Русский Песенный фольклор. 4. Русская песня

     В Сборнике Русского Песенного фольклора, составленного по основным сборникам русской народной песни, важнейшим из которых остаётся великий труд Петра Киреевского Киреевский, все материалы можно систематизировать следующим образом:

    1. Авторские песни, которые вошли в русский фольклор.
    2. Народная песня.
    3. Русская песня. Авторские подражания народным песням.
    4. Песня. Авторские подражания народным песням.
    5. Романс. Авторские подражания народным песням.
    6. Исторические песни. Теперь их называют Эпические песни
+++++++++++++++++++++++++++++++++

                4. Русская песня
     Особо следует отметить в направлении подражаний жанр Русской песни, который зародился ещё в 18-м веке, развился в 20-е годы 19-го столетия и расцвёл в 30-е годы того же столетия. В этом жанре наиболее интересные поэтические следы оставил Кольцов, который считается здесь классиком. За ним можно поставить Мерзлякова, Дельвига, Цыганова, Никитина, Алексея Толстого, Сурикова.
     Это всё популярные поэты. Но было много в жанре Русской песни и малоизвестных лириков, последователей, многие из которых писали просто так, как, к примеру, Мочалов, Лажечников. Многие песни этого жанра, входя в фольклор или в лубок, теряли своих авторов.
     Нелединский, сочинявший в жанре подражаний задолго до корифеев этого жанра Мерзлякова и Цыганова, отметился несколькими песнями, которые исследователи только с натяжкой относят к Русским песням, за их приторную сентиментальность, излишнюю игру с суффиксами, мало свойственные мудрому и острожному в проявлении чувств русскому фольклору.
     Более точны в стиле Русской песни М.Попов, Чулков и Митрофанов. Все они, кстати, не принадлежали к дворянству.
     Песни сентиментального характера М.Попова, всего 22 песни, почти все, исследователи относят к разряду Русской песни. Они появились в конце 18-го века.
     К тому же времени относится сборник песен Митрофанова. Там их 12. Тексты выстроены в простонародной лексике. Их литературная теория тоже относит к разряду Русской песни.
     Жанр Русской песни отличается от жанра русской народной лирики тем, что изустная русская народная поэзия создавалась даровитыми русскими талантами, имена которых не сохранились, а лирика жанра Русской песни создавались авторами не из народа, но и не из дворянства. Хотя попадаются несколько авторских зарисовок как из той, так и из другой категории, но их меньшинство.
     Из дворян -- это барон Дельвиг, князь Шаховской, князь Шаликов, граф А. Толстой, дворцовый чиновник Нелединский-Мелецкий, камергер Мятлев, С. Стромилов, А.И. Римский-Корсаков.
     А вот не дворянского сословия среди авторов жанра Русской песни было огромное количество. Это купцы Мерзляков и Лажечников; разночинцы Серебрянский, Красов; это мещане Кольцов, Никитин. Это Цыганов, Суханов, Алипанов, Разорёнов, Дрожжин, Панов, Суриков – все из крестьян. Отец и сан Ибрагимовы были родом из татар, а среди татар крестьянского сословия не было.
     Таким образом, авторами текстов жанра Русские песни были с одной стороны талантливые самоучки без специального образования, их было большинство, и авторы из высокородных семей, получивших университетское образование, часто за границей. В результате в этом жанре соединились дворянская тяга к народной лирике и стремление выходцев из народа к литературе и книге.
     Жанр Русской песни приобрёл черты гибридности от смешения литературной поэзии с изустной фольклорной лирикой.
     Обращает на себя внимание лексика жанра Русской песни. Здесь нет варваризмов, но нет и изысканности, свойственной лексике литературных кружков при столичных университетах. Здесь нет сложных предложений, нет запутанных фраз, свойственных придуманным русским сказкам, сочинявшимся специально для чтения дворянским детям. Здесь нет грубостей, которыми изобилует народное творчество, здесь мало упоминаний об особенностях быта.
     В этом смысле Русская песня является в некотором смысле облагороженным жанром Русской народной песни. Она более сентиментальна, не увлекается описанием реального быта, обстановки. В этом жанре авторы всё больше заостряют своё внимание на чувствах, преимущественно нежных и грустных. Из природы в их стихах всё больше птички и цветочки. Реальности крестьянской мало.
     Из плеяды авторов жанра Русской песни можно особо выделить Кольцова, поскольку только ему удалось отразить в своём творчестве вычурную чувственность авторской песни с высоким драматизмом народной песни, на основе внешних форм народной бытийности. В его песнях есть реальная тяжёлая крестьянская обстановка, но сила духа побеждает все невзгоды.
     Из всех высоких достижений жанра Русской песни, народ воспринял только те, в которых торжествовали весёлость и бодрость.
     Цыганов, современник Кольцова, считается литературными исследователями истинным виртуозом Русской песни. К нему можно присоединить также Тимофеева. И тот, и другой пользовались известным успехом у композиторов.
     К Кольцову можно присоединить Никитина. Особенно Никитину удаются тексты, в которых он воспевает душевную силу или удаль.
     Крестьянский сын Суриков, хорошо знавший быт крестьянской жизни, больше обращает внимание на её трудности, что потребовало от него поиска новых поэтических и образных форм. К Сурикову были близки Дрожжин и Панов, не только по своему крестьянскому происхождению, но и по сути песенных текстов.
     ++++++++++++++++++++++++++++

     В подборе текстов для Сборника Русского песенного фольклора были использованы следующие материалы:

     Гербель Н. Русские поэты в биографиях и образцах. 138 поэтов.
     Киреевский П.В. Песни, собранные П. В. Киреевским. 1929.
     Листопадов. Песни донских казаков. 1949.
     Лопатин Н.М. и Прокунин Н.М. Сборник русских народных лирических песен. 1889.
     Песни тиролек и московских гризеток. 1860.
     Попов Н.П. Смоленский рукописный сборник. 1883 г.
     Розанов А.Н. Рыбинский рукописный сборник. 1936 г. 1944 г. 1952 г.
     Ройский К. Избранные русские народные гимны и песни в руководствах для пения Маренича, Альбрехта и др. 1888.
     Сальников А. Русские поэты за сто лет в портретах, биографиях и образцах. 123 поэта. Сальников даёт биографические сведения и образцы творчества таких поэтов, как Андреевский, Арсеньев, Афанасьев, Будищев, Бутурлин, Быков, Величко, Гербель, Деларю, Ковалевский, Коринфский, Кусков, Ладыженский, Лебедев, Медведев, Оболенский, Позняков.
     Соболевский А.И. Великорусские народные песни. 1895 г.
     Собрание песен народных, малороссийских, цыганских, святочных и свадебных, художественных романсов и т.д. 1877.
     Чулков М.Д. Пулковский песенник. Конец 18-го века.
     Шейн П.В. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах. 1898.
     Якубович П.Я. Собрание лучших оригинальных и переводных стихотворений русских поэтов XIX века. 113 поэтов.
     Якушкин П. И. Народные стихи и песни. 1884.
     +++++++++++++++++++


Рецензии
Я бы добавил сюда ещё и Киршу Данилова, который пел в начале 18--го века (Пушкинские времена и даже ранее) неприятные для официоза песни. Как в наше недалёкое прошлое и Владимир Высоцкий, Алешевский, и др.

http://www.proza.ru/2016/10/19/505

Анатолий Святов   01.10.2021 12:36     Заявить о нарушении
Причём заметьте, Каспий он называет по-настоящему по старорусскому Хвалынским

Анатолий Святов   01.10.2021 12:40   Заявить о нарушении
У Каспия полтора десятка именований и все русские, что Русское море, что Хазарское, что Хвалынское.

Олег Данкир   01.10.2021 15:41   Заявить о нарушении
Я в курсе. Сегодня ввёл пояснение и в текст. Задавался уже вопрос в рецензиях ранее, какое это море сейчас.

Анатолий Святов   01.10.2021 16:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.