1. 3. Символ креста. ГАТА1. Символика. Инайят Хан

1.3. Символ креста


Символ креста имеет много значений. В Библии сказано: сначала было слово, потом появился свет, а затем был создан мир. И как свет выражается в форме креста, так и каждая форма показывает в нем изначальный знак. Каждый художник знает ценность вертикальной и горизонтальной линий, которые составляют скелет каждой формы. Это подтверждается учением Корана, где сказано, что Бог создал мир из Своего собственного света. Крест - это фигура, которая везде подходит к любой форме.

С моральной точки зрения крест означает боль или пытки. Это означает, что в каждой жизненной деятельности, которую можно представить в виде перпендикулярной линии, возникает препятствие, которое представляет собой горизонтальная линия. Это показывает картину жизни, и то, что, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. Кто-то спросил великого Мастера Али, что заставило его поверить в Бога, Который выше человеческого понимания. Али сказал: «Я верю в Бога, поэтому я вижу, что, когда только я проявляю желание, ничего не происходит». С метафизической точки зрения это показывает картину ограниченности жизни.

Символ креста в связи с жизнью Христа не только относится к распятию Учителя, но и означает распятие, с которым человек должен столкнуться, обладая истиной. Идея индуистской философии состоит в том, что жизнь в мире - это иллюзия, и поэтому каждый опыт в этой жизни и знание в этой жизни также являются иллюзиями. На санскрите эта иллюзия обозначается словом «майя», ее также называют митхйа, от которой происходит слово «миф». Когда душа начинает видеть истину, она, так сказать, рождена свыше, и для этой души все, что кажется истинным среднему человеку, является ложным, и то, что кажется этой душе истиной, для обычного человека ничего не значит. Все, что кажется среднему человеку важным и драгоценным в жизни, не имеет ценности или значения для этой души, а то, что кажется этой душе важным и ценным, не имеет значения и ценности для обычного человека. Поэтому такой человек естественно прячется в толпе, которая живет в мире, совершенно отличном от того, в котором он живет. Представьте себе жизнь в мире, где никто не говорит на вашем языке! И тем не менее он может жить в мире, потому что знает язык. И все же для него жизнь в этом мире так же невыгодна, как для взрослого мир детей, играющих со своими игрушками. Человек, осознавший истину, подвергается всем страданиям и пыткам так же, как и все другие люди, за исключением того, что он способен переносить их лучше, чем другие. Но в то же время, когда, находясь в толпе, все бьют друг друга и тоже получают удары, познающий истину должен стоять в одиночестве и только принимать их. Это само по себе великая пытка. Жизнь в этом мире трудна для каждого человека, богатого или бедного, сильного или слабого, но для знатока истины она все же труднее, чем для других, и это само по себе крест. Следовательно, для духовного Посланника крест - естественная эмблема, объясняющая его нравственное состояние.

Но есть еще более высокое значение креста, которое понимает мистик. Это значение называется самоотречением, и для того, чтобы научить его морали, в качестве первого урока преподаются мягкость, смирение и скромность. Самоотречение - это следствие, причиной которого является самоуничижение. Это самоотречение, когда человек говорит: «Меня нет, Ты есть»; или  художник, глядя на свою картину, говорит: «Это твоя работа, а не моя»; или  музыкант, слушая собственное сочинение, говорит: «Это Твое творение, меня не существует». Тогда эта душа в некотором роде распята, и через это распятие приходит воскресение. Нет ни малейшего сомнения в том, что, когда человек испытал достаточно боли в своей жизни, он поднимается к этому великому сознанию. Но не обязательно, чтобы средством была только боль. Это готовность человека стереть свою часть сознания и стереть свою собственную личность, которая приподнимает завесу, скрывающую дух Бога от взгляда человека.

Перевод: Садананда Брамхачари


Рецензии