Русский песенный фольклор. 3. Авторские подражания

     Если суммировать состав Сборников русских народных песен, то можно разделить песни по типам следующим образом:

    1. Авторские песни, которые вошли в русский фольклор.
    2. Народная песня.
    3. Русская песня. Авторские подражания народным песням.
    4. Песня. Авторские подражания народным песням.
    5. Романс. Авторские подражания народным песням.
    6. Исторические песни. Теперь их называют Эпические песни
+++++++++++++++++++++++++++++++++

                3. Авторские подражания народным песням.
     Теория литературы 19-го века сильно отставала от жизни. Она по-прежнему изучала литературные явления, которые уже давно прекратили своё существование, но никак не желала признавать новый жанр, только что появившийся, благодаря трудам братьев Киреевских, вдохновлённых Пушкиным, Жуковским и Далем, жанр русской народной песни.
     Теоретики указывали на то, что русские песни делятся на народные (крестьянские) и художественные или искусственные (написанные поэтами), подчёркивая этим, что народные песни не могли иметь тех художественных характеристик, кои имели авторские песни.
     В чём теоретики были правы, так это в том, что тексты авторских песен этого нового жанра можно назвать авторским подражанием народной лирике, поскольку, по словам Белявского, подражательность является той самой характерной чертой таких песен. К ним можно отнести тексты Тимофеева, Мерзлякова, Башмакова, Дельвига, Цыганова и других авторов, популярных и полузабытых уже в то время, а наше время и совсем забытых.
     Раздел этого жанра «Романсы», теоретики русской словесности того времени называли подражанием французской народной песне, хотя уже тогда романсы прочно вошли в жанр русского народного творчества. Так или иначе, но все такие произведения признавались сильно приближенными к народным песням.
     Такие плодовитые авторы подражаний, как Дельвиг и Кольцов, называли свои песни в жанре народного подражания как Песни, Романсы и Русские песни.
++++++++++++++++++++++++++++++
     Вплоть до 1917 года редакторы Сборников Русской народной песни, лидером из которых оставался Пётр Киреевский, сохраняли основную массу замечаний их составителей. Это касалось и правописания, и знаков препинания. Иногда менялось что-то только в абзацах.
     В советские времена народная песня стала претерпевать некоторые изменения, которые и отражались в новых переизданиях Сборников. При этом традиционно сохранялись отметки о местностях, откуда шли песни. При этом не наблюдалось попыток вводить новые правила в составление сборников, касающиеся переделки песен под единый стандарт, советская стандартизация не коснулась народного песенного творчества в части синхронизации текстов песен по местностям.
++++++++++++++++++++
     Появилось множество песен, которые явно были авторскими, вошли в народный песенный фольклор как народные. Их особенностью было то, что они отражали события своего времени. Вмести с авторскими народными песнями в фольклор входили и новые персонажи, события, явления. Аудитория восприятия расширилась благодаря появлению СМИ, Радио и Телевидения. Власть особо не препятствовала развитию такого рода народного творчества. Дело было поставлено на поток.
===========================
     В подборе текстов для Сборника Русской народной Песни были использованы следующие материалы:

     Гербель Н. Русские поэты в биографиях и образцах. 138 поэтов.
     Киреевский П.В. Песни, собранные П. В. Киреевским. 1929.
     Листопадов. Песни донских казаков. 1949.
     Лопатин Н.М. и Прокунин Н.М. Сборник русских народных лирических песен. 1889.
     Песни тиролек и московских гризеток. 1860.
     Попов Н.П. Смоленский рукописный сборник. 1883 г.
     Розанов А.Н. Рыбинский рукописный сборник. 1936 г. 1944 г. 1952 г.
     Ройский К. Избранные русские народные гимны и песни в руководствах для пения Маренича, Альбрехта и др. 1888.
     Сальников А. Русские поэты за сто лет в портретах, биографиях и образцах. 123 поэта. Сальников даёт биографические сведения и образцы творчества таких поэтов, как Андреевский, Арсеньев, Афанасьев, Будищев, Бутурлин, Быков, Величко, Гербель, Деларю, Ковалевский, Коринфский, Кусков, Ладыженский, Лебедев, Медведев, Оболенский, Позняков.
     Соболевский А.И. Великорусские народные песни. 1895 г.
     Собрание песен народных, малороссийских, цыганских, святочных и свадебных, художественных романсов и т.д. 1877.
     Чулков М.Д. Пулковский песенник. Конец 18-го века.
     Шейн П.В. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах. 1898.
     Якубович П.Я. Собрание лучших оригинальных и переводных стихотворений русских поэтов XIX века. 113 поэтов.
     Якушкин П. И. Народные стихи и песни. 1884.
     +++++++++++++++++++


Рецензии
Пушкин в письмах брату, сообщал из ссылки в Михайловском, что он записал десять старинных народных песен. Но сколь не искал не найду. Кстати, все сказки, которые он переложил на ямб, из уст Арины Радионовны, были напевны. Так легче запоминалось передавая из века в век. Куда делись первоисточники неизвестно. А ведь Пушкин их записывал работая над сказками, перекладывая на осовремененный язык. Был также цикл былинных скоморошин Кирши Данилова, которые были также напевны.. Одна из них у меня в разделе "Былины, баллады, поэмы"

Анатолий Святов   01.10.2021 03:25     Заявить о нарушении
Анатолий. Сказка, которая была записана, умерла, она должна сказываться, передаваться из уст в уста. Я проводил сравнительный анализ сказок Афанасьева и тех же, записанных в конце прошлого столетия. Это не одно и тоже. Почти 200 лет жизни одной и 200 лет на одре другой. это очень любопытно.

Та же история и с народными песнями. Но там ещё сложнее.

Я по разным источникам собрал почти 2700 сказок из русского фольклора и ещё столько же сказок соседних народов, которые сказывались и передавались из уст в уста на русском языке. Самоглядное зеркало называется.

Надо будет посмотреть Ваше собрание. Если есть ссылка, Анатолий, то скиньте

Олег Данкир   01.10.2021 10:41   Заявить о нарушении
Афанасьева, у меня почти полное собрание сочинений: включая все его записи и разборы о всех жителях параллельного мира: леших, домовых и тд. Что касается сказок, я имел ввиду Пушкинские стихотворные. Как полагают нек. исслед. - Арина Радионовна была посвящнна в знания 300-т летних старцев, передаваемых из уст в уста в напевной форме, и "Глубинной книги" или "Голубинной"... По-разному источники называют. Но все сходятся в одном: что в ней была записана настоящая история миллионолетия Русов (т,е. нас руссичей) на планете Земля. Сказка умерла - это Вы точно сказали. Даже у Афанасьева собраны лишь осколки. Все сказки писателей ушли от того тайного знания, ранее передаваемого из поколения в поколение.

А вот и былинная скоморошина Кирши Данилова (18-ый век). Одна из.

http://www.proza ru/2016/10/19/505

Эх, послушать бы его настоящее пение, музыку и пляс!

Анатолий Святов   01.10.2021 11:53   Заявить о нарушении
Скорее всего, все Пушкинские песни вошли в сборник Киреевского, ведь Пушкин и Жуковский были вдохновителями и соавторами собирания русских народных песен по всем русским землям. Это был в сущности подвиг русского дворянства, когда каждый дворянин на своей земле считал своим долгом собрать песни, что пелись в народе и отправить братьям Киреевским. для этого людей даже обучали грамоте, в этом участвовали и дети. В течение почти десяти лет шёл сбор этих песен. Ни до, ни после, ни в России, нигде ещё в мире, не было такого широкого и массового движения по собиранию народных песен.

Киреевские набрали, говорят, больше десяти тысяч песен. После смерти братьев Киреевских, их архивы разошлись сначала по родственникам и местным библиотекам, потом разъехались по всему миру. Но все эти песни продолжают разгуливать среди русского народа, они здесь, рядом с нами, нужно только прислушаться и мы их услышим и когда-нибудь повторим подвиг Киреевских.

Олег Данкир   01.10.2021 12:12   Заявить о нарушении
Точку, гад, съела компъютора, а продублировать точку после

Анатолий Святов   01.10.2021 12:13   Заявить о нарушении
proza. не даёт. Ссылку на Киршу Данилова продублирую в следующей рецензии.

Анатолий Святов   01.10.2021 12:23   Заявить о нарушении
Никакой Арины Родионовны в природе не существовало. Нянь у Пушкина было несколько. У него память была хорошая, а все сюжеты народные шли через его друзей, собирателей фольклора, тогда было модно собирательством заниматься.

Что касается его сказок, то это сказки все авторские, в сказочных народных сборниках они не должны присутствовать. К тому же Пушкинские сказки очень далеки от фольклора. К примеру Балда -- это абсолютно вымышленный персонаж. В фольклоре это обыкновенный балда.

Олег Данкир   01.10.2021 15:37   Заявить о нарушении
Анатолий. Я хочу создать видеоролики на 2700 русских народных сказок. Я уже их все озвучил. Подбираю видеоряды и музыку. Пока тренируюсь на Библии.

Олег Данкир   01.10.2021 15:43   Заявить о нарушении
Не знаю откуда у Вас сведения, что него было несколько. Но после лицея, друзья свидетельствуют, что Пушкин называл няней только Арину Радионовну. Младенцев тогда вскармливали и не матери. По описанию Вяземского и других его друзей, - это была дородная женщина с правильными чертами лица. Одевалась прилично, идя по двору, осанкой и породой, резко отличалась от остальной дворни. Бвла смекалиста и говорлива, сыпя народными прибаутками, шутками и поговорками, не замолкая ни на минуту. Пушкин не перебивал её при друзьях, улыбаясь и похохатывая от её остроумного говора. На взгляд Вяземского была довольно знающая и грамотная, но по простецки. Весёлая, резвая. добродушная и гостеприимная. Была замужем и имела и своих детей. Могу ещё добавить свидетельств письменных к её портрету, но это уже за рамки,)

Анатолий Святов   01.10.2021 17:55   Заявить о нарушении
Что касается сказки о попе и его работнике Балде, соглашусь - это Пушкинское. Как и о золотой рыбке. Но сказка о медведице и другие - это уже народно-смысловые, взятые не из дружеских общений. Тем более цикл сказок он писал находясь в ссылке..в Михайловском. Дркзья его посещениямитне баловали по понятным причинам,) Можно поинтересоваться, а что Вы ищете а библии? Я там ответов на саои вопросы давно не ищу. Не религиозен, зная, что Бог - это всесозидающая, самосоздающаяся и самовоспроизводяющаяся сверхэнергия. И если и обращаюсь в своих произведениях с именем Бог, знайте, что общаюсь непосредственно. В "Тайне" я рассказал

Анатолий Святов   01.10.2021 18:32   Заявить о нарушении
Да, насчёт создания видеороликов - это великолепно! Желаю успеха и удачи. Я тоже сейчас в задумке с ааторской своей музыкой...

Всех благ!

Анатолий Святов   01.10.2021 18:38   Заявить о нарушении
Но это лишь задумка. Рессурсов и времени нет

Анатолий Святов   01.10.2021 18:43   Заявить о нарушении
Пушкин, как и Лермонтов, известные были выдумщики. неделя без розыгрыша, и всё. можно топиться. Отчего постоянно и биты бывали и на дуэли вызываемы.

Только никто эту Арину Родионовну в глаза не видел. Нет её и в списках по его имению.

Олег Данкир   01.10.2021 22:21   Заявить о нарушении
Не знаю. Я доверяю изданным посмертным воспоминаниям близких еиу людей. В поисках своей родословной по имени отца, я тоже не нашёл ничего, кроме упоминания, что был такой поместный Добрыня Святов в Москве во время царствования Ивана Грозного и переходе власти к Романову. Дальше следы теряются. Как они оказались в Нижнем Новгороде следы теряются. По линии матери, вообще, терские казаки оказавшиеся во время войны на Кавказе и пленении Шамиля, тоже оказались в Нижнем Новгороде. С фамилией Казаковы. Знаю ещё лишь то, что во времена Лермонтова, кто-то из предков по Казаковсеой линии, служил в Нижегородском драгунском полку, а по словам тёткитпо матери говорила, что во времена Пушкина мы Болдинские, но не крепостные... и, всё! Так что всё меняется, подменяется... и, всё! С улыбкой. Ныне даже архивы об участии в великой Отечественной засекречены. Что там перелопачивается, Неизвестно. Хорошо, я еще до запрета наградной лист отца на ордена успел получить из архива. На медали: за освбождение Праги и другие, не успел. Ну да, ладно. С добром!

Анатолий Святов   02.10.2021 01:22   Заявить о нарушении
Кстати, версия троюродного брата (тоже Нижегородского), что со времён взятия в плен Шамиля на Кавказе, мне как кажется - его выдумка. По временнЫм расстояниям, не крыжится по цифрам.

Анатолий Святов   02.10.2021 02:00   Заявить о нарушении
Насчёт музыки Вы упомянули. Я беру музыку композиторов Российской школы до революции, ну и немного после революции. Но идеально было бы сделать музыку для русских сказок авторскую, свою, но на основе народного песенного творчества. Там напевом основных не так уж и много. Сватовство, колыбельные, свадебные, гуляльные. Не больше сотни.

И аранжировать их на компьютерных прогах. Есть бесплатные в интернете, есть платные. Я пробовал как-то оперу Иоланта через программу пропустить. Нашёл партитуру, как-то засунул в прогу и стал проигрывать в разных вариантах, меняя инструменты, кое-где нотки, постепенно упрощая композицию. Короче вышла у меня русская Барыня. Не зря Чайковский так много писал музыки на русский фольклор.

Олег Данкир   04.10.2021 09:54   Заявить о нарушении
Вообще-то вся дореволюционная музыка идёт от Бога и народа. Я нашёл 452 композитора старой школы, но играются только 150 из них. Остальные забыты. Партитуры в Интернете есть на три сотни, остальные нужно по музыкальным шкафам искать в библиотеках, что-то в частных коллекциях.

Кстати, музыкальное образование Шопена относится тоже к Российской классической школе. Но на Библию он не ложится. Дл я Библии нужна драматургическая лирика, а Шопен салонный автор, его Жорж Санд таскала по балам да салонам Парижским, где он на ходу, буквально за роялем, придумывал свои гениальные сюжеты. Кажется, они оба были ни мужик, ни баба.

Олег Данкир   04.10.2021 10:01   Заявить о нарушении
Он всю жизнь рвался принять участие в восточноевропейских революциях, желая вместе с польским народом получить свободу. Но сладкая салонная жизнь... у него, в его композициях везде эта тоска присутствует...

Олег Данкир   04.10.2021 10:05   Заявить о нарушении
Да. Есть такая программа способная анализировать то или иное музыкальное произведение EMI, изобретённая Дэвидом Коупман. Но я больше склонен находить источник вдохновения сподвигнувшей композиторов на проихведение. Источником вдохновения может быть событие, как у Петра Чайковского в произведении "1812 год", "Времена года" у Вивальди; и даже небоскребы в Америки, вдохновившие бразильца Эйтора Вилла. Что вдохновляло нашего Лядова очень даже понятно: сказочные видения из русского мифотворчества. Я не так углублён в знания о музыке, как Вы, поэтому прикасаясь к вашим познаниям, нахожу новое и для себя

Анатолий Святов   04.10.2021 20:27   Заявить о нарушении
Пользуюсь для аранжировки современных стихов. Есть и направление такое в музыке, очень модное сейчас. Но я всегда музыку сверяю с двумя произведениями человеческого Гения, которые без участия Бога не могли осуществиться, это Библия и Русский фольклор.

Слушаю любую музыку и пытаюсь её положить на какой-нибудь Библейский рассказ или на сказку. И то и другое в изначальности своей пелось. И это была божественная музыка, ибо вся музыка из космоса. Значит, если музыка от Бога, а не от компа, то она ляжет и на Библию и на сказку фольклорную.

Олег Данкир   05.10.2021 21:23   Заявить о нарушении
Интересная ваша: ты-мысль: обоснуй, не пользуясь темой,)))

Анатолий Святов   05.10.2021 21:44   Заявить о нарушении
Это как? Профессор, можно ещё билет?

Олег Данкир   05.10.2021 23:49   Заявить о нарушении
Я лично не слышу музыки в библии: кровь, устрашение, продажа брата в рабство и тем похваляясь, что он всё же их простил, благодаря своим сновидческим способностям перед царствующей династией достигнув вышеполодения: не вижу высот в гармоническом ряду музЫк

Анатолий Святов   06.10.2021 02:05   Заявить о нарушении
Постарайтесь услышать. Ведь слышат же музыку в поэме Ромэо и Джульетта. А там тоже кровь, предательство, измены, политика, власть. А Руслан и Людмила? Пока Руслан добрался до Людмилы, сколько народу он прикончил?

Моисей не имел голоса, он передоверил озвучку своему брату, Аврааму, который был при голосе, и он пел, вернее распевал. Причём это было всегда при горе какой-то, при горе с пещерой или гротом. Звуки проходили через эти звукофоры и изменялись, усиливались, становились Божественными.

А Нагорная проповедь Иисуса?

А во Храмах это всё разве не поётся? А псалмы Давида, Соломона, Эсфири?

Олег Данкир   06.10.2021 11:27   Заявить о нарушении