Русский Песенный фольклор. 5. Романс

     Весь Русский Песенный фольклор обычно делится на виды в соответствии градуляцией Петра Киреевского:

    1. Авторские песни, которые вошли в русский фольклор.
    2. Народная песня.
    3. Русская песня. Авторские подражания народным песням.
    4. Песня. Авторские подражания народным песням.
    5. Романс. Авторские подражания народным песням.
    6. Исторические песни. Теперь их называют Эпические песни
+++++++++++++++++++++++++++++++++

                5. Романсы и литературные песни.
     Литературная песня – это царство приятности, нежности, гибкости в лирике, королевство одического парения. Здесь авторы текстов и музыки стремятся к естественности, лёгкости и трогательности воспроизведения, в совокуплённости с игривой страстью и без всякого поучительства.
     В чём отличие Песни книжной от Народной песни. Народ сочиняет свои песни в ритме танца, в хоре. Вместе с текстом рождается напев и музыка. Народная лирика не существует без напева. Литературная песня начинается с текста, который сочиняют поэты, потом, если стихотворению повезёт, его в свой оборот брал композитор, создавая музыкальное сопровождение. В результате получался чаще всего романс, который в 19-м веке обозначился как весомый поэтический жанр, в котором неустанно работали почти все известные писатели и поэты вкупе с выдающимися композиторами.
     Не все песенные тексты известных авторов, создававшиеся для музыкального сопровождения, стали романсами, многие так и остались песнями для чтения. Под песенный лад попадали не только специально написанные тексты, но оды и даже отрывки из эпических произведений.
     В песнях и романсах литераторов основной упор делается, как и в Русской песне, на чувство, которое передаётся простыми набросками, чем достигалось цельность произведения. Тем не менее, описание чувственных переживаний в литературных песнях выглядят сложнее, а в романсах даже противоречивее, чем в народных.
     Чаще всего поэты и писатели использовали для написания песен и романсов такой стихотворный строй, как хорей, больше двухстопный или трёхстопный. Попадаются и другие стихотворные метры, к примеру, Державин иногда использовал ямб, хотя ото всех требовал хорея для романсов.
     Четырёхстопный ямб применял Языков. Но ямбовский метр не сильно подходил для Литературной песни и Русского романса, музыканты предпочитали выбирать песенные тексты, выстроенные в хорее. Лишь немногим песням в метре ямба повезло сохраниться до наших дней.
     У Литературной песни и Романса, за некоторыми исключениями, почти нет припевов, которыми обильно снабжены народные песни. Хотя в процессе культурного оборота, в народном пении, некоторые романсы и песни получили свои припевы.
     Зато у Литературной песне есть рефрены, это когда каждая строфа или какое-то слово продолжается несколько раз заключительной строкой.
     Народная песня, связанная неразрывно с напевом, часто для увеличения эффекта напевности, повторяет некоторые стихи. Примером может служить песня «Тёмным Лесом».
     Литературная песня и Романс избегает повторов. Если они и присутствуют, то только ради смыслового эффекта, усиления важности чего-то.
     Романс закольцовывает текст, последняя строфа может повторять первую. Романс может удивить интересной рифмой или её расположением в тексте.
     Но все эти особенности Романса и Литературной песни диктуются уже композиторами, которым не хватало пространства стиха для выражения своей музыкальной версии. С Народными песнями это было сложнее произвести, поскольку там уже присутствовал напев, и он являлся доминантой. В Авторской песне композитору было куда вольготнее себя реализовать.
     Разную роль в Литературной песне играют расположение гласных и согласных. При пении текстов гласные выглядят более выразительно, особенно в Народной песне.
     И в жанре Народной песни, и в жанре Романса рассудочность, поучительность только отягощают пение. Здесь, особенно в народном жанре, допустимы слова без определённого смысла. Важно только, чтобы они при звучании вызывали соответствующие смыслу текстов эмоции у певцов и их слушателей.
     Русская песня отличается тем, что в ней авторы стремились быть ближе в выражении своих чувств к формату Народной лирики. Здесь допускались и допускаются сейчас подражания.
     Литературная песня отличается тем, что авторы песенных текстов, как правило, были людьми профессиональными в писательском ремесле, они владели в совершенстве литературным языком и способны были достигать выражения своих чувств в простой, ясной читателю и слушателям лексике, так что им не приходилось подражать народному стилю.
     Романс является производством искусных в литературе творцов, в котором они выражали свои чувства достаточно сложным образом высоким литературным, в некотором смысле поэтическим языком. Поэтому многие произведения, записанные в такой стилистике становились романсами и никак не претендовали на то, чтобы стать песнями. У романса свой особый синтаксис, изобилующий причастиями и деепричастиями. Исполнение таких произведений доступно только в камерном исполнении профессиональными певцами.
     В романсе отметились многие поэты, писатели и литераторы, которые не приветствовали устремлённости интеллигенции к народным стилям.
     Хотя, конечно, и здесь были исключения, которые, как и положено исключениям, были талантливыми. Граф А. Толстой сочинял во всех лирических песенных жанрах. Ему был доступен стиль Русской песни, просто Песни, но в большей степени стиль Романса.
     Практически все выдающиеся литераторы 19-го века искали своего выражения в Русской народной лирике. Самые твёрдые и глубокие следы в этом творчестве ставили Пушкин, Державин, Лермонтов, Некрасов.
     Державин в своей пьесе «Добрыня», вышедшей в 1804 г., вставил ряд своих песен в стиле народной лексики. Правда, все его песни остались хлебом только для литераторов и критиков. Народ его песни не услышал.
     Пушкин проявил значительную часть своего таланта в жанре народной лирики. Он откликнулся на фольклор не только русского, но и других народов. У него есть песни всех доступных его познаниям российских народов. Его творчество в этом жанре активно поддерживал Глинка.
     Лермонтов сочинял в сущности Русскую песню без подражания народной лексике. Ничего не упрощая в выражении своих чувств, он сумел донести свои стихотворения до самой души русского народа, за что народ русский Лермонтова отблагодарил, впустив его песни в свой фольклор и лубок.
     Некрасов сильно выделялся из плеяды авторов в романтическом жанре, достиг наиболее возможного приближения к народной бытийности и крестьянским чаяниям. Он выработал наиболее удобные для песенного исполнения метрические размеры стихов, где нашли место и хорей, и анапест, и дактилические рифмы.
     Следует отметить, что наряду с выдающимися литераторами 19-го века, отметившимися в жанре песни и романса, поднялась в этом жанре и слава великих композиторов, таких, как Римский- Корсаков, Алябьев, Верстовский, Гурилёв, Глинка, Даргомыжский, Мусоргский, Балакирев, Варламов, Чайковский.
     Ряд песен, из ставших популярными на театральной эстраде опер, затем перешла в фольклор, даже вытесняя в некоторой степени деревенский фольклор из повседневной жизни селян.
     Тургенев начинал свою литературную карьеру именно как поэт, когда из-под его вдохновенного, юношеского ещё, пера вышли «Утро туманное» и «Баллада». Многие исполнители даже и не помнят сегодня, что это Тургеневские песни. А цыгане приписали себе авторство Романса «Утро Туманное».
     К песням и романсам устремлял свои поэтические интересы и Дельвиг, сочинявший как в Песенном жанре, так и в жанре Русских песен. Наибольшей популярностью стали пользоваться его Русские песни, возможно, благодаря его сотрудничеству с композитором Алябьевым.
     Языков одним из первых прослыл собирателем русских народных песен. Он стал одним из первых самоотверженных вкладчиков в эпохальное собрание народных песен Киреевского, освященное Синодом и скреплённое Императорской волей. Языков тоже сочинял в жанре Русской песни, но больше для студентов. У Языкова было много последователей, которые отметились переработками его текстов до неузнаваемости.
     Граф Соллогуб отметился написанием шлягеров в формате студенческих песен в жанре Русской песни. Его последователи сделали много переработок с целью подведения его стихов под те или иные музыкальные мотивы.
     Гребенка был известен в литературном мире 19-го века как украинский поэт, писавший на мове. В русской песенной поэзии и лирике он написал несколько песен и пару романсов. Можно вспомнить его текст «Очи чёрные», авторство которого приписывают себе цыгане. А песня «Молода ещё девица я была» вошла в фольклор, претерпела множество переделок, одна из которых о комиссаре сохранилась и по сей день. Правда поют её только на сцене.
     Майков следует заветам Пушкинской традиции. Он отметился поистине мастерскими переводами и переработками фольклорной лирики других народов. Этот поэт много стилизовался в переводах и переработках греческих песен на новый, русский народный лад.
     Мей больше тяготел к славянофильству и занимался переводами песен славянских народов.
     Тимофеев, малоизвестный автор, который, однако, отметился множеством популярных песен и романсов. Среди них до сих исполняется песня «Нас венчали не в церкви».
     Мочалов, драматический актёр, хороший знакомый Цыганова. Известны его несколько лирических произведений в песенном народном жанре, к примеру, «Ах ты солнце, солнце красное».
     Аксаков, в своё время достаточно популярный среди композиторов автор в стиле русской народной песни, часть из этих песен вошли в русский фольклор.
     Кони Фёдор, автор романса Гондольер, который и сейчас можно услышать на посиделках литературных.
     Анордист, малоизвестный автор в стиле Русской песни. Отметился гениальным произведением «Вот на пути село большое».
     Ниркомский, таинственный автор, о котором мало что известно, точнее, неизвестно совсем ничего. Его творческому духу приписывают песню «Матушка, голубушка» на музыку Гурилёва.
     Григорьев. Он стал известен как литературный критик. Неисправимый друг цыганщины. Стихов издал немного где-то в далёком 1846 г. Его вдохновению принадлежат романсы «О, поговори хоть ты со мной, подруга семиструнная», «Твои движенья гибкие».
     Карабанов. Пушкин в своей опере Пиковая дама ввёл пастушковую пастораль со словами Мой миленький дружок, любезный пастушок. Его же перу принадлежит популярная солдатская песня Гренадеры, молодцы, которая пережила множество переделок и дожила до наших дней.
     Молчанов. Его баллада «Было дело под Полтавой» также пережила множество переделок. Одна из них появилась в 1905 г. под названием «Было дело под Артуром». Молчанов руководил хором, и с его помощью пропагандировал свою песню.
     Малышев отметился авторством песни «Звенит звонок, и тройка мчится». Будучи регентом певческой капеллы, писал для неё хоровые произведения, некоторые из которых вошли в сокровищницу Русской народной песни.
     Митрофанов, певец, автор песни «Солнце на закате». Сам же её и исполнял в своих публичных выступлениях.
     Стромилов стал автором песни-романса «То не ветер ветку клонит». Популярность тексту придала музыкальная композиция Варламова, в которой был строго выдержан жанр Русской народной песни.
     Много других, малоизвестных поэтов были обречены на малозаметное существование в памяти потомства, если не на полное забвение. Некоторые творения из их творчества иногда попадали в антологии 19-го века. К числу таких полузабытых уже авторов относятся: Альбицкий, Аммосов, Андреев, Бешенцев, Богданов, Ваненко, Глебов, Головин, Дмитрий Давыдов, отец и сын Ибрагимовы, Ильин, Ковалевский, Коншин, Макаров, Малышев, Марин, Мачтет, Межаков, Порецкий, Разорёнов, Николай Соколов, Шатров. Все они отметились в 19-м веке одним или несколькими вдохновениями в жанре Русской народной лирики. Но мало кто из них попадал в популярные песенники, антологии или сборники.
     +++++++++++++++++++++++
...............
     Интересно то, что издатели и редакторы Сборника, издававшегося в разных вариантах до 1917 года, сохраняли практически все замечания Киреевского, сделанные его рукой, не тронув ни правописания, ни знаков препинания. Исправления касались только отделения красных строк, где-то скобок. В Сборниках против каждой песни отмечались местности, где они были записаны или напечатаны.
     Разночтения авторские или по местностям, попадающиеся по отдельным песням, не синхронизировались, а оставлялись, что позволяло сделать песни более цельными при сохранении лексической широты. В одну песню сводились только те тексты, где разночтения были минимальны.
++++++++++++++++++++
     Что касается переработок песенных текстов, то они следовали за своим временем, в соответствии с которым происходила замена образов, эпитетов, лексики с целью приближения к условиям окружающей обстановки, уточнения смысла произведения, выявления её вне временных конфузий и для повышения эмоционального воздействия на аудиторию, чем особенно прославилась советская школа переделок, где всё это было поставлено на поток.
     Так что советский народ сам стал великим критиком и редактором исторического русского фольклорного наследия.
+++++++++++++++++++

     В подборе текстов для Сборника Русского песенного фольклора были использованы следующие материалы:

     Гербель Н. Русские поэты в биографиях и образцах. 138 поэтов.
     Киреевский П.В. Песни, собранные П.В. Киреевским. 1929.
     Листопадов. Песни донских казаков. 1949.
     Лопатин Н.М. и Прокунин Н.М. Сборник русских народных лирических песен. 1889.
     Песни тиролек и московских гризеток. 1860.
     Попов Н.П. Смоленский рукописный сборник. 1883 г.
     Розанов А.Н. Рыбинский рукописный сборник. 1936 г. 1944 г. 1952 г.
     Ройский К. Избранные русские народные гимны и песни в руководствах для пения Маренича, Альбрехта и др. 1888.
     Сальников А. Русские поэты за сто лет в портретах, биографиях и образцах. 123 поэта. Сальников даёт биографические сведения и образцы творчества таких поэтов, как Андреевский, Арсеньев, Афанасьев, Будищев, Бутурлин, Быков, Величко, Гербель, Деларю, Ковалевский, Коринфский, Кусков, Ладыженский, Лебедев, Медведев, Оболенский, Позняков.
     Соболевский А.И. Великорусские народные песни. 1895 г.
     Собрание песен народных, малороссийских, цыганских, святочных и свадебных, художественных романсов и т.д. 1877.
     Чулков М.Д. Пулковский песенник. Конец 18-го века.
     Шейн П.В. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах. 1898.
     Якубович П.Я. Собрание лучших оригинальных и переводных стихотворений русских поэтов XIX века. 113 поэтов.
     Якушкин П. И. Народные стихи и песни. 1884.
     +++++++++++++++++++


Рецензии
Достойный обзор! Да и весь цикл статей посвящённый этой важной теме. Удивляет отсутствие рецензий. Неужто нет ни одного откликнувшегося музыковеда среди авторов проза.ру?

Автору статей сберегающему наследие исследователей песенного творчества, моё почтение.

Анатолий Святов   02.10.2021 00:09     Заявить о нарушении