Русский песенный фольклор. 2. Народная песня

     Аналитика сделана по Сборнику Русских народных песен, который приводится здесь же, на ПРОЗА.РУ.
     Материалы для Сборника систематизированы следующим образом:

    1. Авторские песни, которые вошли в русский фольклор.
    2. Народная песня.
    3. Русская песня. Авторские подражания народным песням.
    4. Песня. Авторские подражания народным песням.
    5. Романс. Авторские подражания народным песням.
    6. Исторические песни. Теперь их называют Эпические песни
+++++++++++++++++++++++++++++++++
                2. Народная песня.
     Народная песня отличается тем, что в ней заточены горести, нужды, слёзы, обиды крестьян, однако переданные они животворными звуками, звуками птиц поднебесных, с радостью и стремлением к жизни.
     Народ придумал и пустил в свой культурный оборот бесчисленное количество песен, напевов, запевалок. Есть такие, которые знает каждый и готов поддержать совместное пение. Как только запевается такая песня, никто не может остаться к ней безучастным. Этим народное песенное творчество отличается от песен, которых коснулась рука книжных авторов.
     Самыми же популярными песнями были весёлые, плясовые, игровые, хороводные, соборовые, свадебные, венчальные. По красоте мелодий, по смыслу, по настроению, такие песни вошли в золотой фонд русского народного песенного творчества.
     Происхождение народных песен не всегда понятно. Первоначально предполагалось, что фольклорная песня является продуктом коллективного народного творчества, в основе которого лежит индивидуальное творчество.
     У народной песни, конечно, был всегда какой-то выдающийся зачинатель. Затем песня подхватывалась перехожими людьми, погорельцами, ямщиками. В их устах она преобразовывалась, получала новые расширения и возвращалась назад уже как народная.
     Ритм песни «Ах вы сени мои сени», её композиция, экономичная выразительность, мудрость рифмования, считаются непревзойдённым шедевром не только российского песенного творчества. Таким песням не найти равных ни в каком ином народном творчестве, включая античное, что отмечают все наиболее прославленные исследователи и специалисты народного творчества.
     Такие ритмически совершенные песни сопровождаются устойчивым текстом. Достойные изменения народный гений пропускает довольно редко. Здесь любые изменения в попытке снять флёр местного народного колорита, терпит крах.
     Есть, к примеру, песня со словами, «как чешет кудри старая баба». В последовавших вариантах эти слова менялись на такие: «баба волосы дерёт или всклочивает». Но в народе оказался белее предпочтительным первый вариант, в котором выдержана троичность смысла.
     В такие устойчивые тексты потомки вносит некоторые изменения, но только в припевках к куплетам. Наиболее устойчивыми являются песенные тексты, где проявляются душевные силы героев. Это, к примеру, умирающий возчик в степи, который просит товарищей, чтобы не говорили ни матери, ни жене, что он умер, пусть думают, что на другой женился, остался жив. Это выражение глубокого сердечного чувства. Это песни о свободе, о выборе, о силе и ловкости, о способности к работе.
     Есть сюжеты, которые странствуют из одного фольклора в другой, к примеру, рассказ об умирающем в далёкой степи воина, который просит своего коня, чтобы он дал знать о судьбе своего хозяина, что он не умер, а нашёл своё счастье на чужбине.
     Не всегда народные песни возникали в крестьянской среде. Есть сюжеты, сопровождаемые специфической лексикой, которые не имеют корней в крестьянстве, скорее они возникли в среде зажиточных крестьян, купцов, особливо если там речь идёт о некой грамотке, которую голубь должен отнести милому.
     Было бы ближе к истине, если бы определить народные песни, как творчество всех русских людей. Здесь есть и модные песни, имеющие временный успех, есть местные, есть посвящённые общенациональным деяниям, таким, как войны с иноземцами, сюжеты которых приносили домой уставшие солдаты.
     В народном песенном творчестве проявилась также любовь народных гениев к словотворчеству, к любованию словами, к игре суффиксами, к смене ударений.
     Именно живость и свобода самовыражения, заявленные в народных песенных текстах, привлекли внимание русских композиторов, которые, увлёкшись написанием романсов и песен на эти тексты, увеличили славу и распространение народной лирики не только в России, но и в Европе, вставляя народные песни в авторской переделке в свои оперы.
     Будучи опубликованными, народные песни получали литературно-книжную прописку, получая вторую жизнь.
     +++++++++++++++++++++++
     В текстах отдельных песен попадаются разночтения, которые шли по местностям. Традиционно составителями таких сборников они не синхронизируются, оставляются. Такой подход оставляет позволяет сделать песни ценными с точки зрения сохранении лексической и исторической широты. Попадаются песни, где были сведены тексты с минимальными разночтениями.
++++++++++++++++++++
     Народная песня всегда следует за временем, в соответствии с которым происходит замена образов, эпитетов, лексики. Это позволяет фольклорной песне всегда быть в приемлемой в постоянно сменяющейся окружающей обстановке, не конфликтовать с различиями в трактовке событий своего времени, избегать конфузий и сохранять высокое эмоциональное воздействие на слушателя. Много переделок было сделано в советское время, когда песня с полей шагнула в на радио и телевидение.
=========================
     В подборе текстов для Сборника Русской народной Песни были использованы следующие материалы:

     Гербель Н. Русские поэты в биографиях и образцах. 138 поэтов.
     Киреевский П.В. Песни, собранные П. В. Киреевским. 1929.
     Листопадов. Песни донских казаков. 1949.
     Лопатин Н.М. и Прокунин Н.М. Сборник русских народных лирических песен. 1889.
     Песни тиролек и московских гризеток. 1860.
     Попов Н.П. Смоленский рукописный сборник. 1883 г.
     Розанов А.Н. Рыбинский рукописный сборник. 1936 г. 1944 г. 1952 г.
     Ройский К. Избранные русские народные гимны и песни в руководствах для пения Маренича, Альбрехта и др. 1888.
     Сальников А. Русские поэты за сто лет в портретах, биографиях и образцах. 123 поэта. Сальников даёт биографические сведения и образцы творчества таких поэтов, как Андреевский, Арсеньев, Афанасьев, Будищев, Бутурлин, Быков, Величко, Гербель, Деларю, Ковалевский, Коринфский, Кусков, Ладыженский, Лебедев, Медведев, Оболенский, Позняков.
     Соболевский А.И. Великорусские народные песни. 1895 г.
     Собрание песен народных, малороссийских, цыганских, святочных и свадебных, художественных романсов и т.д. 1877.
     Чулков М.Д. Пулковский песенник. Конец 18-го века.
     Шейн П.В. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах. 1898.
     Якубович П.Я. Собрание лучших оригинальных и переводных стихотворений русских поэтов XIX века. 113 поэтов.
     Якушкин П. И. Народные стихи и песни. 1884.
     +++++++++++++++++++


Рецензии
Оч. нужный труд! Выставляю рецензию, чтобы читающие моё рецнзионное поле, знакомились с Вашими, несомненно полезными, статьями. Плюс!

Анатолий Святов   30.09.2021 23:43     Заявить о нарушении