без печи? А он молчит… Уходит туда, куда ещё не решил. Но почему-то спокойно за него (имя Спиридон означает надёжный). Он и правда свободный – в этом костюме льняном и с парой кисточек в кармане. Где-то ещё пристанет – ещё многое сотворит. Мало таких лёгких на свете: Божии дети. Машинный мир всё больше и больше стремится нас закабалить. Каждый миг что-то требует… Художник – вне времени: шиповник с кустов ест и яблоки с дерева… Изгнали оттуда – вернётся сюда, отсюда прогонят: пройдёт города, и снова создаст уют в старой церкви (ах, как хорош живописный цех под куполом – и акустика как в церкви, и свет…). Там свет и вода, и зелёные ветви пока что никто не срубил. Он жил, он работал, любил… (каждый кирпич любил на этом фаянсовом заводе,  и реку любил, или то море?). Остались одни черепки… Черепки не случайны. Слово "остракизм" произошло от слова "черепок", "скорлупа". С  помощью глиняных черепков (остраконов) в Древних Афинах происходило голосование, по итогам которого определялся человек, наиболее опасный для государственного строя… Таковым, видимо, и является художник на Руси – лицо мешающее современной «демократии», а потому находящееся в постоянном изгнании…

13.04.21.   Наталья Летаева


Рецензии