СОЗА роман в двух частях Часть 2 продолжение 26

18+


Вера припарковала машину на четырнадцатой линии. Собрания для созависимых по стечению обстоятельств проходили на Васильевском острове. Она долго бродила в поисках нужного дома. Им оказалось нежилое двухэтажное строение, затянутое зеленой строительной сеткой. Сбоку Вера обнаружила крыльцо, на двери которого висела самодельная табличка:
«Помощь зависимым и их родственникам»
Вера толкнула дверь. За ней оказалась узкая лестница, уходящая вниз, тускло освещенная болтающейся на проводе лампой. Внизу была другая дверь, ведущая в полуподвальное помещение. Вера пригнула голову и вошла. Внутри оказалось жарко и оживленно. Слышались женские голоса и смех.
- Ты новенькая? – к ней подошла светловолосая полненькая блондинка, - проходи, чего стоишь? Как тебя зовут?
- Вера.
- Я Света. Пальто можешь сюда повесить. Опоздавших подождем и начнем.
- Вера? – в дверной проем выглянула худая женщина лет сорока, с волевым лицом и короткой стрижкой под мальчика, - я Марина. Это со мной ты говорила.

Вера пристроила пальто на гвоздь импровизированной вешалки, пригладила и без того, идеально уложенные волосы. В дверном проеме показалось еще две головы. Девушки с любопытством окинули взглядом ее худенькую фигурку, затянутую в кожаную юбку и черный свитер-водолазку, потом заулыбались.
Одна раскинула руки, подошла и стиснула Веру в объятиях:
- Новеньким у нас всегда рады. Я – Оля, а это – Лера, - она кивнула на вторую девушку, которая тут же приветливо помахала рукой.
 Вера нервничала и повторяла про себя новые имена, стараясь запомнить.
- Проходи. Мы чай пьем.

Вера прошла следом за ними. В этом помещении почти не было мебели, если не считать старого кухонного стола возле малюсенького окошка и раковины в углу. Несколько разномастных стульев и табуреток были заняты женщинами разного возраста. Кто-то сидел на подоконнике, другие стояли с чашками в руках.
- Вера, наливай чай, бери, что хочешь, - сказала Марина, - у нас тут каждый сам о себе заботится. Привыкай.
В коридоре хлопнула входная дверь и послышались голоса вновь пришедших. Вера растерянно огляделась в поисках пустой чашки.
- Тебе повезло, - опять подошла Света, - сегодня Марина спикерит. Народу много будет, - она вручила Вере пустой стакан, выудила откуда-то пакетик чая, - вон, чайник. Только вскипел. Много не наливай, а то держать не сможешь.
- Кто мне поможет стулья расставить? - сказала Марина, вставая.
Она подошла к раковине, вымыла чашку. За ней вереницей потянулись другие, выстраиваясь в очередь с чашками и стаканами в руках.
Вера примостилась на освободившийся стул.
- Угощайся, - незнакомая девушка придвинула коробку с вафельным тортиком.
Рядом стояла тарелка с кусочками нарезанных яблок и бананов. Яблоко уже заветрелось, а банан почернел на срезах. То и дело слышались смех и громкие голоса.
- Алкоголик? – спросила девушка.
- Что?
- Муж – алкоголик?
- Нет, - Вера покачала головой. Слово «наркоман» застряло где-то в горле, и она схватила крекер и принялась жевать.
- Ясно, - девушка ободряюще улыбнулась и тоже поднялась.

Все постепенно перемещались в большой зал, часть которого Вера могла видеть со своего места. Она тоже помыла стакан и неуверенно заглянула в соседнее помещение. Оно было большим, с рядами ламп дневного света под потолком. По периметру стояли стулья. Несколько женщин выдвигали их в центр и расставляли большим кругом. Все постепенно, по одиночке и парами, занимали места. Вера села на первый попавшийся стул. Рядом с улыбкой села Света. Вера тоже натянуто улыбнулась.
Гул постепенно затих. Выдержав паузу, Марина начала собрание:
- Я Марина и я – созависимая, - с улыбкой, мягким голосом сказала она.
Далее по кругу каждая женщина повторяла:
- Меня зовут Аня и я – созависимая
- Я – Настя и я - созависимая
Вера со страхом наблюдала, как эта эстафета приближается. Наконец, все взоры обратились к ней.
- Я – Вера и я – созависимая, - пролепетала она.

Наконец, круг завершился, и опять наступила тишина. Все смотрели на Марину.
- Девчонки, - воскликнула она, расплываясь в широкой улыбке, - вы не представляете, как я рада находиться сегодня здесь, вместе с вами! Я вижу много новеньких. Еще раз представлюсь… Меня зовут Марина и я жена алкоголика, - она сияющими глазами обвела присутствующих, и Вера заметила, что многие улыбаются ей в ответ.
— Вот правда, - продолжала Марина, - многие говорят, что волнуются, когда их просят выступить… Да вон, Маша, - она рассмеялась и махнула рукой в сторону высокой худой девушки в очках, - ее тоже просили, но она отказалась. Ты же отказалась, Маш? – худая девушка со смехом отмахнулась, - а я вот уже реально так живу, что в моей жизни Бог – это все, а я вообще никто. Ну кто я такая, чтобы решать?
- Марина очень крутая, - зашептала Света, склонившись к Вериному уху, - тебе повезло, что ты сразу на нее попала.
- Так что моя задача просто быть тут, передавать свой опыт, честно, - Марина сделала акцент на последнем слове и еще раз обвела присутствующих взглядом, - я вкратце расскажу свою историю. Замуж я вышла рано за своего однокурсника. Мы, уже будучи женатыми, заканчивали последний курс универа. Хотя как вышла… снисходительно позволила взять себя в жены, - она рассмеялась, и Вера поняла, что это какая-то местная шутка, потому что многие понимающе закивали и тоже заулыбались, - этакая принцесса на горошине. Сразу пошли дети. И ничто, как говорится, не предвещало беды. Хотя все началось еще в студенчестве. Знаете же, как это в студенчестве бывает? – задорно спросила она, - все эти тусовки... Разумеется, без алкоголя нигде не обходилось, но в то время это считалось нормой. А я была убеждена, что уж я-то… я-то!  никогда не буду женой алкоголика. Не знаю почему, но верила, что эта чаша меня минует. А спустя пять лет, после того как родилась младшая дочь, к своему ужасу поняла, что я жена алкоголика и есть. Он все время говорил, что любит меня, любит детей… И вот это меня тогда страшно злило. Если любишь, докажи, – говорила я – брось пить. Да, девчонки, - со смешком сказала она, - я была мастером манипуляции, - слушательницы откликнулись ответными улыбками, и Марина усилила метафору, - да что там мастером! Гроссмейстером!

- Ты, если чего непонятно, потом вопрос можешь задать, - прошептала Света, наблюдая за Вериным выражением лица.
Вера кивнула и уставилась на носки своих ботинок. Марина рассказывала о том, как испробовала разные способы, чтобы помочь мужу. Привлекала родственников, укладывала в специальные клиники, подшивала и ходила в церковь. Но ничего не помогало.

- А потом у него язва открылась. Ой, девочки, как страшно было. Насилу скорая успела. Увезли в реанимацию. И во всей больнице не нашлось крови. А он ее много потерял. И группа у него редкая – четвертая отрицательная. Так я весь город на уши подняла, нашла кровь. И стыдно признаться, но в глубине души я радовалась. Думала, что вот теперь-то точно бросит. Ага. Опомниться не успела, как по новой все началось. Врач сказал, год максимум остался. Мужу квартира от бабушки досталась, - рассказывала она, - так он туда стал уезжать и пил по нескольку дней. Я ничем заниматься не могла. Сидела в четырех стенах и представляла, как он там пьет… как он там умирает… И вот в один из таких дней, я приняла решение. Муж приходит, а я ему говорю: я больше не хочу умирать вместе с тобой. С этого дня я буду учиться жить без тебя.

Вера заметила, как одна девушка начала плакать и, достав носовой платок, приложила его к глазам. Марина замолчала, как будто на несколько мгновений погрузилась в себя и улыбалась мягкой улыбкой. Девушка, которая начала плакать, уткнулась в плечо соседке и затихла, убаюканная ее поглаживаниями.

- Я выгнала мужа, - продолжила Марина, - Он стал жить в бабушкиной квартире, а я осталась в нашей, с детьми. Поначалу он даже больше пить стал. Но я, знаете, уже внутри все решила для себя. Даже Богу как-то сказала, мол, если ты намерен его забрать, то забирай. Я уже готова ко всему. Сказать-то я сказала, но по-настоящему в моей жизни ничего не изменилось. Мужа рядом не было, а я ходила все такая же несчастная… вся такая из себя жертва. Роптала на жизнь, Бога и упивалась жалостью к себе. Разумеется, во всем я винила мужа и ни в чем себя.
В помещении стояла тишина, слышны были только поскрипывания расшатанных стульев. Маша, высокая девушка в очках, которая отказалась выступать, безуспешно сражалась с заевшей форточкой, пытаясь ее открыть.

- Тогда мне кто-то рассказал про группы, и я начала ходить. В то время их было мало и ездить приходилось через весь город. Я как-то сразу вот поняла, - Марина улыбнулась широкой улыбкой и приложила руку к груди, - вот тут поняла, что мне это надо. Я во все вникала, всем интересовалась, делала все, что говорили, не задавала лишних вопросов. И в моей голове зародилась, наконец, первая здравая мысль, что менять нужно что-то не в муже, а в себе. Муж к тому времени понял, что я это всерьез. И обратно его никто не ждет. А я нашла круг единомышленников, круг по-настоящему родных людей, - воодушевленно говорила она, - я больше не была одинока. Мужу я тоже сказала про группы, и он пошел. Без особого желания, а чтобы я, так сказать, сменила гнев на милость. И вы знаете, почти сразу бросил пить. Только знаете, чем все закончилось? – Марина опять рассмеялась характерным смехом, - спустя год подошла очередь на операцию у свекрови. Муж тогда мало зарабатывал, зато я впахивала, как проклятая, поэтому деньги на операцию давала я. Муж повез мать в больницу и вообще всячески занимался этими больничными делами. А позже оказалось, что за операцию муж не заплатил. Он проиграл эти деньги. Вот так одна зависимость превратилась в другую. Обе квартиры были заложены. Как же я его возненавидела. Девчонки, - опять рассмеялась Марина, - тут только я по-настоящему себя увидела. А то уж было гордиться начала. Смотрите, мол, как я все правильно делаю: муж пить перестал. А вот когда наступил полный крах, тогда я, наконец, смогла признать свое бессилие. Смогла, наконец, отпустить его где-то глубоко внутри. Принять то, что другого человека мы изменить не властны. В этот невероятно сложный для меня период я, как ни странно, научилась чувствовать себя счастливой. Потому что поняла: счастье зависит только от меня. Знаете, надо понять, другой человек не в нашей власти, но во власти той, - она многозначительно подняла палец вверх и указала на потолок…

Марина еще какое-то время рассказывала о том, как приняла решение о разводе, как училась любить себя и как она теперь счастлива и благодарна мужу, себе и Богу за этот бесценный опыт. Потом началось время вопросов. Обстановка стала не такой напряженной. Некоторые встали и, воодушевленно обсуждая услышанное, опять переместились в комнату с чайником.
Вера тихо выскользнула в темный предбанник. Подсвечивая телефоном, отыскала пальто. Потом открыла входную дверь и вышла на улицу. Уже стемнело. Черное небо было усыпано множеством звезд. Она невольно остановилась и, задрав голову, любовалась этой картиной. Пока не раздался короткий и требовательный автомобильный гудок. Вера посторонилась, пропуская машину и направилась к арке. Пиликнул мобильник:

«Вера Сергеевна,
Катюша поужинала. Макароны с индейкой и салат.
Я дала ей одно пирожное.
Уроки сделали.
Нина»

Продолжение: http://proza.ru/2021/05/16/379


Рецензии
"Принять то, что другого человека мы изменить не властны."
Вспомнились слова деда, когда нас достал наш рыжий кот, который как-то в очень холодную зиму пристрастился гадить дома....
Исправить потом его было невозможно.... \Гулял на улице, а гадить стал ходить домой...
Уж если животное не подчинить, то человека избавить от пороков не возможно.
Правильно пословица гласит про горбатого, которого только могила исправит....
Остальное в личке.

Виталий Сыров   07.06.2021 20:55     Заявить о нарушении