Где и почему живут лучше

Где и почему живут лучше


Не бывает идеальных обществ. Везде убивают, везде воруют, везде врут. Но все-же нет сомнения, что в разных странах люди живут по-разному. Простой врач, учитель, бухгалтер или строитель в Швеции живет значительно лучше, чем такой же  врач, учитель, бухгалтер или строитель, например, в Венесуэле. А Северная Корея и Южная Корея вообще пару поколений назад были одной страной и одним народом. А сейчас уровень жизни в Южной Корее разительно выше чем в Северной.

Интересно и то, что со 2-ой половины  20 века и по настоящее время многие страны обеспечили очень приличную жизнь своему населению.  Так называемые страны золотого миллиарда. Эти страны после второй мировой войны не применяли военную силу друг против друга. Как-то удается им договариваться при конфликтах. К сожалению, наша родина Россия пока не входит в эту компанию.
Как же так? Ведь люди наши, вроде бы, не сильно отличаются и, попадая в какую-нибудь Данию или Канаду, вполне успешно там живут.

Мне кажутся справедливыми суждения ученых о том, что генетически народы во всем мире мало отличаются. Природа человеческая рождает довольно большое разнообразие характеров, видимо, для того, чтобы легче приспосабливаться к изменениям среды обитания. Сколько знаю семей с двумя детьми, столько удивляюсь категорическим различием характеров родных братьев или сестер. Да и пресловутые две Кореи весьма убедительное доказательство слабого влияния генетики на уровень общественного благополучия.
Есть еще такая штука у человека, как привычное, закрепленное в подсознании, представление о том, что такое «хорошо», а что такое «плохо». Вот тут, пожалуй, отличия очень заметны. Большинство наших людей ищут решение своих проблем не в себе, а у соседей, считают вежливость и терпимость к чужому мнению — слабостью, а агрессию и грубую силу - достоинством. У того самого золотого миллиарда, похоже, по-другому. Большинством ценится терпимость и вежливость, а проявление  агрессии и недоговороспособности - осуждается. Если это так, то нет ничего удивительного в том, что там жить комфортнее. Трудно не заметить в какую сторону идет переток населения. Причем уезжают из России наиболее активные и образованные люди.   
Очевидно, что на жизнь каждого человека оказывает сильное влияние то, как устроена  государственная власть в  стране, где он живет. Власть в лице людей ее представляющих,  доминирует в обществе, т. к. обладает правом и возможностью принуждения граждан. Задача власти ограничивать негативные проявления деятельности членов общества. Проще говоря, делать так, чтобы поменьше убивали, воровали и врали. Тем самым защищается созидательный потенциал людей и возможность его проявления. С другой стороны власть — это сильный наркотик для представляющего ее человека, и чем большей властью обладает человек, тем сильнее наркотик. Что называется «крыша едет». Может ли наркотически опьяненный человек эффективно управлять страной? Вопрос явно риторический. В благополучных странах эта проблема предупреждается устойчивыми механизмами ограничения персональной власти. Это известные правила:
разделение законодательной, исполнительной и судебной властей;
ограничение пребывания политиков у власти по времени;
свобода распространения информации, прежде всего, содержащей критику действующей власти;
свободные, честные и конкурентные выборы.
Свободные, честные и конкурентные выборы, кроме того, дают гражданам ощущение участия в управлении обществом и ответственности за его будущее, что и воспитывает собственно граждан, а не «рабов». Все эти правила закреплены в нашей Конституции, но категорически не исполняются по существу.

Главное фундаментальное условие экономического благополучия страны -  отсутствие ограничений для полезной созидательной  деятельности людей. Того самого естественного стремления сохранить и преумножить блага для себя и своей семьи. Одних природных богатств недостаточно. История учит, что нередко природные богатства сдерживают созидательный потенциал народа. Конечные потребительские блага достаются таким народам гораздо легче, чем народам, обделенным природными богатствами. Обделенным природными ресурсами народам ничего не остается как много работать и повышать эффективность труда. 
В нашей стране созидательный потенциал  людей реализуется слабо. Одна из  причин- сложившаяся исторически поведенческая и ценностная ориентации наших людей, в том числе  мнимая уверенность в нашем величии и особости. На эту же мельницу льет конкретное устройство нашей власти, составленной, в основном, из людей военной культуры.  Имперский дух, отсутствие уважения и защиты частной собственности, независимого суда и прочие известные особенности государственной власти в сегодняшней России также формируют ядовитую атмосферу недоверия людей друг к другу.
 
Если рассматривать общество в целом, как живой организм, то большое значение для его развития имеет уровень  конфликтности между людьми и их группами. Понятно, что высокий уровень внутреннего конфликтного напряжения толкает общество к изменению собственного устройства, чтобы снять напряжение. Понятно также, что если изменений не происходит, то они все равно произойдут позже, только в более грубой форме с большими издержками. Отставание России по уровню благосостояния и довольно агрессивная культура большинства, наряду с географическими и этническими  различиями регионов генерируют высокий потенциал внутреннего напряжения. Власти удается пока сдерживать разрядку этого потенциала эффективно отвлекая общество на мнимую опасность. Инструментом сдерживания является  государственная пропаганда через объявление внешних (пиндосы, бендеровцы и т. п.) и внутренних (либералы, евреи, кавказцы и др.) врагов. Такая пропаганда консолидирует большинство людей для защиты от назначенных врагов. Понимание, что эти враги вымышленные требует некоторых усилий и приводит к серьезному дискомфорту в голове, содержащей навеянные пропагандой истины.

 И все-же, постоянно увеличивающаяся доля людей Интернета по сравнению с людьми Телевизора, постепенно снижает влияние агрессивной пропаганды. Да и  снижение благосостояния наших людей, по сравнению с окружающим миром, будет действовать отрезвляюще. Все это  обнажит внутренний раздрай, прикрываемый необходимостью борьбы с т. н. врагами.
Нет сомнения, что когда-то произойдет очередной поворот к строительству исторически оправданной модели отношений наших людей между собой и с властью. Вопрос — Когда?
Периоды таких поворотов в России случались в 60-тые годы 19 века (при Александре втором), в начале 20-го века (Столыпинские реформы), в 50-тые годы 20-го столетия (Хрущевская оттепель) и наконец в 80-е годы 20-столетия (Горбачевская перестройка). Обращает на себя внимание, что такие повороты начинались с радикальных изменений внутри  правящей группировки, а их циклическая повторяемость имеет период около 40 лет. Если все это не случайно, то ждать осталось не долго. Стратегически губительных для страны решений верховной власти становится все больше. Под лжепатриотические фанфары мы, по существу, приобрели в мире репутацию страны изгоя.

Возможно это признаки близких перемен!?

Возможно, ожидания слишком оптимистичны?!

Лучше так, чем предсказания внутренней смуты или новой мировой войны со всеми их «прелестями».




Бен Стаско, март 2018


Рецензии