Об идее мультивселенной Стивена Хокинга

Околоастрономическое эссе

Знак информационной продукции: 12 +

1.

В прошлом, 2020 году, в разгар короновирусной пандемии, я на досуге прослушал научно-популярную книгу знаменитого физика и философа науки Стивена Хокинга «Высший замысел» [1], написанную в соавторстве с Леонардом Млодиновым.
Я вообще часто смотрю и слушаю всевозможные материалы на астрономические и космогонические темы, и привык ко всяким удивительным гипотезам и идеям. Но здесь меня ждало нечто потрясающее, оставившее в моей душе, памяти и мировоззрении неизгладимый след.
А именно: теория мультивселенной.
Конечно, я слышал о ней и раньше, но в интерпретированном, сглаженном контексте. Но её наглядно-популярное изложение Хокингом заставило меня мысленно возвращаться к ней снова и снова.
Хокинг и Млодинов рассматривают идею мультивселенной посредством так называемой М-теории. М-теория – это фундаментальная физическая теория, кандидат на место теории всего [1, с. 206]. При этом она может быть единым представлением о мироздании, а может – системой (совокупностью) иных различных теорий [1, с. 134].
Я позволю себе дословно процитировать ту часть книги, которая особенно меня поразила.
«… законы М-теории, - пишут Хокинг и Млодинов, - более фундаментальны, поэтому они допускают существование различных вселенных с различными очевидными законами в зависимости от того, как у них свёрнуто внутреннее пространство. М-теория содержит такие решения, согласно которым допустимо существование множества различных внутренних пространств; их возможное число может доходить до 10 в пятисотой степени. Это означает, что, в соответствии с М-теорией, могут существовать 10 в пятисотой степени вселенных, у каждой из которых свои законы. Чтобы ощутить, насколько это много, представьте, что если бы кто-то задался целью проанализировать законы, предсказанные для этих вселенных, затрачивая всего одну миллисекунду на каждую их них, и приступил бы к работе в момент Большого взрыва [то есть около 13-14 млрд. лет назад – прим. В.Д.], то к настоящему времени он изучил бы лишь 10 в двадцатой степени из них. И это без всяких перерывов на кофе!» [1, с. 135-136].
Честно признаться, я не слышал ничего более масштабного с конца 1990-х годов, то есть с того времени, когда первый орбитальный телескоп «Хаббл» подарил миру информацию о дальних рубежах Метагалактики. Конечно, были и другие впечатлившие меня открытия: космические сверхпустоты («супервойды»); Великий Аттрактор; гипотеза о «тёмной материи». Но, согласитесь, 10 в пятисотой степени вселенных (!!!!), вероятно, равных по масштабам нашей Вселенной, которую мы ещё далеко не осмыслили и даже умозрительно не объяли – это реально за пределами самого смелого человеческого воображения!

2.

Но размышлять о свойствах, законах и размерах возможных вселенных – это удел физиков-теоретиков. Я же задался другим вопросом: отчего же эта идея так понравилась мировой общественности? Казалось бы, гипотеза спорная, на настоящем этапе развития науки недоказуемая, и походит скорее на «игру ума», абстракцию, наукоподобную «схоластику». И любые выводы по ней всегда найдут массу недоумения и опровержений со стороны профессиональных учёных и высокообразованных людей.
Но, согласитесь, чем-то она всё-таки «цепляет». Хоть интеллектуала, хоть даже простого обывателя. Что-то в ней есть такое, что подталкивает к размышлениям, поиску дополнительной информации и околонаучным фантазиям.
И мне кажется, что причина тому – сам человек.
Ведь мы живём в удивительное, необыкновенное время всевозможного разнообразия. Что бы мы ни начали изучать, чем бы ни интересовались – нас обязательно ждёт изобилие объектов, предметов, материалов, информации и всего прочего, что только вздумается. В той же астрономии даже профессиональные астрономы уже не знают и половины тех экзопланет, туманностей, звёзд и галактик, которые были открыты и частично исследованы. И, само собой разумеется, что современному человеку, существующему в таком «калейдоскопе всего», легче принять (хотя и невозможно представить!) мультивселенную Хокинга.
Ещё каких-нибудь сто лет назад, когда никто не знал о других галактиках, подобное предположение даже любители космической фантастики отбросили бы как «волшебную сказку». А сейчас, мне кажется, даже не всякий разделит наше удивление, а кто-нибудь просто и недоумённо пожмёт плечами, дескать: «ну и что? чего тут такого?»

3.

Продолжая свои размышления, я вдруг и сам осознал себя жителем не одной, а многих «вселенных»! Более того, я вдруг понял, насколько несовременной выглядит знаменитая схема описания абсурдности бытия у Альбера Камю (при всём к нему уважении): «дом-трамвай-работа-трамвай-дом». Вся наша жизнь – сама по себе совокупность «вселенных», причудливо пересекающихся и взаимодействующих между собой. «Домашняя вселенная», «вселенная городской среды», «вселенная сельской жизни», «вселенная развлечений», «вселенная (скорее мультивселенная) Интернета», политики, экономики, религии, природы, спорта, науки, культуры, кинематографа, моды, художественной литературы… Если нам и удастся всё перечислить, то получится меньше, чем 10 в пятисотой степени, но всё равно весьма немало.
Но эти «вселенные» нам более-менее знакомы.
Иное дело – мультивселенные Хокинга.
Кстати, в другой своей работе - о чёрных дырах и молодых вселенных [2] – Стивен Хокинг предполагает, что точками взаимодействия между вселенными являются именно чёрные дыры.
«…представляется, - пишет он, - что частицы могут падать в чёрную дыру, которая затем испаряется и исчезает из нашей области Вселенной. Частицы выходят во вселенные, которые отпочковываются от нашей Вселенной. Эти вселенные могут затем присоединиться где-нибудь ещё. Возможно, они не пригодятся для космических путешествий, но их наличие означает, что мы сможем предсказать меньше, чем ожидали, даже если построим завершённую единую теорию…» [2, с. 340].
Думаю, что если мультивселенная реально существует, всё равно нам важно разобраться в законах нашей Вселенной, и актуальность М-теории ни в коем случае оспаривать нельзя.
Но и гипотетические свойства других вселенных тоже можно пытаться предсказать. И на эту тему Стивен Хокинг высказывается весьма оптимистично: «… В последние несколько лет учёные начали работать над молодыми вселенными… они уже стали захватывающей областью исследований…»  [1, с. 340].
Лично у меня к этим учёным сотни вопросов, и не только по физике иных вселенных. Но и о том, какие там могут быть «небесные тела»? Какие организационные структуры они могут принять? Что будет с веществом нашей Вселенной, если оно через чёрную дыру окажется в другой вселенной?..
Хотя всё это детали. Главное для человека – чувствовать себя причастным. Каждый из нас фактом своего рождения и существования причастен ко всем чудесам мироздания. И, согласитесь, всем сердцем ощущать, что это мироздание ещё величественнее и разнообразнее на 10 в пятисотой степени раз - достойный посыл для всей нашей цивилизации.
А ещё – мощнейший источник созидательного вдохновения. Ведь всё то, что мы открыли, нашли, доказали, исследовали, использовали, осознали и осмыслили – это не конец пути и даже не середина.
Это – начало.
И началу этому не ведомо конца.


Источники:
1. Хокинг С., Млодинов Л. Высший замысел. – СПб.: Амфора. ТИД «Амфора», 2012. – 208 с.
2. Хокинг С. Чёрные дыры и молодые вселенные. // Хокинг С. Три книги о пространстве и времени. – СПб.: Амфора. ТИД «Амфора», 2013. – с. 217-386.

Изображение – с сайта otvet.mail.ru

15-16 мая 2021 года


Полный список произведений автора: http://proza.ru/avtor/demits


Рецензии