Автопоездка на Чёрное море. 1969 год

Автопоездка на Чёрное море. 1969 год.
  Ещё мне хотелось описать наше автопутешествие на Чёрное море.  Ничего осо-бенного в этом нет. Многие ездят. Но, здесь надо отметить небольшую деталь.
    Моя жена Саша в 1967 году купила 4 билета по рублю второй Автомотолотереи ДОСААФ 1967 года. В этой лотерее номеров серий ещё не было, был только номер билета. Может быть в этой лотерее билетов было не очень много, поэтому.                Один из 4-х билетов имел номер 148128. Когда пришла газета с тиражом выигры-шей, в ней мы нашли этот самый №148128. Трудно описать наше ликование!              Для уверенности я пошёл на почту и там в тираже был этот номер. Сомнений не было. Мы стали обладателем автомобиля Москвич-408  стоимостью 4 511 рублей 25 копеек.
    Сразу возникла проблема с правами, у меня были права только для вождения мотоцикла. Вторая проблема – строительство гаража. Но, это уже другие истории. 
    Возвращаюсь к поездке на море. Поездка прошла с 18.07. по 22.08.1969 года.       Состав группы:                Кондратьев Ю.Г., жена Маргарита, сын Женя студент.  «Москвич-401».                Гоглев В.В., жена Антонина, дети Коля и Таня.   «Запорожец-965».                Мерзляков Г.М., жена Саша, сыновья Сергей и Андрей.     «Москвич-408».
    Был намечен следующий маршрут: Ревда – Пермь – Казань – Горький – Москва – Белгород – Запорожье – Евпатория.                Подготовка к поездке велась долго. Последнюю неделю я не вылазил из гаража.  Препятствие с отпуском. Выручил профсоюз. И вот последний рабочий день. Едва сидим до конца и спешим домой. Дома ужин. Вещи уложены. Выезжаем.  Пункт сбора у Кондратьева. Следом за нами подъехал Гоглев. А у Маргариты в духовке ещё сидят пироги. Ждём. Ну вот и пироги уже готовы. В 18:45 – старт.
     Первая ночёвка у речушки за Киргишанами. Прошли 103 км.  Ю.Г. и В.В. распе-чатали первую бутылку за удачный старт. Я отказался напрочь (как впрочем и всю дорогу), так как голова была ещё не здорова от принятой дозы накануне старта.     Первый ужин на лоне природы, первый костёр и первые комары. Все осваиваем примусы и привыкаем к походной жизни.
    Я поднялся в 4:30 утра. Пока поднял остальных. Позавтракали, уложили вещи, уже 6:00. Стартуем в 6:20 утра.   В 13:30 приехали в Пермь. У меня появилась не-приятность, пробито днище бензобака. Бензин подтекает. Ю. Кондратьев посовето-вал залепить пробоину мылом. Так я сделал. И как оказалось позднее, на мыле доехал до Крыма.
     Чтобы исключить бездорожье за Пермью решили проплыть его на пароходе. По желанию Кондратьевых мы 5 часов катались по Перми в поисках парохода. Но там на пароход большая очередь.  И нам ничего не осталось как отправиться дальше «пешком» (на своих колёсах).                У Оханска переправлялись на пароме через Каму. На обратной дороге с моря до-мой мы ехали через Краснокамск и далее по мосту через Каму в Пермь. До сих пор не понимаю, почему вперёд тут не поехали по мосту?  Ведущим был Кондратьев и он решал.
     Вторая ночёвка была на берегу ручья в 27 км от Камы.  С нами остановился на ночёвку мотоциклист из города Артёмовска Свердловской области. Он стартовал из дома в 03:30 утра и за один день добрался сюда.
    20 июля выдалось отличное солнечное утро. И пока идёт укладка вещей, сво-бодные от «вахты» взялись за бадмингтон. Наконец вещи уложены и мы двинулись дальше.   Только опыт показывает, что прямая дорога не всегда короче. В одной из деревень между Кильмезью и Малмыжем в Кировской области встретилась нам невыносимая грязь с водой. Наши собственные усилия не помогли проехать этот участок. Пришлось обращаться за помощью к трактористу. И тут мы наблюдали такую картину.           Местный шофёр на грузовой машине повёз колхозников в го-род в театр. Он решил проехать рядом с нашей застрявшей машиной и сам за-стрял. Его пришлось вытягивать трактором. Ну. а потом трактор взялся за нас.
    Поёт натянутый трос и ты чувствуешь, как тракторные силы вливаются в  мощ-ность твоего двигателя. Такому дуэту не страшны любые препятствия.  Только на душе тревожно – вдруг трактор уедет с передком автомобиля, а ты останешься в грязи.    В.Гоглев завершает «переправу». Это удовольствие стоило нам по одному рублю с автомобиля. Дёшево отделались.   Но это не всё. Без обеда спешим дальше к переправе через реку Вятка.
      Прошёл сильный дождь, кругом вода. Едем с включёнными фарами. В очеред-ной деревне  Ю.Кондратьев  вытаскивал из лужи застрявший в ней мотоцикл и порвал диск сцепления своего автомобиля. Здесь же в деревне остановились на ночёвку. Спим сидя на сидениях автомобиля без ужина.     Я проснулся в 06:00 утра. Ю.Кондратьев уже за работой, меняет диск сцепления.   Наконец его работа закончена и мы стартуем в 10:00 часов.   А вот и река Вятка у Малмыжа, до которой мы не дотянули 8 км.  Через реку плывём на пароме.    Дальше проехали избитую дорогу по степям Татарии и у города Арска выехали на асфальт.  Через 23 км за Арском встали на 4-ю ночёвку в 17:15 часов.
     Заехали в речку, помыли машины. Я заехал под берег справа и застрял там в илу. Выбрался только с помощью домкрата и пассажиров. Решил больше не риско-вать и остановился на бетонной площадке. Это была первая ночёвка с разбросом наших машин. Рядом перекат и речка не умолкала всю ночь.  К вечеру от речки потянуло прохладой. Пока водители шприцевали машины, женщины занялись приготовлением ужина.  Собрать стол дело двух минут. Жаль только, что он сохраняет устойчивость тоже столь не продолжительное время.  Спали хорошо, несмотря на шум проносящихся рядом по шоссе машин. Рядом с нами оказался спуск к речке. Тут грузовые машины преодолевают речку вброд по перекату.
     Утро 22 июля. Завтракаем и стартуем в 8:00. За городом Лысково Горьковской области водители спали один час после обеда, а женщины мыли свои машины от грязи. Всю Чувашию мы проехали под проливным дождём и только сейчас наши машины по настоящему заблестели.
    Уютны берега спокойной и тихой речки Клязьмы около города Гороховец. Гово-рят, что тут Клязьминское водохранилище. Но я приехал сюда в самом печальном настроении.    В городе Горьком при поездке в автомобильный магазин я при левом развороте  через трамвайные пути правым крылом зацепил опору контактного провода.  Разбил фару и помял переднюю часть правого крыла. Конечно, сказался малый опыт вождения. Думал, не задену, а в последний момент не успел притормозить.  Даже такая наука - каждый столб лучше объехать -  постигается на практике.  Здесь на берегу Клязьмы, начиная с раннего утра, я приводил машину в порядок. Снимал крыло, выправлял его. Поставил новую фару из запаса. Даже покрасил вмятину крыла, краска тоже была в запасе.
     23 июля стартуем в 10:40.  Подъехали к Московской объездной дороге. Тут Ю.Кондратьев не преминул показать нам все возможности пересечения с объезд-ной кольцевой дорогой и начал крутить нас по этим лепесткам. Насытившись этим мы поехали по кольцевой дороге к Симферопольскому шоссе. Выехали за Москву по Симферопольскому шоссе и останавливаемся на 6-ю ночёвку в лесу. В лесу полно  атомобильных следов, бумаг. Валяются даже маслофильтры. Чувствуется, что мы тут не первые. В 100 м через дорогу видны дома. Ребята сходили туда за водой.    Утром позавтракали, оставили машины у кольцевой дороги и отправились смотреть Москву.  Я впервые увидел канадский автомобиль с тонированными стёк-лами у гостиницы «Метрополь».  Сергей уверяет, что Кремль ему понравился больше всего.   А  Андрея со слезами выводили из метро.  Конечно, если бы не Чёрное море, куда мы уже неделю держим путь, то Андрей поменял бы нашего Москвича на метро.
     24 июля из Москвы стартовали в 16:50. Остановились за Щёкино у Тулы уже в 22:30.  Темно.  Встали за лесополосой автострады. При фонаре распили коньяк «Плиски», купленный в Москве.  Утром проснулись -  кругом коровий помёт, ступить некуда. Видимо перед нами была стоянка коровьего стада.                Река Усожа у города Фатежа.  Здесь отдохнули 2 часа. Искупались в реке, вода мутная. Всего простояли 2 часа 25 минут, ждали Гоглева, а он проскочил, не увидев нас.
     В лесопарке перед Харьковым встали на 8-ю ночёвку. Отличный липовый лес, тихо, тепло. По моему, даже не было комаров. Встали в 4:30. Стартовали в 6:15.  В 5:30 уже шли туристские машины. Да и разве можно спать дольше, когда тебя зовёт такая дорога.  По обочинам дороги растут фруктовые деревья и, можете себе представить, с фруктами.
     Последняя 9-я ночёвка была около Геническа. Съехали с дороги на лесополосу. Ячмень сжат. Поле вспахано. Ночью холодно, тучи.  Пришлось одеть свитер. Подъ-ехали на стоянку ещё 4 машины и мотоцикл.  У Ю.Кондратьева полетел подшипник генератора. Он поставил новый подшипник, стартуем в 8:25.  Скорость он может держать не больше 60 км\час. В Симферополе на базаре  Кондратьев купил нужные детали.
    27-е июля. Вот оно и море!  Но почему все отдыхающие на берегу? В воде никого нет. Оказалось всё элементарно просто. Но поняли мы это, когда всю тёплую оде-жду напялили на себя. Дул устойчивый северный ветер. Он тёплую воду с поверх-ности угнал в море. А на её место с глубины поднялась холодная вода. Температу-ра воды в море была +15*С.  Мы остановились на стоянке «Солнышко» около Ев-патории.  Рядом с каждой машиной установили палатку, натянули навесы, одели чехлы на машины.  Короче говоря, людей и не видно. Кондратьев палатки не брал. Попросил, чтобы Женя спал в нашей палатке. Но, учитывая, что он уже студент и получалось нас двое взрослых, плюс Сергей – в двухместной палатке было тесно. Терпели это неудобство всю дорогу и на море.                В воде всё ещё никого нет, только рыбаки сидят на пирсе.                Но вот и в Крым пришло лето. Пляж заполнился загорающими.  Я ловил в море и на опорах пирса крабов. Глядя на моих сыновей, было понятно: Море – это здорово!  Только Саше и тут приходилось готовить обед.                Встретились тут ещё с одним автомобилистом из Ревды, знакомым Кондратьева.   Постепенно зрела мысль – мы тут засиделись.  Пожалуй, пора на Азовское море. Там температура воды более тёплая.                И вот 7 августа мы приехали на Азовское море. Остановились на Бердянской косе под городом Бердянском. На этой косе много автомобилистов. Специальной дороги для проезда на косу нет, надо ехать по песку. Водители с косы подсказали хитрость – надо снизить  давление  в шинах, площадь покрышки увеличивается. Это помогло нам проехать к месту стоянки на косе.    Море встретило нас более спокойно.          С одной стороны косы открытое море, с другой – залив.  В море белый песок, небольшая глубина.  Ребятишкам тут раздолье.  Надо сказать, сын кондратьевых уехал домой, у него экзамен.  На Азовское море он уже не приезжал.                В заливе глубина не большая. Он зарос травой. Я видел охотника с подводным ружьём. Он говорит, что тут есть судаки. Я с маской и трубкой плавал в заливе, но мне не удалось увидеть судака.  Конечно, нужен опыт и знание повадок этой рыбы. Но, сам поиск тоже интересен.  В заливе тоже песок. Мы тут умывались, мыли по-суду. Ребятишки с ведёрком ходят по заливу.  Как-то им удаётся руками ловить рыбу мелкую и раков.  Один раз рыбаки на баркасе привезли камбалу. Такие круп-ные рыбины. Хоть бы длину смерить для памяти, упустил. Они продавали поштуч-но. Такую крупную камбалу мне раньше не приходилось видеть. Оказалось, она очень жирная.  Совсем не то, что нам продают в магазинах.
     Но, вот и на Азове кончилось время отдыха.   На обратной дороге у Кондратьева опять серьёзная поломка машины. Мы не стали его ждать. Поехали с Гоглевым вдвоём.  От Дебессы (Удмуртия) до Кунгура ехали под дождём, а дальше только по грязи.  Учитывая, что в то время во многих местах был не асфальт, а грейдер. грязи хватало.   Мы Гоглева догнали перед Ачитом в 20:00 часов вечера. Пасмурно. На-крапывает дождь. Темнота скрывала грязь машины. А грязи было много.                Это была последняя ночёвка перед  Ачитом.  22 августа в 13:05 мы прибыли домой. За кормой осталось 7 136 км. На бензин затратили где-то 76 рублей.  Бензин тогда стоил дешевле газировки.
    Вот на этом я и закончу краткий обзор нашей автопоездки на море.                Записано  16.05.2021 года.               

   


Рецензии