Русский песенный фольклор. 1. Авторская песня

     Основные сборники песен русского фольклора, основоположником которых считается Пётр Киреевский, систематизируют свои материалы следующим образом:

    1. Авторские песни, которые вошли в русский фольклор.
    2. Народная песня.
    3. Русская песня. Авторские подражания народным песням.
    4. Песня. Авторские подражания народным песням.
    5. Романс. Авторские подражания народным песням.
    6. Исторические песни. Теперь их называют Эпические песни.
+++++++++++++++++++++++++++++++++
            
             1. Авторские песни, вошедшие в фольклор.
     В жанре русской песни западники Дельвиг и А.К. Толстой творили вместе с поэтами из крестьян. Изустная классическая народная лирика часто попадала в песенные сборники, став популярной среди литературной элиты. С другой стороны, многие романсы в авторстве литераторов, как правило, из дворян проникали в фольклор, лубок, где, в свою очередь, подвергались фольклорной переработке.
     Авторские тексты и стихотворения, ставшие песнями, это такие произведения, где предметом воспевания становится отношение авторов к народу. В таких песнях есть общие характеристики: связь песен с трудом и ремеслом, с окружающей средой, с впечатлениями от песни на песенников и слушателей.
     Что касается литературных песен, то они давались в авторских вариантах. К ним добавлялись переделки, если они были интересны публике, а также незабываемые с художественной точки зрения. Многие хорошие песенные тексты оставались за пределами сборников просто потому, что их невозможно было поместить в виду ограниченности места.
     В комментариях к песням указывалось то, откуда были взяты тексты, авторы, даты возникновения, даты публикаций, авторы музыки, даты проникновения в фольклор и в лубок.
     Многие авторские песни, перейдя в разряд народных, исполнялись даже в хоровом или детском пении.
     Пожалуй что самые сильные впечатления литературные авторы получали от ямщицких песен. Это было связано с тем, что собирателям приходилось подолгу общаться с ямщиками во время своих экспедиций за народным фольклором. По своему характеру это были протяжные, долгие напевы. Как это у Пушкина: то разгулье удалое, то сердечная тоска.
     Из поэтов, которые активно откликнулись на появление в песенных сборниках народной лирики, были Пушкин, Лермонтов, Некрасов. Каждый из них по-своему и оригинально отразил в своём творчестве народную лирику.
     У Пушкина это стали ямщицкие, молдавские, шотландские, цыганские песни.
     Лермонтов считается самым музыкальным из плеяды авторов народных песен. Он отмечал, что в народной речи иной раз значенье "темно иль ничтожно! Но ей без волненья внимать невозможно".
     Пушкин и Лермонтов отразили в своих народных песнях романтическую поэтическую школу, которую больше интересовало творчество всех народов, их фантазия, важность поэзии в повседневной жизни народов.
     Некрасов же представлял иную народную поэтическую школу. Он тяготел к демократическим преобразованиям в обществе. В своих песнях он отразил крестьянские страдания, его надежды на лучшее будущее.
     +++++++++++++++++++++++
     В этом разделе совсем нет песен о таком важном историческом периоде Руси, как Татаро-монгольское иго.
     Есть переработки песенных текстов, особенно они были активны в советские времена, когда фольклор стремился быть в русле изменений окружающего мира и быть интересным для аудитории, которая не ограничивалась теперь только полями и деревенскими посиделками, фольклор вышел на эстраду, вошёл в кино, в школу.
+++++++++++++++++++++++++++
     В подборе текстов для Сборника Русской народной Песни были использованы следующие материалы:

     Гербель Н. Русские поэты в биографиях и образцах. 138 поэтов.
     Киреевский П.В. Песни, собранные П. В. Киреевским. 1828-1929.
     Листопадов. Песни донских казаков. 1949.
     Лопатин Н.М. и Прокунин Н.М. Сборник русских народных лирических песен. 1889.
     Песни тиролек и московских гризеток. 1860.
     Попов Н.П. Смоленский рукописный сборник. 1883 г.
     Розанов А.Н. Рыбинский рукописный сборник. 1936 г. 1944 г. 1952 г.
     Ройский К. Избранные русские народные гимны и песни в руководствах для пения Маренича, Альбрехта и др. 1888.
     Сальников А. Русские поэты за сто лет в портретах, биографиях и образцах. 123 поэта. Сальников даёт биографические сведения и образцы творчества таких поэтов, как Андреевский, Арсеньев, Афанасьев, Будищев, Бутурлин, Быков, Величко, Гербель, Деларю, Ковалевский, Коринфский, Кусков, Ладыженский, Лебедев, Медведев, Оболенский, Позняков.
     Соболевский А.И. Великорусские народные песни. 1895 г.
     Собрание песен народных, малороссийских, цыганских, святочных и свадебных, художественных романсов и т.д. 1877.
     Чулков М.Д. Пулковский песенник. Конец 18-го века.
     Шейн П.В. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах. 1898.
     Якубович П.Я. Собрание лучших оригинальных и переводных стихотворений русских поэтов XIX века. 113 поэтов.
     Якушкин П. И. Народные стихи и песни. 1884.
     +++++++++++++++++++


Рецензии
Течёт Реченька, да по песочечку...

Анатолий Святов   03.10.2021 18:26     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.